Информация является первичным и неопределяемым в рамках науки понятием. Таких понятий много в разных науках: «точка» в геометрии и «множество» в математике, «объект», «алгоритм» в информатике.
О неопределяемых понятиях принято говорить: под понятием «…» будем понимать «…». Так, под информацией будем понимать сведения, сообщения, сигналы, а также совокупность данных или совокупность знаний в зависимости между ними.
Особенностью понятия «информация» является его «универсальность» — оно используется во всех без исключения сферах человеческой деятельности: в философии, естественных и гуманитарных науках, в биологии, в медицине и физиологии, в психологии человека и животных, в социологии, в искусстве, в технике и экономике и, наконец, в повседневной жизни [2, C. 15].
Конкретный смысл понятия «информация» зависит от контекста, то есть понятие «информация» имеет множество конкретных значений.
В настоящее время вместо слов «сведение», «сообщение», «сигнал» и так далее все чаще (даже в быту) используется слово «информация».
Можно говорить и о количестве информации – много информации, мало информации, нет информации. Существуют единицы измерения количества информации. Про информацию можно сказать: новая, старая, актуальная, достоверная, полная, четкая, точная и так далее [4, C. 44].
Для человека объем полученной информации связан с «коэффициентом неожиданности», который в свою очередь зависит от предварительных знаний. Объем полученной информации изменяется в зависимости от вероятности события, которая тоже зависит от множества факторов.
Процесс переработки информации человеком крайне сложен, — он зависит и от жизненного опыта человека, от его образования, от эрудиции, от профессии, от заинтересованности тех или иных сведениях, и даже от темперамента и нравственных установок личности [6, C. 23].
Роль информационных ресурсов в учебно — воспитательном процессе обучения безопасности личности актуальна в наши дни. Так как, в процессе информатизации происходит активная разработка и внедрение во все сферы человеческой деятельности информационных технологий и средств. Информация и информационные ресурсы становятся одним из решающих факторов развития личности, общества и государства. Широкие возможности компьютеров и информационных технологий позволяют автоматизировать процессы мониторинга и управления государственными, экономическими, социальными, оборонными и другими объектами и системами, получать, накапливать, обрабатывать и передавать информацию об этих процессах практически с любой требуемой скоростью, в любом количестве [10, C. 37].
Учебно-воспитательный процесс обучения безопасности жизнедеятельности прослеживается на протяжении всей жизни человека. Огромную роль в воспитании личности со стороны современного общества имеют информационные ресурсы (телевидение, печатные СМИ, Интернет).
На современном этапе развития образования возникла необходимость обновления методов, средств и форм организации обучения. Последняя проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых технологий, а также требуется поиск новых подходов в организации учебного процесса [5, C. 8].
Создание персонального компьютера породило новые информационные, компьютерные технологии, заметно повышающие качество усвоения информации. Ускоряющие доступ к ней, позволяющие применять вычислительную технику в самых разных областях деятельности человека. Поэтому, на сегодняшний день актуальным вопросом является использование в процессе обучения современных компьютерных технологий [8].
Применение на уроках ОБЖ современных технических средств обучения с использованием новых компьютерных технологий увеличит мотивацию учащихся к предмету, повысит качество обучаемости.
При изучении школьниками на уроках ОБЖ раздела «Чрезвычайные ситуации природного характера» (ЧСПХ) новые знания непосредственно интегрируются с ранее полученными знаниями на уроках географии. Географические знания о горах, селях, оползнях, обвалах, лавинах, камнепадах, о реках, паводках, половодьях, зажорах, заторах, о лесных ландшафтах, болотных ландшафтах, климате, температуре, ветре, пустыне и многие другие необходимы для формирования новой базы знаний по безопасности жизнедеятельности. Действия по сохранению жизни при таких ЧС, как землетрясения, оползни, наводнения, лесные пожары, смерчи, ураганы и другие [3, C. 40].
Когнитивный процесс с использованием современных компьютерных технологий неуклонно становится в передовых учебных заведениях новым образовательным стандартом. Внедрение в учебный процесс компьютерных обучающе-контролирующих систем, обладающих в силу своей интерактивности мощными возможностями ветвления процесса познания и позволяющих обучаемому субъекту прямо включиться в интересующую его тему — это один из наиболее действенных способов повышения эффективности обучения [9, C. 34].
Использование цветной компьютерной анимации, высококачественной графики, видеоряда, схемных, формульных, справочных презентаций позволяет представить изучаемый курс в виде последовательной или разветвляющейся цепочки динамических картинок с возможностью перехода (с возвратом) в информационные блоки, реализующие те или иные конструкции или процессы. Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях. Кроме того, подобные системы могут и должны снабжаться эффективными средствами оценки и контроля процесса усвоения знаний и приобретения навыков [1, C. 57].
В соответствии с основами теории мультисенсорного обучения необходимо в максимальной степени использовать тот стиль обучения, который является предпочтительным для конкретного учащегося. Привлечение всех органов чувств ведет к исключительному росту степени усвоения материала по сравнению с традиционными методами. Обучение с использованием аудиовизуальных средств комплексного предъявления информации является наиболее интенсивной формой обучения; учебный материал, дидактически подготовленный специалистами, ориентируется на индивидуальные способности учащихся. Индивидуальная диалоговая коммуникация с помощью видео-, графических, текстовых и музыкально-речевых вставок настолько интенсивна, что максимально облегчает процесс обучения; гиперсреда позволяет расширить возможности информационного воздействия на пользователя и вовлекает обучаемого непосредственно в процесс обучения. К числу существенных позитивных факторов, которые говорят в пользу такого способа получения знаний, относятся лучшее и более глубокое понимание изучаемого материала, мотивация обучаемого на контакт с новой областью знаний, значительное сокращение времени обучения, лучшее запоминание материала (полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и позднее легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения) и др. [7].
Решение проблемы соединения потоков информации разной модальности (звук, текст, графика, видео) делает компьютер универсальным обучающим и информационным инструментом по практически любой отрасли знания и человеческой деятельности.
Для выяснения влияния информации на формирование личности, как личности безопасного типа, нами было проведено исследование.
Таблица 1
Статистические данные по опрошенной анкете №1 в %
14-20 | 21-35 | 36-45 | 46-55 | 56 и выше | ||
Наличие | Компьютер | 25 | 51 | 7 | 4 | 2 |
TV | 22 | 54 | 9 | 6 | 5 | |
Радио | 2 | 3 | 5 | 3 | 4 | |
Время провождение | Компьютер | 20 | 35 | 2 | 1 | 0 |
TV | 1 | 10 | 3 | 4 | 4 | |
Другое | 4 | 10 | 4 | 1 | 1 | |
Предпочтение чтения | худ лит | 8 | 13 | 1 | 1 | |
позн лит | 7 | 22 | 2 | |||
периодика | 6 | 16 | 6 | 4 | 3 | |
научн лит | 4 | 4 | 2 | 1 | ||
Источники инфо | интернет | 22 | 38 | 4 | 1 | 1 |
литерат | 2 | 12 | 2 | 1 | ||
периодика | 1 | 5 | 3 | 4 | 4 | |
Телепередачи | фильмы | 12 | 37 | 2 | 2 | |
инфо прогр | 2 | 4 | 2 | 1 | 3 | |
развл | 5 | 5 | 1 | |||
познават | 3 | 2 | ||||
крим хрон | 2 | 7 | 4 | 3 | 2 | |
другое | 1 | |||||
Крим. передачи | да | 5 | 11 | 5 | 4 | 2 |
нет | 20 | 44 | 4 | 2 | 3 |
38 человек было опрошено по анкете №1. Из них в возрасте от 14 до 20 лет – 7 человек, от 21 до 35 лет – 16 человек, от 36 до 45 лет – 6 человек, от 46 до 55 лет – 2 человека, от 56 лет и выше 5 человек.
По результат анкетирования, мы увидели следующую картину:
наличие телевизора – у 96 % опрашиваемых;
наличие компьютера – у 89% опрашиваемых;
На вопрос: «Где больше проводите время?» – 22% ответили, что перед телевизором, 58% – у компьютера преимущественно в возрасте 14-20; 21-35. 20% – другое (на кухне, с ребенком, общественная жизнь, работа).
На вопрос Любите ли вы читать? 59% ответили – нет, 41% ответили – да.
К каким источникам обращаются люди, когда им нужна познавательная информация: у кого нет компьютера – к периодическим изданиям, к литературе, а у кого есть компьютер – к Интернету.
По телевизору люди в основном смотрят фильмы и развлекательные программы.
На вопрос: «Нужны ли криминальные передачи?» — 23% ответили нужны, 77% ответили, что не нужны. Но какое влияние оказывают данные передачи положительное или отрицательное – четких ответов не было. Хотя из 38 человек, только лишь 13 человек ответили, что смотрят криминальную хронику.
Люди в основном проводят время у телевизора, даже те, кто ответил, что некогда смотреть телевизор (кухня или ребенок отнимает много времени), все равно в доме есть телевизор и не один, и он постоянно работает, т.е. на фоне включенного телевизора, люди занимаются своими бытовыми делами. У компьютера время проводят люди, в возрасте до 35 лет.
Читают в основном все, даже те, кто ответил, что читать не любят, газеты, журналы – периодически читают.
Хотим отметить, что из предложенных двух передач интеллектуальное шоу и криминальная хроника, народ в основном выбирает шоу.
Рисунок 1. Наличие СМИ у респондентов
Рисунок 2. Время провождение респондентов
Рисунок 3. Предпочтение чтения респондентов
Рисунок 4. Источники информации у респондентов
Рисунок 5. Предпочтение респондентов телепередач
Рисунок 6. Отношение респондентов к криминальным передачам
Таблица 2
Статистические данные по опрошенной анкете №2 в %
14-20 | 21-35 | 36-45 | 46-55 | 56 и выше | ||
Время для просмотра TV | утро | 1 | 5 | 1 | 1 | 1 |
день | 4 | 5 | 2 | 1 | 2 | |
вечер | 19 | 39 | 5 | 4 | 2 | |
ночь | 1 | 6 | 1 | |||
Передачи | развлекательные | 18 | 41 | 3 | 1 | |
информационные | 2 | 3 | 2 | 3 | 4 | |
криминалистические | 5 | 11 | 4 | 2 | 1 | |
другое | 0 | |||||
Жанр фильмов | боевики | 4 | 11 | 2 | 1 | 2 |
мелодрамы | 0 | 12 | 3 | 2 | 3 | |
ужасы | 6 | 7 | ||||
триллеры | 1 | 7 | 3 | |||
комедии | 14 | 18 | 1 | 3 | ||
фильмы привлекают | сюжетом | 8 | 31 | 7 | 5 | 5 |
спецэффектами | 17 | 24 | 2 | 1 | ||
ТV после 23.00 | да | 10 | 29 | 2 | ||
нет | 15 | 26 | 7 | 6 | 5 | |
Влияние TV | положительное | 14 | 26 | 3 | ||
отрицательное | 11 | 29 | 6 | 6 | 5 | |
другое | 2 |
По анкете №2 были опрошены 54 человека. Из них в возрасте от 14 до 20 лет – 8 человек, от 21 до 35 лет – 39 человек, от 36 до 45 лет – 3 человек, от 46 до 55 лет – 4 человека. В результате опроса были получены следующие данные.
Среди молодежи, большинство предпочитает смотреть фильмы, развлекательные передачи и с криминальным уклоном. Молодежь смотрит в основном вечером, как раз в это время TV-программа перенасыщена криминальными программами. Возьмем, к примеру, канал НТВ: одну только передачу «Чрезвычайное происшествие» с 20.00 до 01.00 показывают 4 раза, не говоря уже о телесериалах, где обязательно присутствуют убийства и насилие. В ходе исследования анкет, была получена интересная особенность, современные родители свободно позволяют смотреть TV своим чадам после 23.00 – это 31 % опрошенных. Сразу же напрашивается дискуссионный вопрос: кого же именно нужно винить в распространении агрессии среди школьников –средства массовой информации или же самих родителей? Ясного ответа мы, конечно же, не получим, и вообще нужен ли он, ведь каждый решает для себя, что и когда ему смотреть.
Что касается кинофильмов, то тут преимущество на стороне комедий 35%. 20% смотрят мелодрамы, люди старше 20 лет. Боевики смотрят 20% — это тоже не мало. Боевики привлекательны, прежде всего, своими спецэффектами, детям всегда нравились, и будут нравиться супергерои, спасающие от смерти слабых и беззащитных. Ужасы смотрят 13% в возрасте от 14 до 35 лет. Говоря об ужасах, то они на данный момент очень популярны среди молодежи. Мы пока еще не можем определить причину такой популярности, но уверены что и эта проблема разрешится в скором будущем.
Затрагивая проблему влияния информационных ресурсов и следуя полученным данным, мы сделали вывод, что все опрошенные респонденты считают просмотр TV исключительно положительным занятием, так как оно повышает интеллектуальный уровень и способствует развитию личности.
Однако, отметим, что СМИ в настоящий момент достигли таких высот своего развития, что способны воздействовать на общество гораздо сильнее, чем выше стоящие инстанции. Та реальность, которую нам предлагают сегодняшние СМИ, безусловно опосредствована чьим-то мнением, она упрощена и не предлагает размышления, анализа. В некоторых случаях эта информация может быть опасна, так как человек принимает её готовой, не задумываясь и ему можно внушить очень многое.
Роль информационных ресурсов в формирование личности безопасного типа сегодня актуальна и нуждается в тщательном анализе ее источников. СМИ превратились в одну из наиболее острых проблем мирового сообщества.
В заключение отметим, что информационные ресурсы играют важную роль в формирование личности безопасного типа. Информационные ресурсы оказывают постоянное и повседневное давление. Будь то фильм, реклама или телепередача вся эта информация откладывается у человека. Современное общество сложно представить без интернета, телевидения и разнообразия гаджетов, которые отнимают немало времени. Отсюда напрашивается вывод, что информационные ресурсы все более и более вливаются в нашу жизнь, оказывая далеко не благоприятную роль в формирование личности у человека.
СМИ сегодня — это мощный фактор влияния на психическое состояние людей. За последнее десятилетие было проведено множество исследований по данному вопросу в совершенно различных сферах (печать, радио, телевидение, реклама, интернет). Ведь отличительными чертами СМИ является публичность и неоднозначный, противоречивый характер самих СМИ, что стимулирует новый рост исследований.
Решение этой острой проблемы должно осуществляться на государственном уровне. Необходимо прекратить пропаганду насилия и ориентировать общество на добрые поступки по сохранению своего духовного и физического здоровья, защите окружающих людей и природы от внешних угроз.
Рисунок 9. Сравнительная диаграмма ответов респондентов на вопросы анкеты №2.
Список литературы
- Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия. / В.И. Боголюбов. – М.: Педагогика, 1991. – 208 с.
- Вильямс Р. Компьютеры в школе: Учебное пособие. / Р. Вильямс, К. Маклин – М.: Прогресс, 1988. – 248 с.
- Девисилов В. Специальность: безопасность жизнедеятельности в техносфере // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2003. – № 4. – С. 39-43
- Дьяконов В., Новиков Ю., Рынков В.Компьютер для студента. – СПб., 2000.
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. / И.Г. Захарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
- Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 256 с.
- Мельников А.В., Цытович П.Л.Принципы построения обучающих систем и их классификация // Электронный журнал «Педагогические и информационные технологии». – 2001. – № 4. https://scholar.urc.ac.ru/ ped_journal/numero4/pedag/tsit3.html.ru
- Митко К.А., Щеголев О.Н., Федоров А. Г.Учебники нового поколения и новые задачи образования в XXI в.https://www.artinfo.ru/eva/eva2000m/ eva-papers/200003/Mitko-R.html
- Репин Ю.В. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие. / Ю.В. Репин. – Екатеринбург, 2003. – 158 с.
- Шафрин Ю.А. Информационные технологии: Основы информатики и информационных технологий. / Ю.А. Шафрин. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. – 320 с.[schema type=»book» name=»РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА» description=»Информация и информационные ресурсы являются в современном мире решающими из факторов для развития личности. В статье представлены результаты исследования значимости информационных ресурсов в повседневной жизни молодежи, а также более взрослого населения и их качественная составляющая, влияющая на формирование личности безопасного типа.» author=»Коркина Елена Александровна, Коркина Елена Александровна, Рахматов Виктор Викторович» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-16″ edition=»euroasia-science_6(27)_23.06.2016″ ebook=»yes» ]