Процесс обмена информацией в последние годы постоянно вносит изменения и коррективы. Авторы учебников не всегда успевают дополнять в свои работы необходимую новую информацию. Преподаватели-практики иностранного языка должны точно знать, о чем беседуют (говорят) выпускники конкретного вуза на иностранном языке в процессе своей профессиональной деятельности. Получив актуальный тематический минимум, преподаватель сможет своевременно и методически грамотно организовать обучение студента уже в процессе подготовки будущего выпускника к его профессиональной деятельности. Это и повлияло на проведение ниже следующего исследования
Цель данной статьи – сообщение результатов анкетирования выпускников неязыковых вузов (НЯ) для уточнения тематического минимума на иностранном языке (ИЯ), которому необходимо обучать студентов в нелингвистических вузах.
Для достижения указанной цели авторы ставили перед собою следующие задачи:
- учесть наличие/отсутствие преемственности в системе образования между средней и высшей школой при обучении говорению на иностранном языке (ИЯ) как виду речевой деятельности (РД) в результате анкетирования выпускников средней школы, поступивших в Московский машиностроительный университет (МАМИ);
- уточнить темы, встречавшиеся ученикам средних школ при обучении их говорению, поступивших и обучающихся в указанном выше вузе;
- анкетировать студентов I и IV семестров названного университета для уточнения перечня типичных тем на ИЯ, включенных в календарные планы кафедры ИЯ МАМИ;
- опросить выпускников указанного университета, работающих в автомобиле- и машиностроении, говорящих на конкретные темы на ИЯ в процессе своей профессиональной деятельности, для конкретизации тематического минимума, который должен подлежать обязательному включению в календарные планы и обучению при подготовке высококвалифицированных специалистов в вузе.
Для выполнения первой задачи в сентябре-ноябре 2014 г было проведено анкетирование 50 выпускников средних школ, поступивших в указанный выше университет, в результате чего получены следующие данные:
Таблица № 1.
Результаты опроса выпускников средних школ о говорении на ИЯ на конкретные темы
Темы | Количество выпускников средних школ, которые изучали в школе темы в процессе говорения на ИЯ |
Школа | 21 из 50 |
Семья | 10 из 50 |
Город | 4 |
Россия и страна изучаемого языка | 13 |
Моя будущая профессия | 8 |
Мой любимый писатель | 5 |
Проанализировав полученную информацию, следует подчеркнуть:
- Не все средние школы «обучали» полному тематическому минимуму, предусмотренному школьной программой, если они готовили учащихся в неязыковые вузы. Учителя школ не уделяли должного внимания говорению как виду РД на ИЯ, так как ИЯ не являлся ранее обязательной дисциплиной в составе ЕГЭ. В школьных учебниках по ИЯ присутствуют такие темы, как Россия, страна изучаемого языка, город и др… Но так как школьники, которые планируют поступать в нелингвистические вузы, не изучали ИЯ как обязательный предмет в составе ЕГЭ, то они не получали даже запланированного школьной программой минимума знаний и умений в области говорения.
- В результате анкетирования и бесед с опрашиваемыми выяснено: Как правило, учащимся средних школ предлагалось пересказать в виде монолога содержание прочитанного текста. Выполняя такое упражнение, школьник излагает точку зрения автора текста и не высказывает свое отношение/мнение по теме. Данное упражнение не является речевым и не учит говорению как виду РД. Лишь семь из опрошенных студентов сообщили, что их учитель школы практиковал организацию ролевых игр, при которых одни учащиеся высказывали свое мнение о теме (например, поездке в Дрезден), рассказывали о своих путешествиях в страны изучаемого языка, а другие задавали им вопросы, интересуясь деталями описываемых событий. Значит, обучение диалогической речи проводилось в ряде школ, хотя и не являлось типичным явлением.
- Дидактическая преемственность между средней и высшей школой при обучении говорению на ИЯ как виду РД получает, к сожалению, еще недостаточное распространение.
- Преподаватели вузов должны учитывать подготовку поступивших к ним обучающихся, создавать электронные учебные пособия, лабораторные работы или другие необходимые учебные материалы.
При анализе результатов анкетирования для уточнения вузовского тематического минимума, проведенного в данном университете, получены следующие сведения:
Таблица № 2.
Результаты опроса студентов дневного отделения
Темы | Количество студентов, изучающих данную тему |
Система высшего образования в России и стране изучаемого языка, учеба в вузе | 45 (из 50) |
Трудоустройство (участие в конкурсе, собеседование в отделе кадров), будущая работа собеседников | 30 |
Обсуждение пунктов соглашения (договора) о сотрудничестве, ведение переговоров | 45 |
Презентация вуза/ организации/ лаборатории | 44 |
Инновации в соответствующей отрасли | 4 |
Профессионально ориентированная тематика | 50 |
Таблица № 3.
Результаты опроса 50 выпускников упомянутого выше вуза об использовании ими тем при говорении на ИЯ в их профессиональной деятельности
темы на ИЯ | выпускники неязыковых вузов, работающие в | ||||
вузах | НИИ | фирмах США, Англии, ФРГ и др. стран | на заводах и предприя-тиях | министерствах и др. руководящих организациях | |
Обучение в вузе, аспирантуре, докторантуре (о себе и собеседнике) | 15 | 30 | 5 | 0 | 8 |
Моя должность, работа, мои обязанности, трудности и т.д., выяснение этих же данных у собеседника | 30 | 29 | 20 | 8 | 10 |
Беседа на профессионально ориентированные темы | 50 | 45 | 46 | 3 | 10 |
Сообщение о своей семье и вопросы о семье собеседника | 5 | 4 | 6 | 0 | 4 |
Обсуждение каких-то актуальных вопросов (проблем) политического характера | 7 | 8 | 2 | 0 | 5 |
Обсуждение договора о сотрудничестве | 35 | 15 | 35 | 0 | 10 |
Презентации изделия, кафедры, лаборатории, вуза, отдела, завода | 45 | 35 | 40 | 2 | 3 |
Инновации в отрасли | 47 | 45 | 35 | 12 | 19 |
Беседа в таможне | 4 | 3 | 2 | 0 | 5 |
Разговор в гостинице/общежи-тии | 4 | 3 | 2 | 0 | 4 |
Посещение кафе, ресторана, столовой | 4 | 3 | 2 | 0 | 7 |
Визит в магазин, музей | 4 | 2 | 1 | 0 | 3 |
Сравнивая изучаемые студентами в названном выше вузе темы и тематический минимум, встречающийся в актуальной профессиональной деятельности выпускников, необходимо отметить:
- Наиболее востребованными оказываются в наше время профессионально ориентированная тематика и темы, связанные с презентацией результатов работы и инновациями в соответствующей отрасли. Первыми упомянутые темы являются частотными/основными в практической вузовской подготовке студентов УМ (МАМИ) к их дальнейшей послевузовской работе. К сожалению, инновациям уделяется мало внимания. Да и в вузовских учебниках/пособиях почти нет текстов и упражнений, посвященных проблемам инноватики. Над незначительным количеством «второстепенных» тем желательна дополнительная (хотя бы самостоятельная) работа.
- Цель авторов данной работы достигнута, так как получен конкретный минимальный перечень тем, которые обсуждают выпускники вуза. Указанный университет готовит обучающихся к их будущей профессиональной деятельности. Высшие учебные заведения в других регионах страны, видимо, также проводят аналогичные необходимые в наше время исследования и уточняют в отдельных случаях свои актуальные задачи, а также вносят коррекцию в учебный процесс.
Список литературы:
- Марковина И.Ю., Ширинян М. В., «Иностранный язык в неязыковом вузе на постдипломном этапе обучения: потребности и перспективы» в Вестнике Московского государственного лингвистического университета, М.:, вып. 12 (645), Педагогические науки, 2012. – 54 c.
- Тетерюкова О.М., Казначеева Н.Л., «Основные тенденции развития высшего образования с позиций его инновационности» в М.:, журнал «Образование. Наука. Научные кадры» ,№ 8, 2012/ — 68 c.[schema type=»book» name=»О ЧЕМ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ГОВОРИТЬ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ?» author=»Воробьев Алексей Сергеевич, Рахматуллин Марат Фанзилович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-10″ edition=»ВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]