Процесс развития – неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, движение от низшего к высшему, рождение нового и отмирание или преобразование старого. При таком подходе развитие личности и индивида представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Эта сложность обуславливается противоречивостью процесса развития. Более того, именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения или тренировки, выступают движущими силами развития спортсмена.
Под адаптацией в широком смысле понимается особая форма отражения системами воздействий внутренней и внешней среды, заключающаяся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия. В результате на основе индивидуального социального опыта происходит приобщение личности к определенным видам деятельности. В современной науке часто используется понятие адаптации как в области физической культуры и спорта, так и в специальных целях (например, в области эволюционного моделирования). Рассмотрим подробнее вопрос адаптации в области физического воспитания.
Адаптационные резервы организма. Это понятие подразумевает способность человека приспосабливаться к меняющимся условиям среды: температурным, двигательным и т.п. Хорошо известно, что адаптированный организм может легче переносить воздействия различных неблагоприятных факторов внешней среды, чем неадаптированный, а под влиянием чрезвычайного усилия, эмоционального напряжения или высокой мотивации организм человека способен продемонстрировать возможности недоступные для него в спокойном состоянии.
Способность к адаптации характерна для всех структурно — функциональных уровней от субклеточного до уровня целостного организма.
Н.А. Амосов [1] справедливо отмечал, что основой физического здоровья является наличие адаптационных резервов организма, главным механизмом формирования которых является тренировка органов и функций. Тренировка представляет собой особый механизм возобновления жизненных ресурсов организма. Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность, объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам зависит от врожденных и приобретенных свойств. Она весьма подвижна и поддается тренировке, как средствами мышечных нагрузок, так и различными внешними воздействиями (температурными колебаниями, недостатком или избытком кислорода, углекислого газа).
Если проблемы адаптации слишком значительны и превышают возможности организма, то возникает опасность того или иного заболевания. Эффективность адаптации зависит от соответствия формирующихся индивидуальных механизмов меняющимся условиям среды. Если организм для обеспечения уравновешивания со средой должен затратить больше усилий чем обычно, и если это напряжение черезмерно интенсивно или длительно, могут развиться так называемые «болезни адаптации» [Селье. Г. 1960] как суть ответа организма через общий адаптационный синдром на неспецифические «патогенные ситуации». Селье Г. относит к болезням адаптации многие сердечно-сосудистые, почечные, желудочно-кишечные, аллергические заболевания, психические нарушения, а также воспалительные заболевания глаз и кожи, болезни обмена веществ, сексуальные и другие расстройства.
Повышение адаптационных возможностей организма связывают с повышением уровня его тренированности в процессе физических упражнений. По данным И. А. Аршавского, повышение адаптационных резервов осуществляется в три фазы. Первая фаза — анаболическая, на которой организм мобилизует свои внутренние энергетические ресурсы. На второй фазе организм переходит на новый, более высокий уровень энергетических трат, во время которого по ходу деятельности начинается индукция постепенного накопления энергетических резервов. В третьей фазе тенденция роста энергопотенциала увеличивается, в результате чего в организме повышается резерв адаптации, а, следовательно, и здоровья.
Адаптация или приспособление к условиям существования, — одно из важнейших свойств живой материи. Прежде всего выделяют следующие типы адаптации: физиологическую, социальную, биологическую. Человек является частью природы и на него, как на любой живой организм, действуют факторы окружающей среды. С изменением окружающей среды изменяется функциональное состояние организма, гомеостаз устанавливается на новом уровне, адекватном для конкретных условий, что и является физиологической адаптацией.
Помимо природных факторов, на человека постоянно действует комплекс социальных факторов, связанных с условиями его жизни и деятельности в обществе. Человеку приходится постоянно к ним адаптироваться.
Физиологическую адаптацию рассматривают как устойчивый уровень активности и взаимосвязи функциональных систем, органов и тканей, а также механизмов управления, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма в измененных условиях существования. Адаптация — фазовый процесс, связанный с конкретными специфическими и неспецифическими механизмами и развивающийся на основе взаимодействия регуляторных систем.
Организм человека обладает сформировавшейся в процессе эволюции способностью приспосабливаться (адаптироваться) к изменяющимся условиям среды. Однако адаптационные возможности организма не беспредельны, он не всегда и не в полной мере может приспособиться к тем или иным условиям среды, в том числе, физическим нагрузкам, в результате чего нередко развиваются заболевания. В поддержании гомеостаза и его регуляции важнейшая роль принадлежит нервной системе, железам внутренней секреции, особенно гипоталамо — гипофизарной и имбической системам мозга (А.М. Голиков, 1985).
Адаптация студентов к учебному процессу в значительной степени зависит от индивидуально-типологических характеристик личности. Определяющими детерминантами результативности учебной деятельности при этом являются личностные особенности студента, его физиологические и психолофизиологический статус и исходные мотивационные установки.
В контексте целей обучения в вузе, социальная адаптация первокурсника представляет процесс его интегрирования в студенчество, как социальную группу и означает принятие ее норм, ценностей, стандартов, стереотипов и требований. Очевидно, в современном обществе актуализируется проблема оказания психологической поддержки индивиду в процессе формирования адаптивных механизмов в том числе и в вузе, защищающих личность от негативных последствий социализации и предоставляющих ей возможности продуктивного саморазвития и успешной самореализации. Поддерживая студента, психолог обращается к его личности, опираясь на ее сильные стороны, помогает сформировать или сохранить уверенность в себе, самоуважение, помогает «не упасть».
Необходимость изучения психологической поддержки обусловлена, с одной стороны, повышением значимости его образования, с другой стороны — отсутствием практических технологий по целенаправленной поддержке студентам в период их адаптации к новым, незнакомым для них условиям. Ускорение процессов приспособления первокурсников к новому образу жизни и деятельности, исследование психических состояний, возникающих в учебной деятельности, выявление факторов и условий, способствующих повышению адаптивности, являясь чрезвычайно важными задачами, остаются во многом нерешенными.
В связи с этим, актуальным представляется рассмотрение процесса психической адаптации и психологического сопровождения студентов на начальных этапах обучения в вузе. В работе [3] был проведен сравнительный анализ влияния тренингов различной направленности на адаптацию первокурсников вуза (тренинги, направленные на формирование и развитие коммуникативной компетентности и тренинги, направленные на снятие психоэмоционального напряжения). В результате проведенного исследования оказалось, что и тренинги развития коммуникативной компетентности, и тренинги психоэмоциональной регуляции оказывают очевидный положительный эффект. Предполагается, что на начальном этапе адаптации к обучению в вузе для первокурсника первостепенное значение имеет «нахождение своего места» в группе, признание новым микросоциумом. Тренинги, направленные на развитие коммуникативной компетенции, позволяют в кратчайшие сроки членам группы, во-первых, лучше узнать друг друга, во-вторых, качественно презентовать себя группе, в-третьих, найти свое место в группе и, в-четвертых, сформироваться группе как целостной единице.
Тренинги, направленные на снятие психоэмоционального напряжения, также оказывают мощный положительный эффект (это подтверждается снижением показателя по шкале психопатизации). Тренинги психоэмоциональной регуляции имеют интравертированную направленность, а коммуникативные тренинги экстравертированную. Вероятно, у первокурсников большая часть активности ориентированна «вовне», чем и объясняется большая эффективность тренингов, повышающих коммуникативную компетентность.
Для становления личности специалиста особое значение имеют профессиональная, социально — психологическая и дидактическая адаптация (Коваленко В.А.). Профессиональная адаптация означает идентификацию (отождествление) себя с избранной профессией, с социальной ролью, которую предстоит выполнять после окончания вуза. Это идентификация личностных качеств с требованиями профессии и активно положительным отношением к избранной специальности. Поэтому первостепенное значение в этой адаптации имеет формирование профессиональной направленности личности. В итоге профессиональной адаптации студент должен получить целостное представление о той деятельности, к которой он готовится. У него должен сформироваться профессиональный идеал как ориентировочная основа его деятельности.
Социально — психологическая адаптация означает интеграцию личности со студенческой средой, принятие ее ценностей, норм стандартов поведения и т. п. Это накладывает на личность отпечаток, определяет изменение направленности её потребностей; происходит внутренняя переориентация личности под влиянием, в основном, факторов межличностных отношений, в процессе которых складываются установки, удовлетворяющие личностный статус студента, формирующие уровень его притязаний по мере укрепления межличностных отношений студент активно включается в деятельность коллектива учебной группы.
Дидактическая адаптация предполагает повышение уровня интеллектуальной, психической готовности студентов к вузовской специфике обучения. Низкий уровень этой готовности при поступлении в вуз приводит к психической усталости, ослаблению памяти, мышления и т. д. У студентов с неудовлетворительной адаптивностью или срывом регуляторных механизмов к концу года резко увеличивается число баллов по шкале истерии, ригидности, психопатии и психастении, нарастает частота асоциальных психопатоподобных реакций. К соматической патологии добавляются болезненные ощущения психогенного характера, развивается глубокая дисгармония, чувство подавленности. Физические и психические резервы этих двух групп истощаются, у студентов развивается поведенческая слабость и аутизм.
Одной из важнейших предпосылок успешной учебной деятельности первокурсников является их своевременная адаптация к условиям обучения в вузе, рассматриваемая как начальный этап включения их в профессиональное сообщество. От ее успешности зачастую зависит дальнейший ход профессиональной жизни человека. На начальном этапе обучения студенты испытывают значительные сложности в учебно-познавательной деятельности, требующей сформированной познавательности, коммуникативных умений, ценностных ориентации. При этом одновременно растут противоречия и возникают трудности в становлении самооценки, самосознания и формировании позитивного образа «Я». Создание благоприятных психологических и социальных условий для преодоления студентами вуза трудностей адаптации в обозначенный период обеспечивают единство, непрерывность учебно-воспитательного процесса и преемственность в развитии личности.
Способность адаптироваться к условиям высшего учебного заведения является одним из элементов эффективного развития студента во время обучения. Адаптация личности с психологической точки зрения имеет четыре стадии [1]: начальная, стадия терпимости, аккомодации и ассимиляции. Разработка специальных программ помощи в адаптации позволяет повысить академическую успеваемость студентов.
Считается, что использование резервных возможностей человека средствами физической культуры (адаптация) способствует развитию даже сверхспособностей: «…последовательные занятия иногда вызывают спонтанное появление сверхспособностей» (Мерфи М., 2010). Таким образом, утверждается, что адаптация способствует развитию у человека тех или иных способностей. Во всех исследованиях подчеркивается положительная роль адаптации, чем больше адаптируется организм или личность человека, тем лучше, эффективнее осуществляется процесс развития тех или иных навыков и способностей к выполнению соответствующих видов деятельностей. Это говорит о линейном характере мышления ученых, занимающихся вопросами от эволюционного моделирования до физического воспитания.
Данная точка зрения противоречит основным положениям общей теории развития в плане как понятия процесса адаптации, так и самого процесса развития. Мы живем в необратимом мире, то есть речь идет о нелинейных системах, в которых возникают необратимые процессы. Частью этого процесса является этап, обусловленный гомеостазом (отрицательная обратная связь). В рамках данного этапа (его и называют адаптацией) система сопротивляется внешним воздействиям, ведет себя в соответствии с собственной волей [5]. Для необратимых систем (процессов) вообще характерно «коллективное противодействие» различным внешним воздействиям. Таким образом, «недостаток» необратимых систем (процессов) заключается в том, что они практически неуправляемы, то есть они могут «выходить из повиновения» и самопроизвольно менять свое состояние.
Утверждение, что эволюция (развитие) – процесс адаптации системы (выживаемости к изменениям внешней среды) некорректно, так как развитие за счет гомеостаза невозможно. Устойчивость, доведенная до своего предела, прекращает любое развитие (смерть эволюции – Н.Н. Моисеев). Это противоречит принципу изменчивости.
Этап количественных изменений (адаптации, стабильности, гомеостаза, отрицательной обратной связи) заканчивается переходом к качественным изменениям (скачком, процессом самоорганизации, положительной обратной связи). На кривой развития эта точка носит название точки сингулярности. Момент перехода (скачка, кризиса) предсказать невозможно, так как мы имеем дело со случайностью в условиях неопределенности второго рода [5].
Таким образом, исследователям, работающим в области адаптации, придется учитывать вышесказанное. Во всяком случае, им необходимо определиться с наличием ограничения на уровень адаптации, который может привести к нежелательному эффекту – «смерти развития» тех или иных способностей к выполнению необходимых видов деятельности.
Список литературы:
- Амосов Н. М. Раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 63 с, ил.
- Баевский Р.М. Проблема оценки и прогнозирования функционального организма и ее развитие в космической медицине // Успехи физиологических наук, 2006, — Т.37 — №3. – 42 с.
- Глушенко А.А. Общая теория развития. – М., 2011. – 198 с.
- Козлова Э.М., Самарина Е.М. Проблема адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе / Материалы IX Международной научно-практической конференции – Ставрополь: Изд-во Северо-Кавказского федерального университета, 2012. – 99 с.
- Суворова А.В. Адаптационные тренинги в реализации задач применения инновационных методов организации учебного процесса / Ставрополь: Изд-во Северо-Кавказского федерального университета, 2012. – 79 с.[schema type=»book» name=»ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ И АДАПТАЦИИ» author=»Таран Валерий Алексеевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]