Ведущее место в деятельности учителя, особенно если он является классным руководителем, занимает изучение личности каждого ученика, что позволяет контролировать ход и темп психического развития школьников, выявлять его индивидуальные особенности и возможности, устанавливать особенности классных коллективов и тем самым научно обоснованно управлять учебно-воспитательным процессом. Изучать личности учеников необходимо для выявления общих и функциональных задержек, трудностей психического, трудового и нравственного развития каждого школьника. Это дает возможность своевременно организовать психолого-педагогическую коррекцию. Изучение особенностей каждого ученика или всего коллектива в целом осуществляет педагогическая диагностика [1].
С точки зрения современной науки педагогическая диагностика представляет собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, которые, на основе этого, позволяют прогнозировать отклонения с поиском путей для их предупреждения, и помогают учителю скорректировать процесс обучения с целью повышения его качества [2, с.3]. Большинство современных отечественных ученых, работавших над проблемой такого рода считают, что педагогическая диагностика исследует условия, предпосылки и результаты учебного процесса с целью оптимизировать и обосновать значение успеха педагогической деятельности учителя [1].
По мнению А.И. Кочетова уникальность педагогической диагностики заключается в изучении результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности и образованности учащихся, а также росте педагогического мастерства учителей; при этом предмет педагогической диагностики определяет ее сущность [3]. В рамках данной статьи, мы разделяем позицию немецкого ученого К. Ингенкампа, который отмечает, что педагогическая диагностика призвана в первую очередь:
- оптимизировать реализацию принципа индивидуализации в процессе обучения;
- обеспечить, в интересах общества, правильное определение результатов обучения;
- свести к минимуму ошибки, которые могут быть допущены при переводе учащихся из одной учебной группы в другую [4].
Анализ литературы (как научно-педагогического, так и публицистического характера), проведенный нами при подготовке данной статьи, позволяет сделать вывод о том, что современная наука и современная педагогическая практика едины в том мнении, что базовым условием эффективности реализации педагогической диагностики в практику реального пед. процесса является знание педагога о многообразии методов педагогической диагностики и необходимости комплексного и системного подхода при их использовании (Таблица 1).
Таблица 1.
Методы педагогической диагностики
Предмет педагогической диагностики | Методы педагогической диагностики
(рекомендуемый инструментарий) |
Качество обучения | наблюдение, беседа, опрос, письменные работы, анкетирование, тестирование, и прочее. |
Содержание образования | метод экспертных оценок |
Выявление одаренности личности обучающегося | анкета Б.К. Пашнева |
шкала прогрессивных матриц Дж. Равена (тест Равена). | |
тест творческого мышления П. Торренса |
Отметим, что в последнее время поле деятельности педагогической диагностики значительно расширяется, она становится все более полифункциональной, включает в себя такие функции как: аналитическая, оценочная, контроля, коррекционная, ориентационная, информационная, функции мотивации и стимулирования.
Таким образом, педагогическая диагностика отвечая за изучение личности учеников, выявление их индивидуальных и коллективных особенностей (с целью научно-обоснованного управления учебным процессом и своевременной организации психолого-педагогической коррекции) выступает и важнейшим фактором повышения качества деятельности самого учителя – и понимание этого приводит педагогов (как уже работающих в системе образования, так и только готовящихся к педагогической профессиональной деятельности) к пониманию необходимости более детального и системного изучения методов и технологий организации комплексной педагогической диагностики в реальном учебно-воспитательном процессе.
Список литературы:
- Вишневский О.И., Кобрий О.М.,Теоретические основы педагогики: Курс лекций /под ред. О.Вишневского. 2001.
- Петухов М.А.. Профессионально-технологическая система обучения специальным предметам: Учебное пособие. /Под науч. ред. А.П. Беляевой. — Ульяновск: УлГТУ,2001.-199 с., 2001
- Педагогическая диагностика в условиях ФГОС
- type=»book» name=»ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ» description=»В статье представлен методологический анализ педагогической диагностики как фактора повышения качества профессиональной деятельности современного учителя. Приводится анализ взглядов различных ученых на педагогическую диагностику как научно-педагогическую категорию и раскрывается рекомендуемый инструментарий при организации педагогической диагностики в практике реального педагогического процесса.» author=»Венедиктова Мария Яковлевна, Суриков Юрий Николаевич» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-16″ edition=»euroasia-science_6(27)_23.06.2016″ ebook=»yes» ]