Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования устанавливает требования к достижению метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, таких как: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности, составлять ее план; осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать, учитывать позиции других участников; 3) способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения задач; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности; 5) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; 6) умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; 7) владение навыками рефлексии и др. [4].
Современные образовательные технологии учитывают требования к организации обучения и воспитания школьников. В рамках статьи рассмотрим технологию педагогических мастерских, предусматривающую субъектную позицию ученика в процессе обучения, возможность свободы выбора, проявление индивидуальных стремлений и развитие личности обучающихся.
Технология «Педагогические мастерские» создана во Франции в 20-х годах XX века психологами П. Ланжевеном, А. Валлоном, Ж. Пиаже и др.
Свое название технология получила в связи с тем, что учитель перестает быть учителем, он становится мастером, который создает эмоциональную атмосферу, придумывает различные ситуации и задачи. Позиция мастера – позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу. Мастерская–это деятельность малых групп учеников (7-15 человек) при помощи мастера, инициирующего поисковый характер деятельности. Проживание в мастерской – это путь от хаоса к порядку, из неопределенности в понимание.
Сущность технологии «педагогические мастерские» — специально организованное педагогом-мастером развивающее пространство, позволяющее ученикам в коллективном поиске приходить к построению («открытию») знания, источником которого при традиционном обучении является только учитель [1].
В литературе выделяют принципы построения педагогических мастерских: 1. Мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. 2. Включает эмоциональную сферу ученика, обращается к его чувствам, развивает личную заинтересованность ученика в решении проблемы. 3. Работает вместе со всеми, мастер равен ученику в поиске знания. 4. Мастер не торопится отвечать на вопросы. 5. Необходимую информацию дает малыми порциями, и только обнаружив потребностей в ней у учащихся. 6. Исключает официальное оценивание работы учеников, а через афиширование работ учеников дает возможность появления самооценки учащегося, ее коррекции [1].
Технология «Педагогические мастерские» предполагает последовательную реализацию следующих технологических этапов [3]:
1 этап. Индукция. Предполагает создание мотивации для активной творческой и исследовательской работы ученика.
2 этап. Самоконструкция. На данном этапе осуществляется переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений в виде гипотезы, текста, рисунка и т.п. На этом этапе ребенок пытается ответить на вопрос самостоятельно, опираясь на свой личный опыт, знания, умения.
3 этап. Социоконструкция. Предполагает работу в парах, в результате которой происходит взаимообогащение субъективного опыта партнеров по группе. Пары формируются на основе сходства точек зрения участников мастерской на рассматриваемую проблему.
4 этап. Социализация. Предполагает групповую работу по рассмотрению гипотез, идей, обеспечивающую в результате интеграцию вариантов ответа на вопрос, оформление общего проекта, совместную корректировку гипотезы.
5 этап. Афиширование. Этот этап посвящен афишированию работ учеников и мастера, презентации различных точек зрения на проблему в форме текстов, схем, проектов и т.п. В процессе афиширования формируется творческий коллективный опыт.
6 этап. Разрыв. Предполагает осознание каждым учеником разнообразия вариантов решения проблемы и понимание необходимости дополнительной информации. Результаты совершенных учениками в мастерской «открытий» сопоставляются с системой научных знаний, формулируются теоретические положения, устанавливаются причинно-следственные связи, обосновываются сделанные выводы.
7 этап. Рефлексия. На этапе рефлексии каждый ученик имеет возможность высказать, что для него было наиболее значимым при работе а мастерской, какие трудности он испытывал. На основе ответов учеников учитель-мастер имеет возможность коррекции своей дальнейшей работы, а ученики учатся анализировать свои достижения и ощущения.
Все этапы педагогической мастерской способствуют созданию открытой системы поиска и выбора пути познания, свободного взаимодействия, общения и обмена информацией.
В качестве примера приведем сценарий урока физики для учеников 11 класса по теме «Явление электромагнитной индукции», построенного на основе технологии «Педагогические мастерские». Урок физики проводился авторами в Многопрофильном лицее Забайкальского государственного университета.
Цель урока: раскрыть суть явления электромагнитной индукции.
Ожидаемый результат: учащиеся должны усвоить понятие электромагнитной индукции и индукционного тока, уметь объяснять явления на основе электромагнитной индукции.
Организационный момент. Сегодня у нас необычный урок, мы будем изучать физический материал с помощью технологии «Педагогические мастерские». Будем мастерить явление электромагнитной индукции. Тема нашего урока имеет отношение к повседневной практике – электроэнергетике. Прежде, чем начать, прослушайте правила работы в мастерской: 1) в мастерской все равны; 2) я отношусь к мнению другого с уважением; 3) я не боюсь высказаться, так как знаю, что к моему мнению отнесутся с уважением; 4) каждый имеет право на ошибку; 5) каждый имеет право на критику (можно критиковать другого члена группы, но при этом выслушивать критику в свой адрес достойно, спокойно).
Этап актуализации знаний. Прежде чем начать работу в мастерской, вспомним уже известный нам материал с прошлых уроков. Проведем фронтальный опрос: 1) перечислите основные свойства магнитного поля; 2) как называется силовая характеристика магнитного поля? 3) укажите способы определения направления вектора магнитной индукции; 4) сформулируйте правило буравчика; 5) какие линии называются линиями магнитной индукции? 6) какие поля называют вихревыми? 7) как определяется модуль вектора магнитной индукции? 8) в каких единицах выражается магнитная индукция?
Мотивационный этап.
Итак, Вам уже известно, что электрические и магнитные поля порождаются одними и теми же источниками — электрическими зарядами. Поэтому можно предположить, что между этими полями существует определённая связь. Это предположение нашло экспериментальное подтверждение в 1831 г. в опытах выдающегося английского физика Майкла Фарадея, с помощью которых он открыл явление электромагнитной индукции. Давайте прослушаем сообщение учащегося о жизни и деятельности М. Фарадея. Выступает ученик с заранее подготовленным докладом, сопровождаемый компьютерной презентацией.
А теперь приступим к работе в мастерской.
1 этап. Индукция.
Вам необходимо разделиться на 4 группы, каждая группа получает карточку с изображением экспериментальной установки. Выбирайте карточку и садитесь за соответствующий Вашему номеру стол.
Задания учащимся: 1) Посмотрите на изображение на карточке. 2) Соберите из предлагаемого Вам оборудования электрическую цепь и выполните действие, написанное на карточке. 3) Пронаблюдайте за показаниями гальванометра. 4) Зарисуйте в тетрадь схему экспериментальной установки и запишите, что вы наблюдаете. 5) Попытайтесь ответить на вопрос: «Как объяснить наблюдаемое явление?».
2 этап. Самоконструкция. Каждый учащийся продумывает ответ на вопрос.
3 этап. Социоконструкция. Предполагается парная работ на основе сходства точек зрения участников мастерской на рассматриваемую проблему.
4 этап. Социализация. Процесс рассмотрения гипотез, идей в малых группах (не более 5 человек), сформированных по желанию участников мастерской.
5 этап. Афиширование. Беседа мастера с учениками.
Мастер. Итак, откуда появился ток замкнутом контуре? (выслушивает предположения учащихся). Что представляет собой контур? Ученики. Замкнутый проводник.
Мастер. Что существует вокруг полосового магнита (4 группа) или катушки с током (1,2,3 группы)? Ученики. Магнитное поле.
Мастер. Что появляется в контуре, когда вы размыкали, замыкали цепь (1 группа), меняли силу тока в катушке (2 группа), осуществляли движение катушек друг относительно друга (3 группа), вносили и выносили полосовой магнит в катушку (4 группа)? Ученики. В замкнутом контуре появляется электрический ток.
Мастер. Что происходило с числом магнитных линий в каждом из рассмотренных вами случаев? Ученики. Число линий изменялось.
Мастер. От чего зависит величина и направление тока, возникающего в замкнутом контуре? (выслушивает предположения учащихся). Изменялось ли показание гальванометра и направление отклонения стрелки прибора, когда вы замыкали (размыкали) цепь (1 группа), изменяли силу тока в катушке на маленькую (большую) величину (2 группа), быстро или медленно перемещали одну катушку с током относительно другой (3 группа), быстро, медленно вносили магнит разными полюсами в катушку (4 группа)? Ученики. В этих перечисленных ситуациях изменялась в одних случаях величина тока, в других — направление тока, а в третьих – и величина и направление (например, при внесении в катушку не одного, а двух магнитов с изменением полюса внесения).
Мастер. Изменялась ли в этих случаях величина магнитной индукции, скорость изменения линий магнитной индукции, направление вектора магнитной индукции? Ученики. Да, изменялось.
6 этап. Разрыв.
Мастер. Попытайтесь смастерить определение явления электромагнитной индукции (выслушивает формулировки учащихся). Итак, сейчас я обобщу все Ваши формулировки: 1. Причина возникновения тока в замкнутом контуре – изменение магнитного потока, пронизывающего замкнутый контур. Это явление впервые обнаружил М. Фарадей в 1831 г. Оно было названо явлением электромагнитной индукции. Определение отражено в Вашем учебнике и звучит следующим образом: явление электромагнитной индукции заключается в возникновении электрического тока в проводящем контуре, который либо покоится в переменном во времени магнитном поле, либо движется в постоянном магнитном поле, таким образом, что число линий магнитной индукции, пронизывающих контур, меняется. Ток, возникающий в замкнутом контуре, называется индукционным. 2. Величина индукционного тока зависит от величины магнитной индукции, от скорости изменения числа линий магнитной индукции, пронизывающих контур, а направление – от направления вектора магнитной индукции.
Запишем эти выводы работы нашей мастерской. Данное явление электромагнитной индукции применяется в электроэнергетике. Домашнее задание после сегодняшнего урока: каждая группа подготовит сообщение об использовании явления электромагнитной индукции в электроэнергетике, а на следующим уроке мы заслушаем Ваши доклады.
7 этап. Рефлексия.
А теперь ответьте, пожалуйста, на ряд вопросов: 1) Как Вам работалось в мастерской? 2) Чем эта форма работы лучше, чем обычный урок? 3) Что понравилось, а что не понравилось в работе? 4) Как Вам лучше работалось: одному, в паре, в группе? Почему? 5) Если-бы можно было бы повторить, то что бы Вы сделали по-другому? 6) Хотели бы Вы еще изучить какую-нибудь тему школьного курса физики таким же образом?
Учащиеся отвечают на вопросы в ходе беседы с мастером.
На представленном уроке индукторами, побуждающими ученика к действию, выступают: школьный физический эксперимент, традиционно имеющий большое эмоциональное воздействие на ученика, и задание, которое необходимо выполнить в ходе проведения эксперимента. Включение участников педагогической мастерской в деятельность по проведению школьного физического эксперимента способствует формированию экспериментальных умений учащихся, что важно в аспекте достижения предметных результатов изучения учебного предмета «физика» ФГОС среднего (полного) общего образования [2].
Таким образом, педагогическая мастерская – это технология обучения, которая помогает ученику современной школы быть социально развитой личностью, развивает его интеллектуальный, психологический и социокультурный потенциал; способствует овладению учеником необходимыми коммуникативно-речевыми умениями, самостоятельностью мышления, умением быть соучастником событий, разрешать спорные вопросы и управлять своими эмоциями, а все перечисленное в свою очередь создает условия для осознанного овладения знаниями по предмету «физика», их личностному осмыслению.
Список литературы:
1. Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит. М. – Воронеж; Моск. психол.-социальн. ин-т, Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. – 256с.
2. Проклова В.Ю. Формирование экспериментальных умений учащихся при обучении физике в основной школе // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. 2014. №4. Часть 9. С. 105-107.
3.Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О. Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, О. А. Ивашедкина. СПб: КАРО, 2014. — 176с.
4.ФГОС: среднее (полное) общее образование. URL: (дата обращения 18.01.2015).[schema type=»book» name=»ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ» В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В ШКОЛЕ» author=»Проклова Виктория Юрьевна, Хзанян Рубен Вачикович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]