Важнейшей составляющей образовательной политики Казахского национального университета им. аль-Фараби на сегодняшний день является создание оптимальных условий для интеграции науки, образования и производства. Бурное развитие науки и техники, быстрая смена одних технологий другими, рост инновационных процессов в сфере производства и бизнеса приводят к необходимости постоянного обновления знаний выпускников и систематического повышения качества их подготовки. Образование стало ведущим фактором прогресса человечества.
Процессы перестройки в образовательной подготовке происходят в контексте присоединения университетов Республики Казахстан к Болонскому процессу, политики государства по индустриально-инновационному развитию и стратегии КазНУ им. аль-Фараби по построению исследовательского университета.
Построение исследовательского университета ставит задачу подготовки специалистов, ориентированных на сферу практической деятельности, которые способны не только генерировать идеи, но и развивать их и внедрять в виде новых технологий в производство. В этой связи высшее вузовское и послевузовское образование требуют соответствующей перестройки. Приоритетными в формировании компетентностной модели выпускников — будущих специалистов должны стать, как получение глубоких теоретических знаний, так и выработка практических умений и навыков в сфере профессиональной деятельности.
В этой связи одной из главных задач, стоящих перед университетом, является совершенствование практической подготовки выпускников, создание необходимой для выполнения научных исследований базы путем интеграции науки и бизнеса. Причем, выполнять поставленную задачу должны как структурные подразделения университета – кафедры, нацеленные на удовлетворение спроса в специалистах и осуществляющие широкие связи с потребителями и заказчиками образовательных услуг, так и сами работодатели — представители бизнес структур.
С одной стороны — ключевой фигурой процесса получения знаний должен быть преподаватель и от его готовности к организации обучения будет зависеть качество подготовки специалиста. С другой стороны – формирование практических умений и навыков в сфере трудовой деятельности в соответствии с запросами и задачами общества и государства должны обеспечивать организации — работодатели, а именно, специалисты в определенных областях деятельности. Вместе они призваны обеспечить реализацию компетентностного подхода в подготовке будущих специалистов.
В настоящее время проблема установления тесной взаимосвязи с производственной сферой является одной из острых и актуальных. Это подчеркивается во многих нормативных документах, определяющих образовательную политику государства в данной сфере. Так, в Законе Республики Казахстан «Об образовании» кооперативное обучение рассматривается как одна из форм организации подготовки кадров, основанная на ответственности государства, работодателей и учебных заведений, рассматриваются вопросы социального партнерства в области профессионального образования, в которых определены основные направления взаимодействия работодателей в подготовке специалистов, организации профессиональных практик, трудоустройстве выпускников, привлечении работодателей к процессу обучения специалистов, оценке профессиональной подготовленности выпускников. Все эти законодательные документы в области профессионального образования моделируют задачи и в сфере вузовского образования, поскольку отражают необходимые направления деятельности для интеграции системы образования и науки с производством.
Преподаватель вуза, который практикует обучение в отрыве от производства и не опирается при передаче знаний обучаемым на современные технологии и научные внедрения, не может в полной мере обеспечить оптимальный уровень компетенций будущего специалиста. Поэтому с учетом быстро меняющегося научно-технического прогресса, данная форма обмена опытом должна быть постоянной и непрерывной, что может быть достигнуто посредством заключения соответствующих договоров с предприятиями работодателями.
Качество подготовки выпускников и их соответствие современным квалификационным требованиям зависит, как известно, от многих факторов: качества образовательной (учебной) программы; профессионализма кадрового и научного потенциалов, участвующих непосредственно в учебном процессе; уровня подготовки абитуриентов, далее студентов; материально-технической, экспериментальной оснащенности учебных аудиторий, лабораторий; учебно-методического обеспечения учебного процесса; качества образовательных технологий [1, с. 32; 2, с. 19; 3, с.13]. С учетом всех этих требований ППС химического факультета КазНУ им.аль-Фараби провела большую учебно-методическую деятельность по разработке компетенций для подготовки специалистов с учетом международного рынка труда. В частности, были внесены такие компетенции как:
— способность к своевременному восприятию, анализу и интерпретации научной информации в рамках не только учебного материала химических дисциплин, но и смежных с ней предметов, научных направлений, а также способность принимать решения или решать проблемы посредством выявления и обоснования аргументов, использования неординарных подходов и методов;
— демонстрировать индивидуальные, творческие, креативные способности, позволяющие адаптироваться в условиях научно-технических преобразований;
— способность выявлять наиболее актуальные теоретические и прикладные задачи и проблемы химической отрасли, осуществлять сбор, критический анализ и интерпретацию новой информации для выработки обобщений и выводов с учетом социальных, этических, научных и экологических факторов;
— демонстрировать знание путей коммерциализации научных результатов, нахождение наиболее актуальных, экономически выгодных химических процессов и инновационных технологий;
— готовность использовать современные знания в области теоретической химии для решения прикладных и инновационных задач в научно-исследовательской деятельности, для решения различных проблем химической отрасли, мониторинга экологии окружающей среды, а также для адаптации к новым технологическим условиям и требованиям, заинтересованность в коммерциализации научных разработок и предпринимательской деятельности;
— способность к генерированию и реализации новых идей и инноваций, актуальных для создания экономически и экологически эффективных разработок в области химии.
Это неполный перечень квалификационных требований подготовки специалистов в области химии и химической технологии, но уже по их содержанию можно видеть, что они являются основой для интеграции образования, науки и производства.
Приоритетным направлением в этой области также становится совершенствование методик организации выполнения различных видов заданий, решение которых нацелено на приобретение обучаемыми глубоких знаний и выработку умений и навыков в изучаемой предметной области. Ситуация требует от преподавателя более глубокого и тщательного подхода к формированию заданий по самостоятельным видам работы, которые должны быть тесно взаимосвязаны с теоретическими и практическими знаниями, входящими в содержание обучения по предмету. Также они должны быть достаточно сложными для решения студентами, а результаты порой неожиданными даже для преподавателя. Именно такой подход к формированию самостоятельных заданий опирается на инновационную методику, основанную на выработке навыков к самообразованию и потребности в поиске новых и интересных решений. Немаловажную роль в этом вопросе призвано сыграть привлечение к процессу обучения специалистов — работников предприятий и производств, способных поделиться реальным опытом работы в соответствующих направлениях специальности и специализаций, а также дать критическую оценку образовательной подготовки по этим направлениям специальности и специализации.
При формировании заданий необходимо осуществлять дифференцированный подход с учетом уровня подготовленности обучаемых. Задания должны отличаться по степени сложности и не исключать возможность быть решенными, хотя бы частично. Должны быть строго выдержаны нормативы загруженности студентов видами самостоятельной работы, учтены возможности свободного доступа их к источникам получения информации в короткие временные сроки. Данный подход может быть в полной мере реализован путем применения таких активных методов, как деловые игры, методы проектов, решение ситуационных задач, составление и решение студентами различных видов задач, а также тестовых заданий по рассматриваемым темам. Перечисленные виды организации выполнения студентами самостоятельной работы наиболее полно отвечают требованиям к формированию заданий и призваны способствовать выработке необходимой мотивации к их решению.
Реализация на практике метода групповых проектов, рассчитанных на малочисленные группы студентов, позволит стимулировать интерес студентов к обучению. Привлечение же специалистов из соответствующих отраслей к организации и проведению практических занятий даст возможность перенести отдельные виды обучения из виртуальной плоскости в реальную, что более важно при формировании компетенций будущего специалиста.
Выполнение группового проекта будет способствовать созданию атмосферы непринужденности, открытости обсуждения, диалоговой форме общения, где методом проб и ошибок студенты смогут ближе подойти к пониманию поставленной перед ними проблемной задачи, приобрести дополнительные теоретические знания, а также практические умения и навыки. Как показала практика, метод проектов оказался приемлемым для студентов-естественников, обучающихся по химическим специальностям. Несомненно, то, что метод группового проектирования, будучи, по сути, личностно-ориентированным, будет способствовать выработке коммуникативных навыков взаимодействия студентов в процессе обучения и выполнения различных видов творческих заданий. Метод проектов хорошо зарекомендовал себя как вид самостоятельной работы, рассчитанный на длительный период времени и реализуемый поэтапно в рамках текущего и итогового рубежного контроля знаний студентов. При кажущейся максимальной индивидуализации задач, включаемых в проект, метод позволит привлечь студентов к совместным творческим контактам, научит их спорить, выдвигать новые идеи, понимать и воспринимать те задачи, которые преподаватель ставит перед ними, планируя самостоятельное задание. В качестве итоговой формы контроля должны быть представлены готовые проекты, с соответствующими выводами и рекомендациями, озвученными разработчиками в форме защиты.
Метод позволит достаточно полно переложить теоретический материал на рельсы практического использования. Наиболее эффективные результаты будут получены, если в реализации обучения с использованием метода проектов примут участие представители сферы производства и бизнеса в качестве руководителей и экспертов.
Интересный эффект можно получить и при планировании в качестве самостоятельной и практической работы разработку тестовых заданий. Важным моментом является планирование заданий различной степени сложности и дифференцированный подход к их оцениванию. При контроле выполнения заданий каждый студент имеет возможность озвучить их и записать формульные, графические и схематические материалы у доски. Оценивается не только качество сформулированных студентами тестов, но и полнота ответов, обоснование ими достоверности, либо недостоверности ответов участников разбора тестовых заданий. Важно также осуществление возможности выработки при помощи тестов профессиональных практических умений и навыков. Несмотря на то, что тестовая форма контроля, по сути, не является наиболее приемлемой для выявления полноты знаний обучающихся, а также практических умений и навыков, использование ее для текущего контроля оправданно. Несомненно, данная форма организации самостоятельной работы полезна и способствует не только закреплению и углублению знаний, путем чтения, созерцания, повторения, запоминания, воспроизводства понятий, но и позволяет задействовать внутренние механизмы активизации обучающихся, создать необходимые мотивы к участию в обсуждении, вовлечь в дискуссию и направить на поиск верного решения проблемы. В этом смысле данная форма самостоятельного обучения имеет преимущества. По свидетельствам самих обучающихся наибольшее предпочтение отдается ими тестовой форме контроля по сравнению с написанием рефератов, эссе и других видов самостоятельных заданий.
Помимо того, что необходимо творчески подходить к разработке и формированию различных видов заданий, важно ужесточить систему оценивания результативности их выполнения. Важно не только содержание и качество, но и своевременность сдачи заданий для самостоятельного контроля знаний. Воспитательный характер организации самостоятельного обучения является на сегодня одним из важнейших рычагов обеспечения мобильности, творческой активности и соответственно качества процесса обучения в целом. Ужесточение дисциплины призвано мобилизовать все усилия студента и, прежде всего, стать мощной мотивацией к успешному обучению.
Наиболее значимым мотивом к саморазвитию и самообразованию призвано стать понимание сферы профессионального предназначения, овладение теоретическими знаниями и умение их практической реализации. Специалисты с дипломом бакалавра и магистра, прежде всего, должны быть подготовлены к решению практических профессиональных задач. В этом заключается основное отличие специалистов новой формации, внедряемой в сфере вузовского и послевузовского образования.
В настоящее время уделяется очень большое внимание статусу специалиста со степенями магистра и доктора философии по направлениям специальностей. Именно им будут отдаваться приоритеты в сфере профессиональной деятельности, так как на их плечи будут возложены задачи построения и реализации программ индустриально-инновационного развития. Им будут предоставлены привилегии преимущественного трудоустройства на конкурсной основе по сравнению со специалистами других формаций. Данные меры, действительно, позволят поднять престиж и предназначение таких ступеней образовательной подготовки, как магистратура и докторантура.
Для того чтобы повысить статус специалистов магистров, необходимо, прежде всего, ужесточить правила отбора претендентов на данные ступени обучения, а также ввести систему тестового отбора претендентов при их приеме на работу. Отсутствие порогового уровня для поступления на элитную ступень послевузовского образования расходится с принципами качественной подготовки специалистов, соответствующей мировым стандартам. В этой связи необходимо разработать жесткую систему проверки качества «новоиспеченных» специалистов магистров и докторов философии, подтверждающую их высокий статус и компетентность. Ни для кого не секрет, что многие выпускники с результатами своих диссертаций знакомы лишь поверхностно, не всегда усердствуют в процессе их выполнения.
Необходимо разработать систему аналогичную промежуточному государственному контролю знаний, принимать выпускников – специалистов на работу с испытательным сроком, с обязательной сдачей минимума знаний по специальности, разработанного конкурсной комиссией от организации-работодателя. Все это должно способствовать выявлению действительно компетентных, способных и отвечающих основным требованиям профессии специалистов. Повсеместно привлекать производственников к участию в итоговой аттестации выпускников вузов.
Одним из важных этапов подготовки специалистов должна стать правильная организация практической подготовки, обеспечение возможности прохождения производственной практики на предприятиях соответствующей отрасли, что призвано выработать необходимые умения и навыки профессиональной деятельности, наряду с приобретением глубоких теоретических знаний. Известно, что многие предприятия не берут студентов для прохождения производственных практик, однако эти вопросы должны решаться на государственном уровне, хотя бы внесением каких-то льгот для этих учреждений.
Ранее в рамках традиционного подхода управление образовательным процессом проводилось, по оценке конечного результата. На сегодняшний день надо совершенствовать механизм подготовки специалистов, и современные тенденции в области управления образовательным процессом должны базироваться на создании комплексной системы управления качеством подготовки специалистов. И в этом отношении интеграция образования с наукой и производством – создание инновационного образования является фундаментальным условием достижения целей, направленных на получение современных компетентных специалистов.
Список литературы
- Глущенко Л.Ф., Глущенко Н.А., Лебедев А.С. Основы интеграции науки, образования и производства // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 5 – С. 32-33.
- Сулейменов Е.З., Васильева Н.В. Интеграция образования и науки. – Алматы: Национальный центр научно-технической информации РК, 2006. – 19 с.
- Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. – С. 13.[schema type=»book» name=»РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ В КАЗАХСТАНЕ» description=»Одной из актуальных задач вузовской подготовки в Казахстане является интеграция образования, науки и бизнеса. Специалисты, прежде всего, должны быть подготовлены к решению практических профессиональных задач. Именно образование рассматривается как ключевое звено влияния на процесс интеграции на государственном уровне. Поэтому центральным звеном интеграционных процессов в сфере науки, образования и производства должны выступать университеты. » author=»Ташмухамбетова Женета Халиловна., Оспанова Алья Капановна, Аубакиров Ермек Айтказынович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-28″ edition=»euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)» ebook=»yes» ]