В реализации идеи гуманизации и гуманитаризации содержания российского образования важная роль отводится применению культурологического подхода к проектированию новых и обновлению действующих образовательных программ, в частности общеобразовательных программ дополнительного образования детей, которые определяют содержание образования. Однако применение культурологического подхода связано с трудностью в части определения понятия «культурологический подход» и принципов, положенных в его основу, так как в научной литературе понятия и принципы культурологического подхода имеют различные толкования.
Целью настоящей статьи является исследование и разработка содержания понятия «культурологический подход» и его принципов, применительно к проектированию и обновлению содержания дополнительных общеобразовательных программ для детей.
Понятие «методологический подход» или «подход» широко используются в научной литературе. Известные советские философы И.В. Блауберг и Э.Г. Юдин рассматривают методологический подход как «принципиальную методологическую ориентацию исследователя, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования» [1, с. 74].
Понятие «методологический подход» взаимосвязано с понятием «методология», под которым обычно понимают «методологию познания, т.е. учение о принципах построения, формах и способах познавательной деятельности» [6, с.46].
Методология научного познания имеет сложную многоуровневую иерархическую структуру. Так, Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня методологии: «1. Философия методологии – анализ общих принципов познания и категориального строя науки в целом. 2. Общенаучная методология – исследование содержательных общенаучных концепций, воздействующих на все или на достаточно большую совокупность научных дисциплин и разработка соответствующих формальных методологических теорий. 3. Конкретно-научная методология – описание методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. 4. Методика и техника научного исследования – разработка набора процедур, обеспечивающих получение единообразного и достоверного эмпирического материала и его первичную обработку» [6, с. 146].
Следовательно, можно сказать, что каждый методологический подход должен быть соотнесен с определенным уровнем методологии науки.
В философском определении методологического подхода можно выделить две различные по содержанию и назначению части: в первой части определения, методологический подход представляют как принципиальную методологическую ориентации исследователя, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), а во второй части – как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования.
На основе философского определения методологического подхода должно строиться и определение конкретного вида методологического подхода. Оно может состоять также из двух разных по назначению частей, которые должны быть наполнены конкретным содержанием, выражающим его отличительные особенности от других методологических подходов.
Приведенные выше составляющие методологического подхода и необходимость его соотнесения с конкретным уровнем методологии, применимы и к культурологическому подходу. Рассмотрим некоторые определения культурологического подхода, которые отражены в ряде научных работ ученых-педагогов, занимающихся разработкой методологической и методической базы культурологического подхода.
Так, например, Г.И. Гайсина культурологический подход определяет следующим образом: «Культурологический подход есть методологическая позиция, раскрывающая единство аксиологического, деятельностного и индивидуально-творческого аспектов культуры и рассматривающая человека ее субъектом, главным действующим лицом. Как методологическая основа современной педагогической науки культурологический подход предполагает использование феномена культуры в качестве стержневого в понимании и объяснении педагогических явлений и процессов» [3, с.7].
На основе проведенного анализа современных походов в сфере дополнительного образования детей З.А. Каргина отмечает, что «культурологический подход рассматривается как методология, представляющая человека как уникальный мир культуры, а его образование как творение себя в процессе взаимодействия с системой культурных ценностей, отражающей богатство общечеловеческой и национальной культуры» [5, с. 6 ].
В научном исследовании А.Н. Галагузов раскрывает свойство интегративности культурологического подхода: «интегративность данного подхода выражается в том, что он не заменяет другие методологические подходы, широко используемые в настоящее время в образовательной деятельности, а интегрирует их. Основными научно-педагогическими подходами, сочетающимися с культурологическим в образовательной деятельности, являются аксиологический, личностно-ориентированный и компетентностный» [2, с.20].
Отмечая необходимость использования других подходов при применении культурологического подхода, Б.М. Игошев указывает, что «общая парадигмальная заданность обусловливает приоритетность в интегративной методологии именно культурологического подхода, который содержательно конкретизирует применение других подходов, придавая им культуроцентристскую направленность» [4, с.17].
Проанализируем содержание определений культурологического подхода в указанных выше научных работах. В работе [3] определение культурологического подхода разделено на две части, как и в философском определении методологического подхода. Однако в первой части определения культурологического подхода указывается, что он есть методологическая позиция в раскрытие единства других подходов вместо принципиальной методологической ориентации исследователя, как точки зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта). Во второй части определения культурологического подхода вообще он не рассматривается как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования.
В работе [5] определение культурологического подхода не согласуется с философским определением методологического подхода. В работах [2, 4] отсутствует понятие культурологического подхода, выдвигаются лишь частные положения о его интегративном характере и гармоничном сочетании с другими подходами.
По своему содержанию культурологический подход к проектированию и обновлению содержания дополнительных общеобразовательных программ можно отнести к методологии третьего уровня, т.е. к конкретно-научной методологии. Чтобы сформировать понятие культурологического подхода на основе философского определения рассмотрим и установим содержание его частей.
Первую часть определения можно сформулировать как методологию изучения и обновления содержания действующих программ дополнительных общеобразовательных программ путем внесения в них элементов духовной и /или художественной культуры. Вторую часть определения можно изложить как методологию проектирования содержания программ на основе выбора и использования педагогических и иных принципов, руководящих общей стратегией исследования.
Тогда применительно к проектированию и обновлению содержания дополнительных общеобразовательных программ можно дать двух аспектное определение культурологическому подходу.
Культурологический подход — это:
1) конкретно-научная методология изучения и обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ путем внесения в них элементов духовной и /или художественной культуры;
2) конкретно-научная методология проектирования содержания общеобразовательных программ на основе выбора и применения основных педагогических и иных принципов, руководящих общей стратегией исследования.
Методологический подход именуется и как методологический принцип, поэтому в сочетании с другими подходами (принципами) существенно расширяется содержание рассматриваемого методологического подхода. В этой связи методологические подходы, гармонично сочетающиеся с культурологическим подходом, могут служить в качестве его основных принципов, которые составляют его сущностную основу. Наряду с этими принципами могут использоваться и общенаучные принципы, например, принцип системности, принцип структурности, принцип научности и другие принципы.
Под педагогическими принципами понимают основные идеи, следование которым помогает лучшим образом достичь, поставленных педагогических задач.
В основу проектирования и обновления содержания дополнительных общеобразовательных (программ дополнительного образования детей) могут быть положены следующие основные принципы:
- Принцип научности. Заключается в организации и проведения научно-исследовательских работ по формированию содержания образовательной программы.
- Принцип взаимосвязи названия и содержания. Заключается в применении механизма развертывания названия (заголовка) образовательной программы в ее содержание.
- Принцип соответствия сложности образовательной программы психофизическим возможностям учащихся определенного возраста. Заключается в обосновании сложности проектируемых учебных единиц (учебных тем, учебных предметов, учебных разделов) программы на основе учета психофизических возможностей детей.
- Принцип соответствия объема содержания времени, отводимого на изучение учебной единицы (учебной темы, учебного предмета, учебного раздела и т.п.) образовательной программы. Означает, что время на изучение каждой учебной единицы программы должно быть научно обосновано.
- Принцип культуросообразности. Заключается в максимальном использовании в содержании образовательной программы культуры той среды, в которой находится учебное заведение, занимающееся обучением и воспитанием детей.
- Принцип культуротворчества. Заключается в применении при формировании содержания образовательной программы современных методов научного творчества (в частности, «мозгового штурма», морфологического анализа, синектики, алгоритма решения изобретательских задач, теории решения изобретательских задач и др.).
- Принцип структурирования учебного материала в соответствии культурологической концепцией образования. Заключается в том, что содержание образовательной программы должно состоять из четырех структурных элементов: 1) опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знания; 2) опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; 3) опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; 4) опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций. Такие структурные элементы должна содержать все учебные единицы (учебные темы, учебные предметы и учебные разделы) программы.
- Принцип системности. Заключается в том, что образовательная программа рассматривается как целостная система, которая является частью системы более высокого уровня (группы программ одинаковой направленности) и в тоже время сама состоит из ряда подсистем более низкого уровня (например, разделов), а разделы состоят из учебных предметов, последние – их учебных тем и т.д.
- Принцип аксиологичности (ценностной ориентации). Заключается в том, что программа должна быть построена на удовлетворении личных культурных потребностей и интересов в жизни учащегося.
- Принцип деятельности. Заключается в том, что программа должна содержать элементы активной созидательной деятельности учащегося в процессе его обучения и воспитания.
- Принцип компетентности. Заключается в установлении в образовательной программе базовых жизненных компетенций учащегося (интеллектуальных, социальных, операционно-технологических, художественно-эстетических, физических) как основы для его дальнейшего развития.
- Принцип личностно ориентированной направленности. Заключается в нацеленности содержания программы на каждого обучающегося ученика.
- Принцип мониторинга программы. Заключается в том, что каждая образовательная программа должна содержать этапы текущего, выходного контроля и аттестации освоения детьми содержания программы.
- Принцип рефлексии детей на учебные единицы программы. Заключается в установлении в программе этапов сбора, обобщения и анализа данных от обучающихся детей и их родителей об отношении к действующей программе и проведении корректировки содержания программы по результатам анализа.
- Принцип вариативности. Заключается в обновлении образовательной программы в связи с изменением интересов и предпочтений детей.
Приведенные выше принципы могут быть конкретизированы при формировании конкретной образовательной программы и дополнены рядом других принципов.
Выводы:
- На основе философского понятия методологического подхода разработаны понятия культурологического подхода к проектированию и обновлению содержания дополнительных общеобразовательных программ для детей.
- Предложены принципы, положенные в основу культурологического подхода к проектированию и обновлению содержания дополнительных общеобразовательных программ для детей и раскрыто их содержание.
Список литературы
- Блауберг, И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. М.: Наука, 1973. 270 с.
- Галагузов, А.Н. Культурологический подход в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08 / Галагузов Алексей Николаевич. М., 2011. 42 с.
- Гайсина, Г.И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08 /Гайсина Гузель Иншаровна. – М., 2002. 37 с.
- Игошев, Б.М., Галагузов А.Н. Культурологическая модель социального образования // Педагогическое образование в России. № 2. 2011. С.15-20.
- Каргина, З.А. Современные методологические подходы в сфере дополнительного образования детей // Вестник Томского государственного университета. Томск, 2011. Выпуск 1 (103). С. 5-7.
- Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности / Э.Г. Юдин. М.: Изд-во «Наука», 1978. 378 с.[schema type=»book» name=»ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ОБНОВЛЕНИЮ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ» description=»В статье на основе философского понятия «методологический подход» анализируется и обосновывается содержание понятия «культурологический подход» применительно к проектированию новых и обновлению действующих программ дополнительного образования детей. Предложены принципы реализации культурологического подхода и раскрыто содержание этих принципов.» author=»Мочулаев Валерий Евгеньевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]