Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПРОЕКТ «ВСЕЙ СЕМЬЕЙ В БИБЛИОТЕКУ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПРОЕКТ «ВСЕЙ СЕМЬЕЙ В БИБЛИОТЕКУ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в РФ», ФГОС ДО и Федерального государственного профессионального стандарта «Педагог»  является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании в РФ» дошкольное образование становится первым уровнем системы общего образования.  Государство гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени [3].

Современное понимание качества дошкольного образования строится на идее создания в образовательной организации условий, как для полноценного развития ребенка, так и для развития профессионально значимых качеств педагога.  C 1 января 2015 утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», определяющий понятие «профессиональная компетентность», как проявление педагогом способности эффективно осуществлять педагогическую деятельность, определённую должностными обязанностями, и основанную на научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Профессиональная компетентность предполагает, что воспитатель дошкольного образования владеет необходимой базой профессионально значимых установок и личностных качеств, теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, которые он будет совершенствовать в процессе самообразования.  Важным показателем профессионализма и личностного развития педагога является его общая культура, уровень интеллигентности, определяющиеся «сочетанием жизненных установок и ценностных ориентации, культуры речи и культуры межличностных отношений, приверженностью общечеловеческим ценностям: добру, красоте, свободе» [4].

Содержание Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, которая была  одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) призвано обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает пять образовательных областей.

Остановимся только на одной области – речевое развитие. Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из  актуальных.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» [1].

К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. Согласно результатам исследований качества дошкольного образования, которые проводили, в частности, вице-президент РАО Давид Фельдштейн и профессор-психолог из РГГУ Евгения Кравцова, большая часть детей после детского сада не готовы к обучению в первом классе. Есть целый комплекс причин, почему так происходит. Например, дети недостаточно владеют устной речью.

Двадцать лет назад при поступлении в школу словарный запас ребенка достигал 5-6 тыс. слов, потому что среда, которая его окружала, способствовала формированию устной речи. Дома детям читали вслух, у каждого был теле- и радио-эфир, дети смотрели текстовые мультфильмы. Сейчас словарный запас ребенка,  в лучшем случае,  составляет 3 тыс. слов.

Речевое развитие ребенка связано с умением вступать в коммуникацию с другими людьми, умением слушать, воспринимать речь говорящего и реагировать на нее собственным откликом, адекватными эмоциями, то есть тесно связано с социально-коммуникативным развитием. Полноценное речевое развитие помогает дошкольнику устанавливать контакты, делиться впечатлениями. Оно способствует взаимопониманию, разрешению конфликтных ситуаций, регулированию речевых действий. Речь как важнейшее средство общения позволяет каждому ребенку участвовать в беседах, играх, проектах, спектаклях, занятиях и др., проявляя при этом свою индивидуальность.

  В России термин «зарождающаяся грамотность» используется редко. Однако совсем скоро именно это важное для дошкольной педагогики понятие может стать ключевым в оценке качества образования.

Утверждение и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации речевой работы с детьми [2].

В разделе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, в области речевого развития ребенка основными задачами образовательной деятельности является создание условий для:

– формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка;

– приобщения детей к культуре чтения художественной литературы.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения. Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый, поэтому владение навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогами ДОУ стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Как показывает практика, поставленные выше  задачи можно решить в том случае, когда родители  станут  такими же участниками образовательного процесса, как педагоги. Разнообразные возможности для привлечения родителей (законных представителей) для решения данной проблемы предоставляет проектная работа. Родители (законные представители) принимают активное участие в планировании и подготовке проектов, праздников, экскурсий и т. д.

Одним из проектов, обеспечивающих речевое развитие ребенка и приобщение детей к культуре чтения художественной литературы, стал проект «Всей семьей в библиотеку», который был приурочен к Году литературы, можно назвать долгосрочным. Основной целью данного проекта является:

— Осознание ценности чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников. Заинтересовать родителей проблемой приобщения детей к книге, воспитания интереса к семейному чтению.

Основными задачами выступают:

— Приобщение детей к художественной литературе, воспитания интереса к чтению, формирование будущего читателя.

При проектировании библиотечного пространства были учтены следующие требования:

  • открытый характер среды,
  • незамкнутость системы библиотечной среды, способной к изменению, корректировке и развитию в соответствии с меняющейся нормативными и методическими требованиями в реализации содержания образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»;
  • привлекательность, уют и комфорт в библиотечном помещении.

Начало проекта было посвящено сбору книг детской литературы для создания литературного фонда, регистрации изданий, созданию каталога детской литературы. Родители с большим интересом поддержали идею проекта и приняли активное участие.

Как и в любой другой библиотеке, в библиотеке ДОУ вся литература подразделяется на разделы основной образовательной программе. Книги разделены на категории и для удобного запоминания детьми расположения книг предложили условные обозначения. Тематика библиотечных изданий подразделяется  на:

  • книги и энциклопедии о природе и животных;
  • рассказы и стихи детских писателей; сказки;
  • книги для самых маленьких;
  • книги писателей Урала.

На торжественном открытии библиотеки в детском саду была организована встреча с работником  библиотеки имени Василия Кузнецова г. Челябинска. Дети узнали, откуда пришла книга, познакомились с профессиями по книгопечатному делу, с правилами обращения с книгой, было организовано интерактивное общение с детьми по русским народным сказкам.

Следующим этапом реализации проекта явилось начало самостоятельного использования фонда библиотеки воспитанниками и родителями.  С момента открытия библиотеки в дошкольной организации мы отмечаем, что дети и родители стали проявлять больший интерес к книгам, чаще проводят время за их просмотром, бережно к ним относятся.

В ходе реализации проекта возникла идея пополнить библиотеку художественной литературой для взрослых и педагогической литературой, которая даст возможность родителям найти ответы по вопросам воспитания и развития детей.

Реализация данного проекта включает ряд мероприятий с детьми, родителями, педагогами. Все мероприятия будут реализованы в течение длительного периода.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. В практике ДОУ используются наиболее современные и эффективные  формы работы с родителями. Опыт показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей становится более гибкой. Родители становятся активными участниками жизни своего ребёнка. Использование системы выстраивания взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует укреплению партнерских взаимоотношений. В дальнейшем нами планируется продолжение работы по укреплению партнёрских отношений ДОУ и семьи, осуществление поиска и применения новых активных форм взаимодействия с родительской общественностью в целях реализации ООП ДОУ, освоения детьми ее содержания, формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка; приобщения детей к культуре чтения художественной литературы.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Вопросы теории и истории психологии. Сбор. соч. в 6 т. Т. 1./ Л.С. Выготский — М., Наука, 1982
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014.- 32с.
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» -М.: Издательство «Омега-Л», 2013.- 134с. (Законы Российской Федерации).
  4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)[schema type=»book» name=»ПРОЕКТ «ВСЕЙ СЕМЬЕЙ В БИБЛИОТЕКУ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» description=»в статье на основе требований Федерального закона «Образовании в РФ». ФГОС ДО, «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», требований примерной основной образовательной программы дошкольного образования описан опыт работы педагогов ДОУ по использованию метода проектов в образовательной практике. » author=»Мальцева Надежда Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found