Современные требования к состоянию образовательной среды обуславливают необходимость участия в процессе подготовки в вузе специалистов-практиков. Способы такого взаимодействия, продиктованные временем, могут представлять собой совокупность действий, в рамках ведомственного партнерства, направленных на качественные преобразования проблем определенной практической области, в перечень которых входит профессиональное мастерство сотрудников. Опыт создания и осуществления содержания такой среды в условиях межведомственной научно-исследовательской лаборатории профессионально-ориентированного обучения Орловского государственного университета и Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области (с 2004 г. по настоящее время) показывает, что путем совместных усилий в деле качественной подготовки специалистов, раскрываются реальные возможности интеграции теоретико-методологических знаний, практических умений и навыков студентов в едином процессе деятельности.
Реализация такого подхода обеспечивается методологическим обоснованием образовательной среды в рамках ведомственного сотрудничества, ее потенциальными возможностями с точки зрения качественных преобразований процесса подготовки специалистов, конкурентоспособных на современном рынке труда, с позиций, способствующих формированию и развитию профессионально-активной личности. Развивающий характер профессионально-ориентированной образовательной среды усматривается в ее структурно-содержательных и методологических компонентах, обеспечивающих формирование профессионально активной личности, понимание сущности межведомственной среды с учетом факторов определяющих ее эффективность.
Существует мнение ученых (Менг Т.В., А. А. Шумейко, Н. К. Щепкина и др.), что сама среда вуза может выступать как фактор для саморазвития студента, предмет проектирования и моделирования, объект экспертизы и мониторинга [1, с.108]. Факторы эффективности в среде «участвуют» в построении образовательного процесса, в разработке психолого-дидактических принципов и методов экспертизы образовательной среды, обеспечивающих развитие специальных, общих и творческих способностей обучающихся [2, с.17].
Факторные характеристики профессионально-ориентированной образовательной среды раскрываются в ее понимании как средства, как функции. Выступая как средство, среда определяется для достижения целей личностно-профессиональной определенности. Многофакторность профессионально-ориентированной образовательной среды функционирующей во взаимодействии двух ведомств, обусловлена разнообразием влияний на процесс становления и развития личности, так как уровень сформированности определенного перечня характеристик студента способствует не только профессиональной успешности в перспективе, но обеспечивает определенную жизнеспособность в социальном окружении. Функциональная обусловленность профессионально-ориентированной образовательной среды усматривается в ее возможностях быстро реагировать, учитывать, использовать, и развивать инновационные подходы в образовании, с учетом нововведений в социально-практической деятельности, преобразований в общественной жизни в целом. Включенность студентов в реальную профессиональную деятельность на этапе обучения, с использованием различных форм и методов профессионально-образовательной деятельности обеспечивают не только сформированность компетенций, но и качественных новообразований, определяющих перспективную адаптированность в профессии, в личностно-социальном самоопределении.
По мнению Бурдуковской Е.А. в образовательной среде под воздействием внутренних и внешних факторов формируются субъектная позиция студента, его потребность в саморазвитии с учетом жизненных ориентиров [1, с.15]. Следуя логике таких рассуждений, профессионально-ориентированная образовательная среда как структурное объединение теории и практики обеспечивает непрерывность процессов формирования, развития и становления не только студенческой аудитории, но и включенных в данный процесс специалистов-практиков в условиях субъект-субъектного взаимодействия в различных видах совместной профессионально-образовательной деятельности. Представленность обоюдных интересов в такой среде не только вуза, но и конкретной области практического назначения (в нашем случае уголовно-исполнительной системы), характеризуется включенностью в ее процессы категорий специалистов различной направленности иных ведомств. Функциональное предназначение профессионально-ориентированной образовательной среды способствует активному межрегиональному сотрудничеству, что определяет ее пространственно-временную обусловленность.
Как показали исследования, влияние факторов в образовательной среде распределяется на все происходящие в ней процессы: на организацию самой среды, учебно-познавательную деятельность, развитие личности в среде. Среди факторов влияния среды на становление личности выделяются: научная сфера вуза для студентов склонных к научно-исследовательской деятельности; личностное общение, выступающее в качестве средства формирования отношения не только к себе и своему окружению [1, с. 27]. Факторная обусловленность при организации образовательной среды определяется с учетом влияния внешних систем (достижениями в науках, требованиями хозяйственно-экономической системы, опытом в производственной сфере) и индивидуальной внутренней среды (начальной базовой подготовкой, ожиданиями и мотивацией пользователей образовательной системы) [4, с. 390]. При выстраивании процесса обучения в среде учитываются факторы, способные обеспечивать организацию целенаправленных видов и условий учебно-познавательной деятельности, обеспечивающих динамику развития профессиональных качеств студента [3, с. 498]
Результаты наших исследований позволили выделить факторы, определяющие эффективность профессионально-ориентированной образовательной среды. Под факторами в такой среде следует понимать обстоятельства, непосредственно влияющие на развитие, формирование, становление личности, способствующие усилению ее активной позиции в различных видах профессионально-образовательной деятельности, обеспечивающие субъектность профессиональных и жизненных ориентиров личности. К таким факторам можно отнести внутренние факторы:
— непосредственно индивидуальный потенциал личности – психофизиологические особенности, способности, возможности личности;
— исходные данные личности — позиции, установки, потребности, нравственные ориентиры, образовательный уровень, степень восприимчивости к воспитательным действиям;
-качественные новообразования, сформированные в процессе активного участия в профессионально-образовательной деятельности – высокая мотивированность, интеллектуальная мобильность, установки на постоянное самосовершенствование, творческая раскрепощенность.
К внешним факторам профессионально-ориентированной образовательной среды следует отнести:
1) виды и формы профессионально-образовательной деятельности в среде:
-научно-исследовательская деятельность с участием специалистов-практиков – проведение теоретико-прикладных исследований в период прохождения волонтерской практики, диагностических исследований при решении проблемно-практических ситуаций в процессе изучения дисциплин;
-рефлексивно-творческая деятельность в условиях реальной практики – тьюторское сопровождение студентов учебных групп в процессе подготовки выездных междисциплинарных занятий, подготовка и реализация мастер классов в работе с осужденными;
-организационно-методическая деятельность – участие в подготовке и проведении различного уровня мероприятий, круглых столов, научно-практических семинаров;
2) «субъект-субъектное» взаимодействие в среде студентов и специалистов-практиков — диалоговое общение при обсуждении результатов совместной деятельности, в процессе реализации различных форм профессионально-образовательной деятельности;
3) материально-техническая и методическая обеспеченность профессионально-образовательной деятельности в среде – технические средства оснащения, методическая литература;
4) поддержка и одобрение со стороны социального окружения – позитивная оценка результатов и достижений со стороны специалистов-практиков, преподавателей, студентов, родителей.
Таким образом, факторный анализ профессионально-ориентированной образовательной среды вуза определяется с учетом внутреннего потенциала личности, определяющей высокую личностную мотивацию к совместной деятельности, носящей продуктивный, созидательный характер. Внешним фактором выступает среда с ее содержательным наполнением, обеспечивающим постоянную потребность высокой включенности в совместную деятельность.
Список литературы:
- Бурдуковская, Елена Анатольевна: Личностное становление студента в социокультурной среде вуза: монография / Е. А. Бурдуковская, А. А. Шумейко, Н. К. Щепкина; Федеральное агентство по образованию, Амурский гос. ун-т Благовещенск : Изд-во АмГУ , 2006 – 174 с.
- Менг Т.В. Исследование образовательной среды: проблемы подходы, модели: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2011. – 98 с.
- Мальцева Т.А. Образовательная среда в вузе // Образовательная среда как фактор качественной профессиональной подготовки: Материалы Всероссийской научно-методической конференции / СГУПС, НТИ МГУДТ. – Новосибирск: изд-во СГУПСа, 2011. – С.497 — 450
- Малюшко К.Н. Социально-экономические факторы определения качества образовательной среды // Образовательная среда как фактор качественной профессиональной подготовки: Материалы Всероссийской научно-методической конференции / СГУПС, НТИ МГУДТ. – Новосибирск: изд-во СГУПСа, 2011. – С.390 — 392[schema type=»book» name=»РАЗВИВАЮЩИЙ ХАРАКТЕР ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ С ПОЗИЦИИ ФАКТОРОВ ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ » author=»Железкина Ирина Ивановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]