Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

РОЛЬ МУЗЫКИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . РОЛЬ МУЗЫКИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Музыка является одним из самых эффективных способов воздействия на чувства и эмоции любого человека. Это неотъемлемая часть нашей жизни, мы все имеем музыкальные предпочтения, и подавляющее большинство людей регулярно слушают радио или песни любимых авторов. Музыка – это  часть культуры каждого народа, а, следовательно, если слушать музыку народа изучаемого языка и на этом же языке, то можно глубже познать особенности его культуры, быта, традиций, мировоззрения.

Еще в XIX веке ученый И.Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как y животных, так и y человека. Некоторые русские хирурги включали музыку во время сложных операций: согласно их наблюдениям под влиянием музыки все процессы в организме пациентов протекали спокойнее, гармоничнее. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка оказывает положительное влияние на кровообращение, дыхание, устраняет усталость и придает физическую бодрость. Всё это создаёт предпосылки для использования песен в процессе обучения иностранному языку. [2, c. 30]

Под словом «музыка» понимается:

— просто музыка, т.е. инструментальное исполнение различных музыкальных произведений;

-пение, т.е. вокальное исполнение произведений, как с инструментальным музыкальным сопровождением, так и без него, т.е. акапельное, сольное и хоровое пение;

— видеоклипы с записями популярных песен на разных языках мира;

— вербальная информация из мира музыкальной индустрии, включающая статьи, рецензии, музыкальные рейтинги, интервью, объявления, рекламу, фрагменты теле- и радиопередач о мире музыки;

— невербальная информация из мира музыкальной индустрии: фотографии музыкальных ансамблей и отдельных исполнителей; музыкантов; композиторов; продюсеров; музыкальных инструментов; интерьеров современных видеостудий и концертных залов и т.д. [5, с. 10]

Недооценка использования других средств получения информации помимо печатных текстов и их вербального обсуждения приводит к некоторой однобокости, перекосу в развитии человека, к некоторой рахитичности, когда восприятие мира основывается только на формальной логике разума, что неестественно, нарушает внутреннюю гармонию человека, гармонию его отношений с внешним миром.

Грамотный преподаватель всегда сумеет определить степень методической и педагогической целесообразности использования музыки для формирования языковых, речевых, социокультурных навыков и умений в каждом конкретном случае и отказаться от её использования в другом.

Использование инструментальной музыки на уроках иностранного языка является актуальным. Прежде всего, уточним, что в данном случае включает в себя понятие «инструментальная музыка». Очевидно, что данная музыка может включать музыкальные произведения, написанные для разных музыкальных инструментов или групп музыкальных  инструментов, а именно:

— фортепиано, органа, аккордеона, других клавишных инструментов;

— скрипки, виолончели, альта, арфы, других струнных инструментов;

— трубы, флейты, саксофона, других духовых инструментов;

— ударных инструментов;

— симфонического, камерного, струнного оркестра.

Это может быть музыка разных стилей и жанров, а именно:

— классическая музыка;

— классическая музыка в современной обработке;

— джаз;

— рок;

— народная музыка;

— этническая музыка;

— эстрадная музыка;

— музыка к кинофильмам (саундтрэки);

— музыка рекламных роликов и т.д.

Е.Н.Соловова отмечает, что целей использования музыки может быть несколько. Рассмотрим некоторые из них: создать определенное настроение и соответствующую атмосферу общения; задать темп выполнения задания; снять напряжение; обеспечить эмоциональное переключение с одного вида деятельности на другой; способствование созданию учебной ситуации с помощью невербальных информационных опор; добавить национальный колорит в ситуацию общения (при развитии рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности); обеспечить направленную рефлексию на имеющиеся гуманитарно-филологические знания, в том числе и междисциплинарного характера; задействовать воображение, эмоции, формировать ощущения и способствовать их вербальному выражению; расширить спектр страноведческих и социокультурных знаний.

Инструментальную музыку также можно использовать для создания нужной атмосферы, атмосферы определенного места, исторической эпохи. Для этого важно грамотно подбирать музыкальные отрывки, которые способны создавать устойчивые ассоциации:

— с эпохой;

— с географическим регионом или страной;

— с конкретной страной в конкретный период времени;

— с человеком или группой людей.

Также инструментальная музыка может создать фон, темп для выполнения отдельных заданий, снять напряжение во время теста. Однако в данном случае необходимо убедиться в том, что музыка не отвлекает и не раздражает обучающихся. Важно экспериментировать с подбором музыкальных произведений для каждого типа заданий с учетом предпочтений обучающихся каждой группы. Не исключается возможность того, что в некоторых случаях использование музыки в процессе выполнения индивидуальных заданий будет неэффективно. [3, с. 6]

Также актуально и использование песен на уроках иностранного языка. Ж.Б.Веренинова формулирует методические преимущества песен в обучении иностранному языку:

— песни как один из видов речевого общения являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувств языка, знания его стилистических особенностей;

— в песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции. В некоторых странах издаются песни для обучения наиболее распространенным конструкциям. Они написаны в современном ритме, сопровождаются текстом с пояснительными комментариями, а также заданиями (цель которых — проверка понимания и обсуждение содержания);

— песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма и т. д.;

— музыка содействует эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка;

— песни и другие музыкальные произведения стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствуют развитию как подготовленной, так и неподготовленной речи. [1, с. 67]

Соловова Е.Н. отмечает, что любая песня – это слова, положенные на музыку. Поэтому в условиях обучения иностранному языку система работы с песней во многом будет схожа с системой работы над текстом. При этом следует учитывать то, что текст песни может быть более или менее осмысленным, значимым в смысловом отношении. Препятствием на пути к использованию песен как средства обучения иностранному языку может стать именно текст, который:

— примитивен по содержанию или просто бессмыслен;

— пропагандирует жестокость, насилие и другие нежелательные идеи;

— содержит жаргонизмы и порой не соответствует языковым нормам.

Но есть песни, в которых текст:

— несет большой информационный запас о культуре и истории страны или народа;

— интересен в плане идей и дает богатую почву для дискуссий, в том числе с точки зрения обсуждения жизненной философии авторов;

— лиричен, хорошо ложится на музыку и легко запоминается;

— является самоценным языковым и речевым произведением, насыщенным интересной лексикой, разнообразными или повторяющимися грамматическими структурами, образными выражениями, литературными тропами, стилистическими приемами и т.д. [4, с. 115]

Очевидно, что в учебных целях желательно использовать песни с выигрышным текстом.

Однако текст в песне – это далеко не всё. Песня должна иметь определенный ритм, хорошо «пропеваться». Есть песни, которые надо слушать, но есть и песни, которые предназначены, прежде всего, для того, чтобы под них двигались в определенном темпе и ритме, а смысл не так уж и важен. Песня в данном случае просто призвана создать определенную атмосферу, эффект сопричастности к единому действу и т.д.

Из всего вышесказанного следует то, что музыка дает уникальную возможность тренировать грамматические, лексические и фонетические навыки школьников и студентов. При выполнении заданий под музыку обучающиеся меньше устают, у них мгновенно повышается интерес к происходящему, а, следовательно, и повышается интерес к дальнейшему изучению языка. Кроме того песни являются неотъемлемой частью жизни человека. С ними связаны наиболее яркие воспоминания его жизни. Использование песен при обучении иностранному языку способствует совершенствованию навыков произношения, позволяет достичь точности в артикуляции, развивает навыки чтения и аудирования. Более того, песня вносит в процесс изучения языка элемент праздничности, не традиционности, что оказывает существенное влияние на эмоциональную сферу обучающихся.

Список литературы:

  1. Веренинова Ж.Б. Роль песни при обучении английскому произношению.// Иностранные языки в школе. – 1998. — № 6, С. 65 – 70.
  2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучении иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учебное пособие для студентов лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
  3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам : Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей/ Е.Н.Соловова. – м.: Просвещение, 2002. – 239 с.
  4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов пед.вузов и учителей/ Е.Н. Соловова. – М.: Астрель, 2008. – 272с.
  5. Tim Murphey. Music and Song. – OUP, 1992.[schema type=»book» name=»РОЛЬ МУЗЫКИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ» author=»Остапчук Наталья Андреевна, Радченко Галина Ивановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found