Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

РЕДАКТОРКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В. СИПОВСКОГО КАК ПУТЬ К ПРОСВЕЩЕНИЮ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . РЕДАКТОРКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В. СИПОВСКОГО КАК ПУТЬ К ПРОСВЕЩЕНИЮ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Несомненно, что в просветительской работе Василия Дмитриевича Сиповского наиболее ценной была его деятельность, как редактора журнала, посвященного вопросам образования женщины и народного образования. В течение 20 лет тяжелого писательского труда он неустанно призывал общество к просвещению, боролся за идею разумного обучения и гуманного, свободного воспитания [8, с. ХХХVІІ].

Результатом того, что к середине 1870-х годов число женских гимназий вместе с прогимназиями превышало численность соответствующих мужских заведений, стало появление, в августе 1872-м, журнала «Педагогический листок С.-Петербургских женских гимназий», выходивший 10 раз в год, в редакции И. Осинина, И. Рашевского [11, с. 550].

Основной задачей издания было «способствовать ознакомлению общества и родителей с тем, что, как и для чего делается в школе» [10, с. 2]. А уже в 1876 году журнал начинает выходить под названием «Женское образование» под редакцией В. Сиповского, который во вступительной статье сообщал, что в связи с изменениями в системе обучения «сильным стремлением к женскому образованию», «быстрым увеличением количества школ» и «несовершенством учебных целей и программ», редакция берет на себя задачу оказывать положительное влияние на общественное мнение и помогать в «выработке нужных методов и приемов преподавания» [8, с. 2].

Статьи, помещены на страницах «Женского образования», несли мнение о том, что «без образования женщин нет народного образования, а без него нет и не может быть настоящей свободы, как в моральном, так и в гражданском смысле этого слова» [4, с. 103], причем это должно быть качественное гимназическое образование.

Материалы, опубликованные в издании, характеризовались культурной, социальной, экономической, педагогической значимостью, что делает изучение журнала актуальным до сих пор с точки зрения представления развития женского образования в исторической ретроспективе. В журнале обсуждались проблемы начального, среднего, а также возможности высшего женского образования. Публиковались исторические заметки о положении и образовании женщин. Важное место отводилось опыту организации женского образования за рубежом [6, с. 27]. Согласно мнению известного педагога В. Сиповского, потребность в женщине-учительнице возникает из-за того, что: «учительниц от учителей отличали – большая добросовестность в отношении к своим обязанностям и большая искренность в отношении к ученикам», ведь именно эти два качества в педагогическом деле ценные [3, с. 99].

Как отмечала редакция журнала «Женское образвование», общественные дискуссии не способствовали становлению системы женского образования и его популяризации. В. Сиповский немало поспособствовал созданию у читателей благоприятного мнения о необходимости качественного образования для женщин и о допуске их в университеты. По его словам: «Только в том обществе семья может подняться на должную нравственную высоту, где между мужем и женой нет большой разницы в умственном и нравственном развитии, и связь людей между собой обусловливается, главным образом, единством и совпадением интересов» [11, с. 26].

Выдающийся педагог В. Сиповский считал, что тогдашнему обществу нужны были «женщины с широкими научными знаниями, но нам не меньше нужны и хорошие учительницы для низших классов женских заведений, нужны и домашние учительницы, педагогически подготовленные к своему делу. В младших классах конкурировать курсанток с педагогичными работниками также неудобно, как кандидату университета с хорошо подготовленным учителем с учительского института при занятиях с малолетними детьми» [12, с. 281].

Журнал «Женское образвование» был любимым детищем В. Сиповского. Средства на издание были мизерные, и это стало причиной того, что выдающийся педагог совмещал в своем лице редактора, издателя, секретаря и хроникера, он лично корректировал все статьи [7, с. 62]. Журнал забирал у В. Сиповского не только много времени, но и поглощал массу денег, так как всегда щедрый редактор не только никогда не отказывал сотрудникам в авансах, но и часто платил гонорары за статьи еще не написаны, которые затем могли так и не появиться в печати. Несмотря на размеры журнала, он сумел сгруппировать вокруг него сотрудников с такими блестящими педагогическими именами, как В. Острогорский, А. Страннолюбький, Д. Семенов [3, с.18].

Материальные трудности побудили к расширению программы [5, с. 67]. Поэтому с 1890 г. программа и объем журнала значительно увеличены. Введены новые отделы: «Обзор педагогических журналов» и «Книжный указатель» [9, с. 240]. Но и это не помогло. Поэтому во второй раз произошла смена названия, ведь тема женского образования была все же достаточно узкая для периодического издания, и постепенно журнал начинает заниматься и вопросами воспитания, и начального обучения в целом. Большое место занимал критический обзор педагогической и учебной литературы, давались рецензии на журналы и книги для детей, книги для народного чтения, учебники и учебные пособия.

Именно поэтому с 1892 года журнал начал выходить под новым названием – «Образование». Редакция в свою очередь объясняла смену названия тем, что «дело начало идти уже не только о выработке новых методов и приемов преподавания, а об обучающей системе, о перестройке всей школьной жизни. Следить за разработкой этих вопросов, делать им надлежащую оценку в пределах только женского образования было бы крайне трудно» [6, с. 28]. Расширив программу журнала и тем самым увеличив подписку, а следовательно, и доход, В. Сиповский стал выпускать такие номера, которые своим объемом поглощали всю прибыль, и он снова продолжал работать в минус [7, с. 62].

Особое место в журнале «Образование» начали занимать статьи публицистического характера, где рассматривались вопросы развития народного образования. Они стали важным источником, раскрывающие идейную борьбу в обществе по вопросам развития образования в Российской империи. В них нашла отражение позиция либералов, которые выступали за реформу народной школы. На страницах журнала обсуждались пути преобразований в школьном деле, правительственная политика по отношению к начальным и средним учебным заведениям, осуждалась клановость образования, ведь эти проблемы были созвучны и актуальны [2, с. 30].

Анализируя редакторскую деятельность В. Сиповского, можно прийти к выводам, что известный педагог приложил немало усилий для развития народного просвещения. Также исходя из материала помещенного на страницах журнала «Женское образование» видно на сколько известный педагог своими статьями способствовал становлению системы женского образования и его популяризации.

Список литературы:

  1. Женское образование, педагогический журнал для родителей, наставниц и наставников // Русская школа. – 1891. – №1. – С. 240
  2. Иерусалимская С. Ю. Периодическая печать как источник по развитию народного образования России второй половины XIX – начала ХХ в. / С. Ю. Иерусалимская. // Вестник. – 2010. – №3. – С. 26-31.
  3. Избранные педагогические сочинения В.Д. Сиповского. – СПб, 1911. – 316 с.
  4. Коломийцева Е. Ю. Формирование женского универсального журнала в отечественной журналистике XVIII-XX веков история развития и типологические особенности : дис. докт. фил.наук : 10.01.10, 10.01 / Коломийцева Елена Юрьевна – Армавир, 2008. – 401 с.
  5. Кондратьева Г. В. Изисториичастныхпедагогическихжурналоввторойполовины ХІХ века / Г. В. Кондратьева. // Педагогика. – 2002. – № 2. – С. 64
  6. Кондратьева Г. В. От педагогики для избранных к педагогике для всех. Об историиизданияпедагогическихжурналов / Галина Кондратьева. // Лицейское и гимназийноеобразование. – 2000. – № 6. – С. 22-29.
  7. Кондратьева Г. В. Педагогическиежурналы XIX века и судьбыихсоздателей (изисторииотечественногообразования) / Г. В. Кондратьева. // Образование в современнойшколе. – 2008. – №9. – С. 52-
  8. Наши задачи // Женское образование. – 1876. – № 1-2. – С. 2-4.
  9. Острогорский А. Памяти В. Д. Сиповского: 1895–1905 / А. Острогорский // Образование. – 1905. –№8. – С. ХХХVІІ-ХХХVІІІ.
  10. От редакции // Педагогический литок С.-Петербургскихженскихгимназий. – 1872. – № 1. – С.2.
  11. Педагогический листок С.-Петербургских женских гимназий // Русская периодическая печать (1702–1894): Справочник. – М.: Госполитиздат, 1959. – С. 550.
  12. Сиповский В. Высшие женские курсы. (По поводу статьи госпожи Цебриковой) / В. Сиповский. // Женское образование. – 1882. – №4. – С.277-282.[schema type=»book» name=»РЕДАКТОРКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В. СИПОВСКОГО КАК ПУТЬ К ПРОСВЕЩЕНИЮ» description=»В статье рассматривается особенность появления и развития журнала «Женское образвование». Анализ статей на страницах журнала, показал что издание является важным источником по развитию народного просвещения Российской империи второй половины ХІХ в. Обращено внимание на деятельность В. Сиповского, как редактора даного журнала.» author=»Хрипун Дарья Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-24″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found