Одной из основных задач российской высшей школы является повышение уровня подготовки специалистов с ориентацией на международные стандарты. Специалист должен обладать профессиональными знаниями, умениями и навыками, отвечать за качество своей работы, самостоятельно добывать информацию, уметь работать в коллективе и легко адаптироваться к изменениям условий труда и т. д. Таким образом, акценты обучения переносятся на формирование разносторонних компетенций.
Для формирования компетенций необходимо применять новые технологии обучения, так как традиционная технология обучения студентов в вузе утратила свою эффективность и не соответствует современным требованиям. В традиционной образовательной системе ведущую роль отводят теоретическим знаниям, и чем больший массив учебной информации усвоен студентами, тем выше считается уровень их подготовки. В значительно меньшей степени отводится деятельной составляющей обучения, поэтому студенты испытывают затруднения в применении знаний на практике. В традиционной технологии нет места формированию социальных компетенций (умение общаться с коллективом и с партнерами, умение погашать конфликты, способность к сотрудничеству, толерантность по отношению к партнерам по коммуникации и т. д.). Молодым специалистам начинающим свою трудовую деятельность, требуется достаточно длительное время для адаптации на производстве, т.е. для формирования профессионального мышления, овладения умением социального взаимодействия и общения, совместного принятия и реализации решений.
Данная проблема может быть успешно решена с точки зрения знаково-контекстного обучения. Контекстное обучение является профессионально ориентированным обучением. Все знания при этом даются и изучаются только в контексте с будущей профессиональной деятельностью. В теории контекстного обучения понятие «контекст» выступает смыслообразующей категорией, а создание в образовательном процессе многообразных контекстов жизни и профессиональной деятельности обеспечивает личностное включение обучающегося в процессы познания, овладение будущей профессиональной деятельностью.
«Главная задача контекстного обучения состоит в оптимизации преподавания и учения с опорой не на процессы восприятия или памяти, а прежде всего на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. Вот почему в контекстном подходе особую роль играют активные и интенсифицирующие методы и формы обучения или даже целые технологии, обеспечивающие интенсивное развитие личности студента» [2,18].
Основными принципами контекстного обучения являются:
- Принцип психолого-педагогического обеспечения личностного включения студента в учебную деятельность.
- Последовательного моделирования в учебной деятельности студентов целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности специалистов.
- Принцип проблемности содержания обучения и процесса его развертывания в образовательном процессе.
- Принцип адекватности форм организации учебной деятельности студентов целям и содержанию образования.
- Ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса (преподавателя и студентов, студентов между собой).
- Педагогически обоснованного сочетания новых и традиционных педагогических технологий.
- Принцип открытости – использования для достижения конкретных целей обучения и воспитания в образовательном процессе контекстного типа любых педагогических технологий, предложенных в рамах других теорий и подходов.
- Принцип единства обучения и воспитания личности профессионала [1,47].
Контекстное обучение сочетается с проблемным обучением, коллективными методами обучения и информационными технологиями.
Условием функционирования проблемного обучения является наличие учебной проблемы, которая уже разрешена наукой, но для обучаемого она выступает как новая, неизвестная. Проблема – это особая разновидность вопроса, ответ на который не содержится ни в накопленных знаниях, ни в накопленном опыте, а поэтому требует особых мыслительных действий или применения имеющихся знаний в новой обстановке. При этом возникают противоречия между имеющимися знаниями и новыми фактами. Всегда проблеме предшествует проблемная ситуация. Проблемная ситуация – это особое психологическое состояние человека, связанное с появлением неразрешенных вопросов и стремлением найти на них ответ. Это состояние умственного затруднения, сознание недостаточности имеющихся знаний. Проблемная ситуация может перерасти в проблему, если обучаемые ее приняли и имеют достаточные знания для ее разрешения. Одним из видов метода проблемного обучения является исследовательский метод.
На кафедре «Инженерная графика» СамГТУ для развития творческого мышления студентов и формирования мотивации к будущей профессиональной деятельности применяется исследовательский метод обучения. Студентам предлагаются задания по созданию моделей комплектных устройств высокого напряжения, короткозамыкателей, отделителей, разъединителей, реле и т.д. с использованием «Компас-3D». Задания должны создавать положительную мотивацию при их выполнении, усиливая интерес к инженерной и компьютерной графике, развивая образное и креативное мышление. Они не должны выполняться по готовым образцам, а вызывать поиск новых способов их выполнения, стремление к совершенствованию и углублению имеющихся знаний, умений [3].
Преподаватель формулирует только тему, а студент, при создании модели оборудования самостоятельно определяет, какие необходимы операции, и в какой последовательности их выполнять. При этом он сталкивается с рядом учебных проблем, самостоятельно анализирует проблемную ситуацию, формулирует проблему, осуществляет поиск недостающей информации, выдвигает гипотезы, доказывает или опровергает их, разрешает проблему. В результате такой деятельности студент получает новую порцию знаний.
Построение учебного процесса на базе технологии контекстного обучения позволяет максимально приблизить содержание и процесс учебной деятельности студентов к их дальнейшей профессии.
При выполнении студентами творческих заданий применяется работа в малых группах. Студенты, работающие совместно, не только лучше выполняют задание, но умеют лучше аргументировать, дают более точные ответы. В поддерживающей и контролирующей обстановке каждый участник группы может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров.
Литература
- Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения.- М.: ИЦ ПКПС.- 2004.- 84 с.
- Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., НеудахинаН.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул, Изд.Алтайский гос. унив-т,2002.-232с.
- Москалева Т.С., Севостьянова О.М. Контекстное обучение студентов графическим дисциплинам с применением информационных технологий. Труды Международной научно-методической конференции «Информатизация инженерного образования» МЭИ, Москва ,2014.97-99с.[schema type=»book» name=»ПРИМЕНЕНИЕ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ» author=»Москалева Татьяна Сергеевна, Севостьянова Ольга Михайловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]