Обучения в вузе – важнейший период социализации человека. Студенческий возраст характеризуется стремлением самостоятельно и активно выбирать тот или иной жизненный стиль и идеал. Поэтому вузовское обучение выступает мощным фактором социализации личности студентов и преподавателей.
Именно система образования представляет уникальную возможность более или менее спланированного воздействия на процесс формирования жизненных ориентиров молодежи. Во-первых, образование является стержнем, вокруг которого, так или иначе, воссоздается вся система общественного самосознания. Во-вторых, образование несет в себе потенциал для внутреннего развития.
Сегодня на сферу образования должна быть возложена особая задача, заключающаяся в формировании нового мировоззрения, которое соответствовало бы эпохе будущего.
Однако возникает проблема о необходимости и целесообразности воспитания уже взрослых людей, суть решения которой зависит от толкования данной категории. «Если воспитание понимать как воздействие на личность с целью формирования нужных воспитателю, вузу, обществу качеств, то ответ может быть только отрицательным. Если как создание условий для саморазвития личности в ходе вузовского обучения, то ответ должен быть однозначно положительным» [8].
Сегодня воспитание в вузе представляет собой важнейший способ социализации и адаптации молодого человека в постоянно меняющемся обществе. Воспитание – это управление процессом социализации индивида, заключающееся в процессе целенаправленного влияния на интеллектуальное, духовное, физическое и культурное развитие личности.
Воспитание студентов в вузе протекает под влиянием целенаправленной профессиональной социализации будущих специалистов и главным образом связывается с гуманизацией образования, что ставит перед преподавателями дополнительные требования к повышению качества, уровня, культуры преподавания и общения со студентами. Главной целью работы, как целых вузов, так и отдельных факультетов должна стать подготовка образованного специалиста с профессиональными и личностными нормами, ценностями и обязанностями, т.е. социализированного.
Эффективность воспитания студентов в процессе профессиональной социализации зависит от целой системы факторов. Необходимо четко представлять себе те профессиональные качества, которые необходимы современному специалисту, а также те гражданские качества, которые необходимы члену современного общества.
Сегодня главной задачей воспитательной деятельности вузов должно стать создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. В связи с этим возрастает роль преподавателя, его личности, его знаний и культуры мышления, системы ценностей и профессионализма. Именно преподавателю принадлежит главенствующая роль в подготовке студента как будущего профессионала, в развитии его личности.
Важно то, что преподаватель в вузе нужен не только как носитель и «передатчик» информации. Как специалист с определенным набором знаний и умений, определенным мировоззрением, жизненными установками и ценностями, особенностями профессионального поведения, он не только передает студенту знания и профессиональные умения, а приобщает его к определенной культуре. Он не только несет ответственность за профессионально выполняемые обязанности, но и через передачу собственного коммуникативного опыта формирует личностный облик образованного и культурного специалиста, что отражено в исследованиях проблем высшей школы (Т.Е. Исаева, Н.В. Кузьмина и др.).
Проблема взаимоотношений педагога и учащихся, воспитателя и воспитанников рассматривалась как классиками, так и исследуется современными педагогами. По их мнению, роль личности педагога в воспитании считается первостепенной. Она основывается на том, что суть авторитета преподавателя составляют его деятельность и нормы поведения, которые и должны стать примером для подражания.
Необходимо помнить о том, что эффективность воспитания достигается лишь тогда, когда сам педагог-воспитатель внимательно относится к своей деятельности, постоянно анализирует воспитательный процесс, делает правильные выводы.
Деятельность преподавателя – это каждый раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Никакими учебниками нельзя заменить живого сотрудничества педагога и воспитанников, живого человеческого общения. Еще К.Д. Ушинский говорил о том, что только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать «характер».
По мнению Н.М. Борытко, воспитание как индивидуальный процесс реализуется в педагогической помощи (в форме руководства, поддержки и сопровождения) самостановлению человека: его смысловому самоопределению, самореализации и саморазвитию. Результат такого воспитания проявляется в характеристике общения человека с окружающим миром (в способе обмена информацией и связанных с нею эмоциональных состояниях).
Кроме того, он говорит о том, что воспитание как специально организованная деятельность выстраивается как ценностно-смысловое взаимодействие педагога и воспитанника, при котором совершенствуется каждый из них. Результатом такого воспитания становится деятельная активность воспитанника как форма утверждения ценностных установок субъекта.
Таким образом, в современных условиях актуальным становится личностно-ориентированное и личностно-развивающее взаимодействие, которое предполагает признание обучаемого основным субъектом воспитания, образования, партнером в образовательно-воспитательном процессе. Цель такого педагогического взаимодействия – создание благоприятных условий, содействие в личностном развитии, формировании нравственных ориентаций, самоопределении всех субъектов образовательного процесса (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, А.В. Мудрик, И.С. Якиманская и др.).
При моделировании и проектировании процесса воспитания личностных качеств студентов преподавателям важно учитывать социально-психологический портрет современного студенчества. Вступило в жизнь новое поколение молодежи с иными нравственными качествами личности, ценностными установками, жизненными ориентирами; студенты вынуждены материально обеспечивать себя, подрабатывая параллельно учебе, сильно подвержены стрессам и неврозам, склонны к антисоциальному поведению. К основным источникам, порождающим отрицательные черты у студентов, можно отнести несоответствие учебных программ и методов обучения требованиям времени; доминирование авторитарного стиля руководства и общения, не учитывающего интереса студентов, их права выбора организационных форм учебной деятельности, права на участие в управлении собственной учебной деятельностью.
Необходимо отметить, что современная педагогическая практика перешла на новый уровень межличностных отношений, где существует тесная взаимосвязь воспитания личности и предпочтения диалогических форм учебного взаимодействия, т.к. проявление тех или иных личностных качеств возможно увидеть только в общении, во взаимодействии с другими людьми. Диалог – это одна из форм гуманистически ориентированного педагогического процесса.
Развертывание обучения на основе диалога гуманизирует образовательную ситуацию, вносит в нее человеческие основания. В диалоге происходит самоопределение, саморазвитие и преподавателя, и студентов, возникают субъект-субъектные отношения.
Организация учебного процесса в диалогической форме реализует индивидуальную позицию преподавателей и студентов. Межсубъектные отношения в процессе обучения сменяют ролевые «маски» педагога и студентов на личностные позиции общающихся людей. Тем самым создаются условия для их саморазвития и самореализации в условиях взаимодействия.
Таким образом, несмотря на то, что проблема взаимодействия преподавателя и студента вуза для развития их личностей находится в процессе психологического анализа, существование данного факта и его огромный потенциал не вызывает сомнений. Конечный результат воспитания студентов должен достигаться путем решения повседневных, постоянно изменяющихся воспитательных задач, встающих перед преподавателем. Причем важно определить и ближайшие, и более отдаленные задачи в развитии у каждого студента его профессионально важных и воспитании личностных качеств. Известно, что формирование личности человека происходит на протяжении всей жизни, но именно в вузе закладываются основы тех качеств специалиста, с которыми он затем вступит в новую для него атмосферу деятельности и в которой произойдет дальнейшее его развитие как личности.
Так как студенческий возраст – время жизненного, личностного и профессионального самоопределения, период обучения в вузе под профессиональным руководством преподавателя должен быть нацелен на развитие в каждом студенте высокого уровня интеллектуального, духовного, физического и культурного развития личности для способности жить в гражданском обществе. А так как основным средством воздействия педагога является он сам как личность, а не только как грамотный специалист с необходимым набором знаний и умений (профессия педагога требует постоянного совершенствования своей личности, развития интересов, способностей), именно человеческие качества, требовательность не только к окружающим, но и, прежде всего к самому себе играют решающую роль в эффективности деятельности преподавателя.
Истинный педагог всегда сможет зажечь хоть ученика, хоть студента, повысить их мотивацию. Настоящий педагог может добиться такого эффекта, когда воспитание перерастает в самовоспитание.
Список литературы:
- Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособ. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. – Ростов н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999. – 560с.
- Борытко Н.М., Колесникова И.А., Поляков С.Д. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособ. для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2007. – 336с.
- Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогике к педагогике свободы. – М.: Мирос, 2002. – 296с.
- Исаева Т.Е. Изменение роли преподавателя высшей школы в современном обществе // Интеграция образования. – Саранск, 2003. – №1. – С.19-22.
- Кузьмина Н.В. Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе. – М., 1976. – 112с.
- Мудрик А.В. Социализация человека. – М., Академия, 2006. – 304с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М.: Аспект Пресс, 1995.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 Т./ Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1990.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. – 1995. – №2. – С. 31-42.[schema type=»book» name=»РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА» description=»Данная статья посвящена актуальной проблеме необходимости воспитания личности студентов в процессе обучения в высшем учебном заведении. Раскрывается важная роль преподавателя вуза не только как транслятора профессионально важных знаний и умений, но и как равноправного партнера, что способствует созданию условий для саморазвития и самореализации студентов в условиях взаимодействия.» author=»Сафронова Ольга Владимировна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-16″ edition=»euroasia-science_6(27)_23.06.2016″ ebook=»yes» ]