Формирование ценностных ориентаций – длительный и сложный процесс, на который оказывают влияние многие факторы. Среди них важная роль принадлежит образованию, в содержании которого заключена система ценностей, передаваемая подрастающему поколению. Формированию ценностных ориентаций способствует такая структура содержания образования, в которой наряду с другими (знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности), отражен эмоционально-ценностный компонент, предполагающий воздействие на эмоциональную сферу учащихся, ее развитие, формирование мотивации и системы ценностей.
В настоящее время система новых ценностей еще не сложилось в той мере, в какой она может диктовать общественному и индивидуальному сознанию свои правила. В связи с этим в данный период происходит обратное явление, т.е. не люди строят свое поведе6ние, согласно общественным ценностям и нормам, а нормы и ценности складываются под влиянием той или иной деятельности человека.
Рассматривая концептуальные основы проводимого исследования, одним из существенных принципов ценности можно выделить следующий: в ценностных ориентациях аккумулируются весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии, все следы внешних воздействий со стороны природы и общества. В соответствии с этим принципом ценностные ориентации, усваиваемые в ходе формирования личности, служат для индивида своеобразным эталоном, с которым он постоянно сопоставляет свои собственные интересы и личные склонности, возникающие потребности и актуальное поведение. Формирование и развитие ценностных ориентаций – это сложный многоступенчатый процесс, зависимый, в частности, от возраста индивида [7]. Изучение этого процесса формирования и развития ценностных ориентаций в юношеском возрасте является актуальным и значимым для определения духовного развития будущих поколений. Здесь большую роль играет школа, как общеобразовательное и воспитательное учреждение, социальный институт, профессионально занимающийся социализацией детей и подростков. И школа имеет возможность оказывать влияние на формирование у детей мировоззрения, отношения к окружающей действительности, жизненной перспективы, т.е. на систему ценностных ориентаций. В своей многогранной деятельности школа способна раскрыть ученикам личностную значимость тех или иных областей жизни и формировать мотивационно-потребностную сферу их личности. В школе закладываются основы ценностных ориентаций учеников, которые определяют их основные мотивы устремлений и поведения, оказывая влияние на все сферы их жизнедеятельности.
Рассматривая проблему социализации школьников, важно определить общую картину построения системы ценностей и оценки своих жизненных перспектив старшеклассниками. Анализ полученных результатов анкетного опроса учащихся показывает, что около 40% учащихся 10 класса уверены в своем будущем, в возможности реализации жизненных планов и достижении поставленных целей. Однако, следует отметить, что при переходе в 11 класс количество уверенных растет почти в два раза, при этом значительно увеличивается группа старшеклассников, у которых оценка жизненных перспектив вызывает затруднения. Старшеклассники полагают, что в жизни придется столкнуться с большим количеством проблем и трудностей (50,6% уч-ся 10-го класса и 9,6% уч-ся 11-го класса). Определенное беспокойство вызывает то, что около 2% выпускников школ не ожидают от будущего ничего хорошего, представляют его себе достаточно безрадостным.
Корреляционный анализ результатов исследования показывает, что учащиеся, воспринимающие свою школу как «обеспечивающую комфортное состояние», «выстраивающую хорошие отношения между участниками образовательного процесса», и «готовящую к преодолению жизненных трудностей», имеют более позитивный взгляд на будущее. Этот факт свидетельствует о существенной роли школы в формировании позитивной жизненной перспективы у старшеклассников.
Старшеклассникам было предложено оценить степень своей готовности к ряду жизненных ситуаций: выбору профессии, трудовой деятельности, деловому сотрудничеству с другими людьми, принятию ответственности за свои решения, созданию собственной семьи, активному участию в общественно-политической жизни. Высокая среднестатистическая подготовленность к этим видам деятельности наблюдается у 21% учащихся. Большинство учащихся (55-60%) считают себя готовыми к принятию ответственности за свои решения, деловому сотрудничеству с другими людьми. Значительная часть учащихся (32%) оценивают свою готовность к поступлению в вуз, выбору профессии как недостаточную. Около 43% не подготовлены к участию в общественно-политической жизни, 34% — к созданию семьи.
Результаты проведенного нами опроса подтверждают, что проблема построения жизненной перспективы, формирования устойчивой системы ценностных ориентаций, необходимых для успешной социальной адаптации актуальна для учащихся старших классов.
Все это предполагает обоснование важнейших принципов, положений формирования ценностных ориентаций школьников, исходя из двойственности характера опыта: социального и индивидуального. В отечественной психологии ценностные ориентации рассматриваются, в основном, в контексте направленности личности (А.Ф.Лазурский, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн), личностных образований, личностных смыслов (А.Г.Асмолов, А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев). Проблема субъективных отношений впервые была поставлена в отечественной психологии А.Ф.Лазурским (112). Он выделил отношение личности к профессии, к труду вообще, к собственности, к другим людям и обществу.
По мнению А.Г.Асмолова, Д.А.Леонтьева, ценностные ориентации выстраиваются в систему, иерархия которой определяется направленностью как доминирующей тенденцией, стержнем личности, своего рода «рабочей» концепцией видения ситуации, которая избирательно организует и направляет человеческое восприятие на наиболее ценные для личности ориентиры. При этом ценностные ориентации выступают в качестве конкретной формы существования и проявления направленности личности, ее потребностей и интересов. В них содержится опыт человека, сконцентрированы результаты процесса воспитания и самовоспитания. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности [2; 4].
При этом, обосновывая концептуальные подходы исследования проблемы, мы учитываем, что ценность может выполнять функции мотивы, т.е. смыслобразовывать, направлять и побуждать реальное поведение, но это не значит, что можно свести ее к категории мотива. И здесь заложена концептуальная основа изучения проблемы: ценность позволяет определить «цену» каждого мотива, установить их иерархию, выявить наиболее значимый мотив. Выбор свой человек осуществляет на основе ценностного отношения к действительности, это значит, что каждый выбор предполагает реализацию и утверждение определенной жизненной ценности. Следовательно, ценностная ориентация является главным и наиболее глобальным фактором, благодаря своим взаимосвязям с мировоззрением, интересами и через них с коренными условиями бытия личности. Мотив – непосредственный повод для совершения поступка, причина, лежащая в основе выбора действий, поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъектов. Он более ситуативен, индивидуален и многообразен по сравнению с ценностными ориентациями.
Жизнедеятельность человека исторически и социально обусловлена. Это накладывает отпечаток на личность как на представителя определенной социальной среды, её идеологии и морали, специфики тех социальных классов и групп, к которым она принадлежит» (С.328). Другой подход рассматривает ценностные ориентации их формирование именно как динамическую и изменяющуюся структуру, определяющую быструю приспособляемость личности к социальным изменениям и, соответственно, высокую адаптивность к новой, только еще складывающейся социальной среде. Суть дела состоит в том, что с изменением социальной ситуации часто меняется и сама система ценностных ориентаций, нередко возникающая только для того, чтобы обосновать поведение личности и приспособить ее эмоционально к новым условиям.
На современной ступени развития общества ценностные ориентации как бы стали работать в режиме взаимошлифовки, дополняя и корректируя друг друга, обеспечивая тем самым более глубокий анализ проблемы. Тем более, сейчас, когда условия относительно стабильного развития переходят в период быстрых исторических перемен. Былая официальная монолитность общества сменяется новыми структурными изменениями в широком диапазоне, которые приводят к непростым и неоднозначным проявлениям в человеческом поведении. Вся мозаика человеческого поведения в кардинально новых жизненных условиях чрезвычайно усложняют научно-аналитический анализ личности. России не проблема ценностных ориентаций привлекла внимание ученых в 1960-х годах. Существует несколько формулировок дающих определение ценностных ориентаций. У А.С.Мухиной встречаем следующее определение: «Ценностные ориентации социального образа жизни – это функциональная потребность в стадии ее реализации. В них фиксируется направление деятельности, содержится потенциальная духовная энергия, равная силе осознанной потребности» [5, с.7].
Как подчеркивает В.Д.Сайко: «Система ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой личности и показателем ее сформированности. Степень развитости ценностных ориентаций, особенности их становления позволяют судить об уровне развития личности, цельность и устойчивость которой «выступает как устойчивость ее ценностных ориентаций» [6]. Ценностные ориентации в жизни человека не только упорядочения и соизмерения потребностей и способов их удовлетворения, но и приспособительный защитный механизм.
При помощи опросника можно измерить основные интересы, мотивы как ценностные ориентации [3]:
- Теоретические (поиск истины, эмпирический, критический и эмоциональный подходы).
- Экологические (полезные, практические ценности, стереотипы преуспевающего бизнесмена).
- Эстетические (красота стиля и гармония, изящность, соответствие ситуации).
- Социальные (любовь к детям, альтруизм, феминтропия).
- Политические (личная власть, влияние, известность не только в сфере политики).
- Религиозные (мистический настрой, стремление осознать, космос как целое).
Встречаются и другие методики, в которых ценности делятся на материальные и духовные, реальные и потенциальные, фактические и признаваемые. Эта классификация построена на оценке того или иного лица, класса, всего человечества [1].
В.А.Ядов выделяет две группы ценностей:
- Ценности устойчивые (на протяжении большого промежутка времени, терминальные ценности)
- Ценности, существующие кратковременно, только до тех пор, пока человек не достигнет определенных целей – инструментальные ценности. Основные функции ценностных ориентаций:
а) социальная – для создания социального порядка;
б) ориентировочная в жизни отдельного человека;
в) нормообразующая [8].
Одной из наиболее глубинных причин кризиса ценностей стала коренная переоценка существующих ранее ценностей. Речь не идет о той переоценке ценностей, которая происходит в жизни каждого человека и является закономерным результатом самой диалектики жизни, перестройке в его взаимоотношения с миром и с другими людьми. Речь идет о том, что в течении одного десятилетия произошла коренная переоценка всего сознания и бытия, т.е. возникла необходимость резкого изменения образа жизни, мышления, взглядов, стиля деятельности. В настоящее время система новых ценностей еще не сложилась в той мере, когда она может диктовать общественному и индивидуальному сознанию свои правила. В связи с этим в данный период происходит обратное явление, т.е. не люди строят свое поведение, согласно общественным ценностям и нормам, а нормы и ценности складываются под влиянием той или иной деятельности человека.
Проблема ценностных ориентаций и их роль в регуляции направленности личности изучалась многими исследователями как зарубежных, так и советского периода в ракурсе разрабатываемых ими теорий. Вместе с тем следует подчеркнуть, что в их исследованиях непосредственно не рассматривались вопросы трансформации ценностных ориентаций у подростков в условиях перехода общества к рыночным отношениям, в ходе которого кардинально меняются социально-экономические отношения в обществе.
Таким образом, понятие «ценностная ориентация», сложившееся на стыке общепсихологической теории и философской концепции ценностей, не получило однозначной трактовки среди психологов, социологов и философов. Тем не менее, мы можем обозначить определенные концептуальные позиции:
– формирование ценностных ориентаций как внутренних детерминант деятельности связано с формированием системы значений;
– в основе ценностных ориентаций лежат обобщенные ценностные представления, в которых отражается социальный и индивидуальный опыт человека, его многообразные связи с наиболее значимыми сторонами действительности;
– являясь структурными компонентами вербального сознания, ценностные ориентации функционируют как идеальные критерии оценки, как способы рационализации поведения;
– ценностные ориентации тесно связаны с мотивационно-потребностной сферой человека.
Одна из задач, которые решает современная школа – формирование у школьников социального опыта, готовности к демократическим отношениям и гуманным поступкам. Решение этой задачи сопряжено с объективными и субъективными трудностями, которые, к тому же, осложняются рядом противоречий. Эти противоречия, как показывает опыт современной школы, заключаются в следующем:
– противоречие между потребностью у школьников освоения новых социальных ролей и искаженные представления о них;
– между потребностью в активности и отсутствием соответствующих условий реализации ее:
– между потребностью и самоутверждением и недостаточными знаниями о том, как это можно сделать;
– между естественной потребностью быть любимым, защищенным и отсутствием этого и т.п. Более того, школьник часто не может самостоятельно решать эти и другие прочие противоречия из-за незнания самого себя, неумения самостоятельно принимать решения. Все это, так или иначе, проявляется в поступках и поведении современных школьников. Следовательно, проблема формирования ценностно-ориентированного поведения как никогда значима в современной школе.
Один из принципов воспитания в условиях гуманизации образовательного процесса – предоставление школьнику свободы выбора форм деятельности, средств и т.п. Но чтобы сделать правильный выбор, совершить действительно нравственный поступок, необходимо обладать определенными знаниями, уметь ориентироваться в ситуации. Свобода выбора способа действия предполагает ответственность за свой поступок. Предоставляя школьникам свободу выбора, мы, тем самым, ставим их одновременно в ситуацию, при которой они приобретают опыт принятия решений и учатся отвечать за свои поступки.
Таким образом, значимость формирования ценностно-ориентированного поведения обуславливается тем, что в условиях общественной нестабильности, нормы социального контроля порой утрачивают свою функцию, а каноны не выполняются. Поэтому ценностно-ориентированное поведение служит механизмом саморегуляции, самоконтроля, самоорганизации личности.
Литература:
- Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развитие личности // Психологический журнал 1984. Т.5, № 5. – С.63-70
- Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Смысл, 2001. – 416 с.
- Бубнова С.С. Методика диагностики ценностных ориентаций личности, – М., 1995. – С. 53-60
- Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. – М. «Смысл»,1992. – С. 1 – 17.
- Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997. – С.59
- Сайко С.Д. Ценностные ориентации детей при переходе в младший школьный и подростковый возраст//Вопросы психологии. –1986, №2. –С.67-74.
- Сокольская М.В. Ценностные ориентации в структуре личности и деятельности подростков. Монография, Хабаровск. Изд-во ДВГУПС, 2004. – 214 с.
- Ядов В.А., Кон И.С. Личность и ее ценностные ориентации// Информационный бюллетень ИКСИ АН СССР, 1969, №4, вып.1. – 198с.[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ» description=»В статье рассматривается возможность влияния школы на формирование у школьников системы ценностных ориентаций. Приводятся данные анализа оценки степени готовности сельских школьников к ряду жизненных ситуаций. Отмечаются объективные причины кризиса данной проблемы. » author=»Николаева Алла Дмитриевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]