Человеческий капитал — это запас знаний, способностей, навыков, мотиваций, интеллект, здоровье, знания, качественный производительный труд и качество жизни. Образование является процессом инвестирования в человеческий капитал. Человеческий капитал применим в условиях общества, поэтому процесс успешной социализации также является процессом инвестирования в человеческий капитал. Человек, имеющий высокие адаптивные способности, стрессоустойчивый, умеющий адекватно оценивать свои способности, возможности, творческий потенциал, ценится в обществе более высоко. Поэтому формирование адекватной самооценки, социально одобряемых личностных качеств также являются активным процессом вложения в индивидуальный человеческий капитал. Актуальным является выявление резервов обучения в ВУЗе для более эффективного вложения в человеческий капитал.
Целью проведенного исследования явилось изучение резервов обучения в ВУЗе для повышения эффективности инвестирования в человеческий капитал.
Материал и методы исследования.
Для изучения резервов обучения в ВУЗе была разработана специальная анкета (студентка 2 курса ФГБОУ ВПО «СГЭУ» Сараева Н.Д. , научный руководитель д.м.н., профессор Е.В.Сухова).
С помощью данной анкеты проведено исследование 141 студента ФГБОУ ВПО «СГЭУ», 32 юношей и 109 девушек от 17 до 19 лет.
Результаты исследования.
Результаты анкетирования 141 студента ФГБОУ ВПО «СГЭУ» представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Самооценка современными студентами процесса обучения
Вопросы анкеты |
M |
m |
стремление добиваться поставленной цели | 7,79 | 0,26 |
собственная креативность мышления | 6,70 | 0,22 |
собственные логические навыки | 7,49 | 0,22 |
самооценка собственных сил и возможностей | 7,19 | 0,23 |
отдача в процесс обучения | 7,15 | 0,19 |
навыки самостоятельной организации работы | 7,60 | 0,25 |
активность в общественной деятельности | 4,59 | 0,24 |
желание принимать участие в общественной деятельности | 5,77 | 0,21
|
дисциплинированность в учебе | 8,60 | 0,26 |
добросовестность выполнения постоянных заданий | 8,23 | 0, 23 |
участие в научных конференциях | 3,68 | 0,30 |
заинтересованность за пределами учебной программы | 6,89 | 0,23 |
стремление приобретать профессиональные навыки | 7,19 | 0,21 |
удовольствие от процесса обучения | 6,15 | 0,20 |
использование дополнительной литературы при подготовке к занятиям | 6,57 | 0,22 |
помехи в учебе | 4,45 | 0,22 |
сложность домашних заданий
|
5,62 | 0,17 |
выдача многих заданий одновременно
|
5,98 | 0,22 |
несоблюдение объективных критериев оценок
|
5,65 | 0,21 |
недостаточное моральное стимулирование преподавателями
|
5,38 | 0,22 |
ограничение выполнения задания отсутствием необходимых навыков | 5,85 | 0,18 |
груз плохих оценок, сложность их исправления
|
4,70 | 0,26 |
негативное отношение к инициативе студентов со стороны преподавателей
|
5,15 | 0,18 |
неупорядоченность информации
|
5,98 | 0,20 |
дефицит необходимой информации
|
6,26 | 0,21 |
лектор и преподаватель дают разную информацию
|
6,11 | 0,19 |
нечеткость изложения информации
|
6,87 | 0,23 |
Как видно из представленной таблице, в процессе обучения в ВУЗе существуют резервы повышения его эффективности, их можно обосновать и подтвердить полученными данными.
Обсуждение полученных результатов.
В российском обществе интерес к понятию «человеческий капитал» возник относительно недавно. Некоторые преподаватели давно работают в ВУЗе и не всегда расценивают проводимые ими занятия как процесс инвестирования студентами в индивидуальный человеческий капитал. А результаты проведенного исследования показали, что современные студенты воспринимают процесс обучения в ВУЗе как процесс инвестирования в индивидуальный человеческий капитал. Они серьезно, дисциплинированно, ответственно относятся к процессу обучения. Дисциплинированность по самооценке студентов составила 8,60± 0,26 по десятибалльной шкале. Этой дисциплиной необходимо разумно пользоваться- давать больше заданий на дом, активизировать самостоятельную подготовку студентов. Успешному выполнению заданий мешает отсутствие необходимых навыков — 5,85± 0,18. Следовательно, необходимые навыки целесообразно изучать под контролем преподавателя, а отрабатывать эти навыки в порядке самоподготовки. Показатель добросовестности выполнения постоянных или разовых заданий составил 8,23±0, 23. Тогда в ходе занятий можно будет осваивать и дополнительные новые навыки, ведь заинтересованность студентов за пределами учебной программы составила 6,89± 0,23. Студенты показали высокую самоотдачу учебе — 7,15±0,19.
Результаты исследования показали, что не все преподаватели соблюдают основные принципы обучения, больше всего студентам мешает нечеткость изложения учебного материала — 6,87±0,23. Нечеткость изложения- это отсутствие опорных таблиц, графиков, диаграмм, логическое структурирование материала, последовательность изложения, доступность для понимания выводов, демонстрация связи изучаемого материала с предыдущими темами, связь изучаемого материала с потребностями будущей профессии, возможности профессионального роста при освоении конкретного материала и усвоении навыков. Другими словами- четкое представление информации и четкое обоснование необходимости ее изучения. Стремление студентов к разнообразию в учебном процессе также достаточно велико- 7,19±0,21. Преподавателям следует шире использовать деловые игры, диспуты, дискуссии, «круглые столы» в процессе обучения. Студенты показали достаточно высокое стремление добиваться результата — 7,79±0,26. Эту целеустремленность, стремление к успеху возможно и нужно использовать в качестве мотивации к хорошей и отличной учебе, мотивируя отличную учебу последующим успешным построением карьеры. Однако, преподаватели зачастую предпочитают ставить двойки. И тогда груз плохих оценок, сложность их исправления становятся тормозом к успешной учебе- 4,70±0,26. А моральное стимулирование преподавателями сами студенты оценили невысоко — 5,38±0,22, что свидетельствует о том, что студентов чаще ругают, чем хвалят. У студентов, как у всех людей, существует потребность в уважении. Похвала, поощрение удовлетворяют потребности в уважении и самоуважении, повышают самооценку, тем самым мотивируя на дисциплинированную подготовку к занятиям, использование дополнительных источников для подготовки. И этот личностный резерв также следует использовать преподавателям более широко.
Процесс обучения- активный, творческий процесс. Его успешность зависит от обоих участников образовательного процесса- и преподавателей, и студентов. Студенты оценили свои навыки самостоятельной организации работы на 7,60 ± 0,25 балла, а использование дополнительной информации при подготовке к занятиям на 6,57±0,22 балла. Студенты относятся к процессу обучения достаточно серьезно, они понимают, что при этом происходит реальный процесс инвестирования в индивидуальный человеческий капитал. Помимо образования, студенты высоко ценят логические способности- 7,49±0,22, а также креативность мышления -6,70 ± 0,22. Самооценка студентов показала, что среди опрошенных не было людей, не умеющих творчески мыслить и логически рассуждать. Кроме того, студенты хотят получать удовольствие от самого процесса обучения 6,15 ±0,20. По мнению авторов, следует чаще обращаться к самим студентам по поводу возможности внесения разнообразия в учебный процесс, используя творческую направленность мышления студентов. А результаты исследования показали, что у преподавателей зачастую отношение к инициативе студентов (5,15±0,18) негативное. Однако, инициативу студентов, их креативность, творческий потенциал возможно и следует направлять в рамки учебного процесса.
Обучение является процессом, результат которого в равной степени зависит от студентов — получающих знания, и от преподавателей, дающих эти знания. Поэтому их взаимная ответственность за результат обучения укладывается в рамки контрактных отношений. Со стороны студента – активное усвоение информации, дисциплинированный подход к подготовке, добросовестность выполнения заданий. Со стороны преподавателя – четкое изложение материала, доступность его для понимания, связь с будущей профессией, представление дополнительных источников информации. Система контрактных отношений особенно актуальна с позиций обучения как процесса инвестирования в человеческий капитал. Как показали результаты проведенного исследования, студенты выполняют условия контракта- добросовестно готовятся к занятиям и дисциплинированно учатся (8,23± 0, 23 и 8,60 ± 0,26), на 7,15±0,19 из 10 баллов отдаются процессу обучения. Преподаватели могут давать чересчур сложные задания (5,62 ± 0,17), задавать сразу несколько заданий одновременно (5,98 ± 0,22), не объективно оценивать результаты подготовки (5,65 ± 0,21), не предоставлять необходимую информацию (6,26 ± 0,21), предоставлять информацию неупорядоченно (5,98 0,20), нечетко излагать материал (6,87 ± 0,23). Это свидетельствует о некоторых нарушениях выполнения сво о том, что они не всегда сами выполняют условия контракта по обучению. С позиций человеческого капитала- не предоставляют вкладчикам в образование адекватных возможностей для эффективного использования вклада.
Анализ результатов показал, что желание проявлять себя в общественной деятельности у студентов невысоко- 5,77±0,21, так же как и активность в общественной деятельности — 4,59 ± 0,24, и отдача в научных конференциях и мероприятиях3,68± 0,30. Между тем, процесс обучения в ВУЗе проходит в период активного становления личности, в период социализации. Социально адаптированная личность имеет больше шансов на продвижение по службе, легче уживается в коллективе. Навыки активного слушания собеседника, бесконфликтного общения нарабатываются в процессе тренировки, воспитываются. Стоимость индивидуального человеческого капитала можно повысить путем приобретения навыков аргументировано отстаивать свою позицию, выступать на конференциях перед публикой, контролировать свои эмоции, преодолевать собственные страхи и сомнения. Преподаватели могут фиксировать внимание студентов на этом.
Выводы.
- Современные студенты относятся к обучению в ВУЗе как к инвестированию в человеческий капитал. За результат обучения ответственны как сами студенты, так и преподаватели. Студентам хочется получать четко структурированную информацию в полном объеме, без искажения.
- Рекомендуется более широко использовать опорные таблицы, диаграммы, более четко структурировать информацию, обосновывать ее связь с профессиональными знаниями и навыками.
- Рекомендуется более широко использовать деловые игры, диспуты, дискуссии, «круглые столы» в процессе обучения для разнообразия процесса обучения.
- Студенты нуждаются в поощрении и похвале за успехи, удовлетворение потребности в уважении также является мотивирующим фактором к более успешной учебе. Преподаватели в жизни преимущественно ругают студентов, чем хвалят.
- Студенты показали высокую добросовестность подготовки к занятиям, однако, им мешает отсутствие необходимых навыков. Рекомендуется активизировать домашнюю подготовку студентов, а под контролем преподавателя отрабатывать профессиональные навыки.
Список литературы:
- Корчагин Ю.А. Российский человеческий капитал –фактор развития или деградации? – Воронеж.- 2005.- 252 С.
- Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его функционирование. — М.: Прогресс, 1976
- Shultz T. Human Capital in the International Encyclopedia of the Social Sciences. — N.Y., 1968, vol. 6.
- Becker, Gary S. Human Capital. — N.Y.: Columbia University Press, 1964.[schema type=»book» name=»РЕЗЕРВЫ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛОЖЕНИЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ» description=»Авторами разработана специальная анкета для изучения самооценки студентами процесса обучения в ВУЗе, проведено анкетирование 141 студентов ФГБОУ ВПО «СГЭУ», результаты позволили обосновать резервы повышения эффективности обучения в ВУЗе с точки зрения инвестирования в человеческий капитал. » author=»Сухова Елена Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]