Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Будущее поколение нашей страны растет и воспитывается в семьях. Научиться любви и заботе о близких людях дети могут только в  благополучных семьях. Именно в гармоничных родительско-детских отношениях несовершеннолетние развивают нравственные качества, что способствует формированию их личности. Сегодня в России особую актуальность приобретают проблемы многодетных семей: социальные, экономические, медицинские, правовые, психологические, педагогические. В этой связи, помощь и поддержка многодетным семьям становится приоритетным направлением социальной политики. Её осуществлению способствуют технологии социальной работы с многодетными семьями: социальная диагностика, социальное посредничество и консультирование,  социальная профилактика и коррекция. Рассмотрим специфику каждой технологии.

Зайнышев И. Г. раскрывает понятие социальная диагностика, как «сбор информации о клиентах и условиях их жизнедеятельности, а также её анализ для разработки программы оказываемой помощи» [2, c. 37]. Именно в такой последовательности осуществляется социальная диагностика различных ситуаций многодетных семей в центрах помощи семье и детям.

 Павленок П. Д, Фирсов М. В., Холостова Е. И. в алгоритме социальной диагностики выделяют несколько этапов: начальный, текущий, обобщающий. Начальный этап социальной диагностики ситуации  каждой многодетной семьи позволяет выделить главную проблему и сделать экспертное заключение по мерам воздействия на семью. На текущем этапе – отслеживаются изменения в решении не только первоочередной проблемы многодетной семьи, но и в целом по ситуации. После оказания всех необходимых услуг и достижения положительного результата в работе с многодетной семьёй наступает обобщающий этап социальной диагностики. Он выполняет функцию контроля и обеспечивает профессиональное обоснование снятия многодетной семьи с социального обслуживания. Примерами применения технологии социальной диагностики в работе с многодетными семьями могут быть: диагностика материально-бытовых условий многодетной семьи, диагностика социально-психологического здоровья многодетной семьи, диагностика педагогической культуры родителей в многодетной семье и другие.

Технологии социального посредничества и консультирования с многодетными семьями взаимосвязаны между собой.

Консультирование – это сообщение многодетной семье информации по её запросу: психолого-педагогическая, юридическая поддержка и другое. В тех случаях, когда многодетная семья не может самостоятельно установить контакт с организациями, способными решить её вопросы, специалист по социальной работе реализует технологию посредничества [3, c. 109].

Применение специалистами технологий коррекции  и социальной профилактики   особенно касается многодетных семей, где есть педагогические проблемы: педагогическая запущенность несовершеннолетних, прогулы детей в школах, употребление родителями алкогольных и наркотических веществ, воспитание детей с ограниченными возможностями и другое. Такие многодетные семьи имеют более низкий образовательный и социальный статус.

Чернецкая А. А. трактует понятие профилактика, как «систему предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей» [3, c. 64]. Следовательно, технологии профилактики и коррекции ориентированы, прежде всего, на самих детей, которые растут и воспитываются в многодетных семьях. Главными задачами данных технологий являются: выявление условий, ведущих к отклонению в поведении родителей и детей в многодетных семьях и их предупреждение.

Коррекционное воздействие происходит в следующих направлениях: восстановление, компенсирование, стимулирование и  исправление [3, c. 67].

Профилактика обязана осуществляться в виде  заранее подготовленных  действий, которые направлены на достижение желаемого результата, предотвращение возможных проблем и наблюдение за последующим состоянием многодетной семьи.

Ключевым звеном в проведении коррекционной и профилактической деятельности являются сами родители, которые занимаются воспитанием детей. Ведь именно они оказывают большое влияние на детей с первых лет их жизни.

Круг педагогических проблем в каждой многодетной семье очень специфичен и зависит от воспитательного потенциала семьи, семейного опыта родителей, их педагогической культуры. Современные педагоги                Бондаревская Е. В., Куликова Т. А., Наседкина Е. И., Титаренко В. Я. под важнейшей частью воспитательного потенциала семьи выделяют именно педагогическую культуру родителей. Именно под ней подразумевается накопленный ранее и неизменно пополняющийся опыт воспитания детей в семьях. Все это выражается  в самих методах воспитания и наказания детей    [1, с.124].

Некоторые многодетные родители считают, что если правильно воспитать первого ребенка, то можно возложить на него воспитание других младших детей. Такая семейная политика не оправдывает себя и приводит к тяжелым социальным последствиям: конфликтам между детьми, агрессии на взрослых, уходу детей из дома, поиску организации своего свободного времени в асоциальных группах.

Поэтому, применяя технологии социальной работы с многодетными семьями, специалисты должны обладать социально-педагогической компетенцией, которая является частью профессиональной компетенции. Компетенция специалиста – это комплекс способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в любой общественной сфере (Коновалова Л. В., Кузьмина Н. В., Маркова А. К.,   Новиков А. М., В. А. Сластенин, Чистякова Н. В. и др.).  Составляющими социально-педагогической компетенции являются: знания педагогов о специфике социальной ситуации по многодетным семьям и методах педагогической диагностики в многодетных семьях; умения разрабатывать и применять педагогические технологии в работе с многодетными семьями; навыки определения педагогических позиций в воспитательном процессе многодетной семьи.

Таким образом, педагогические особенности технологий социальной работы с многодетными семьями состоят в социально-педагогической компетенции специалистов, педагогической позиции родителей и педагогической ситуации в воспитательном процессе многодетных семей. Учет специалистами педагогических особенностей технологий социальной работы способствует достижению более эффективных результатов работы с многодетными семьями. Ведь именно на многодетные семьи возлагается надежда российского государства, как на национальное богатство страны.

Список литературы:

  1. Зритнева Е. И., Бахуташвили Т. В. Воспитательный потенциал семьи [Текст]: монография / Е. И. Зритнева, Т. В. Бахуташвили. – Ставрополь: Изд-во СКФУ; ООО «Ветеран», 2013. – 176 с.
  2. Технология социальной работы [Текст]: учеб. пособие / Под ред. И. Г. Зайнышева. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.- 240 с.
  3. Чернецкая А. А. Технология социальной работы [Текст]: учеб. пособие / А. А. Чернецкая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 400 с.[schema type=»book» name=»ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ» author=»Бахуташвили Татьяна Викторовна, Жукова Алёна Игоревна» publisher=»басаранович екатерина» pubdate=»2017-05-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found