Социальный прогресс, высокие темпы развития науки и техники приводят к более высоким требованиям в школьном образовании. Поэтому возникает необходимость модернизации школы, усложнения учебных программ, совершенствования учения школьников как ведущего вида деятельности. Одно из требований социального заказа к современной общеобразовательной школе является развитие личности. Развитие личности можно рассматривать, как готовность подрастающего поколения не растеряться в стремительных изменениях информационного потока, обладать стремлением брать ответственность за себя, за свои дела и принимаемые решения, за свои знания и совершенствование их, стремиться к переменам и преобразованиям, но для того, чтобы личность учащегося развивалась, должно быть одно важное условие – мотивация.
Мотивация (от лат. «двигать») – это процессы, методы, средства побуждения человека к выполнению того или иного действия, совокупность мотивов, влияющих на поведение человека.
Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии [1]. Но данная проблема носит достаточно сложный и неопределенный характер, так как существует очень много взглядов и точек зрения, а единой теории до сих пор нет.
Учебная мотивация является важным условием для развития обучающегося, так как учебная деятельность является практически основной в становлении личности, а получение образования главным требованием к любому человеку, поэтому проблема развития мотивации остается одной из центральных в педагогике и психологии.
Одним из личностных требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования является сформированность мотивации к обучению и познанию, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения [4]. Кроме того, перед учителем начальных классов стоит важная задача в подготовке школьников к серьезным исследованиям в старшей школе. Вследствие этого проблема развития мотивации в младшем школьном возрасте представляется нам актуальной и значимой. Проблема развития мотивации была всегда, но, на наш взгляд, с каждым годом она только возрастает. В условиях быстро меняющегося потока информации, модернизации образования, изменения социально-экономической ситуации и традиций, установленных в обществе, меняется и мотивация на разных возрастных ступенях личности.
В научной литературе очень много работ, проектов и программ по развитию и формированию учебной мотивации, по стимуляции познавательного интереса, с помощью различных приемов и технологий (изменения содержания учебного материала, атмосферы и характера учебной деятельности, улучшение отношений между участниками учебного процесса). Большую популярность имеют программы по развитию мотивации во время урочной деятельности. Мы остановили свой выбор на внеурочной деятельности.
Само понятие «внеурочная деятельность» стало активно использоваться с введением ФГОС, ранее популярными были такие понятия как: внешкольное образование, дополнительное образование, досуговая деятельность, детские общественные объединения.
Организованные формы работы с детьми в виде добровольных объединений учащихся по интересам (клубы, кружки, студии, секции, общества, движения) в педагогической практике существуют уже очень давно. «В практике работы средних школ Ленинграда нашли применение разнообразные формы и методы воспитания у учащихся ответственного отношения к знаниям: это ученические научные общества (УНО), клубы по интересам, лектории и кинофестивали науки, тематические вечера и недели науки …» [2]. Среди наиболее известных педагогов, которые внесли вклад в становление и развитие дополнительного образования в нашей стране были Е.Н.Медынский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, В.П. Шацкая, А.С. Макаренко, В.Н.Терский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский.
Одним из вариантов повышения учебной мотивации на наш взгляд, может стать участие младших школьников в деятельности школьного научного общества (ШНО). Однако вопросы формирования мотивации учения средствами включением младших школьников в деятельность школьного научного общества еще недостаточно исследованы.
Исходя из изученного материала, школьные научные общества создаются в старших классах, в младших практически нет, а на наш взгляд, приобщение школьников к исследовательской деятельности, формирование приемов и способов самообразования, самостоятельное добывание знаний, развитие интереса к учебе, а, следовательно, и мотивации должно происходить в младшем школьном возрасте, ведь ни для кого не секрет, что младший школьный возраст несет в себе большой неиспользованный потенциал.
Практическая часть деятельности экспериментального школьного научного общества младших школьников будет включать деятельность, направленную на развитие учебной мотивации младших школьников, познавательной активности, интереса, формирование умственных и аналитических качеств личности, приемов и способов самообразования. Планируется взаимодействие со старшеклассниками и учителями предметниками из среднего звена, а также с возможным участием родителей. Планируется развитие познавательного интереса путем поиска, желания отыскать ответы на интересующие вопросы, на которые существует нехватка знаний. Такая деятельность позволит не просто поглощать готовую информацию на уроке, а добывать ее самому.
Создание научного общества в начальной школе, также предполагает и развитие исследовательских навыков у детей, что по нашему мнению скажется положительно на обучении в средней и старшей школе, ведь любая серьезная научная работа должна опираться на знания, полученные ранее, и что самое главное, должна оставаться заинтересованность детей в познании, в желании самого ребенка использовать свободное время для занятий и развития. Главная задача учителя в информационную эпоху научить ребенка лучше ориентироваться в окружающем мире, поэтому мотивация к обучению, познанию является основой учебных достижений.
Но исходя из реальной ситуации, можно выделить определенные трудности при организации школьного научного общества для детей. В первую очередь это и недостаточная подготовка учителей, незнание сущности ученического самоуправления, низкая управленческая культура для целенаправленной работы с детьми исследовательской деятельностью и организации ученического самоуправления, отсутствие обучающих программ, учебно-методических комплектов для организации работы детских исследовательских объединений и проектной деятельности. То есть вся работа подобных обществ носит достаточно хаотичный, цикличный и формальный характер. Конечно, не каждая школа имеет ресурсы для создания мини научной школы, где дети будут заниматься серьезными научными исследованиями, но в ШНО всегда есть возможность заинтересовать их в этом, привить тягу к самостоятельному поиску знаний, дать почувствовать себя настоящими исследователями.
Нами был проведен опрос учителей ГБОУ СОШ №313 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, с целью выявления актуальных для школы направлений деятельности и возможных трудностей при организации детских исследовательских объединений.
Результаты опроса показали, что большинство учителей не знакомы с деятельностью школьных научных обществ, но считают это значимым направлением внеурочной деятельности.
Среди актуальных направлений и видов деятельности школьного научного общества в начальной школе выделяют проектную и научно-исследовательскую деятельность. Также педагогами были выделены трудности, которые существуют при организации и проведении внеурочной деятельности в начальной школе, а именно: выбор школьником, важного направления деятельности; трудности с подбором кадров; загруженность детей; организационные моменты – составление расписания, удовлетворение всех запросов, нехватка времени у педагогов.
На вопрос: «Какие сложности могут возникнуть при вовлечении детей в ШНО?» большинство педагогов отметили сильную загруженность детей и дефицит свободного времени. Также были такие ответы, как: недостаточная информированность, проблемы с материальным обеспечением идей, родители могут быть против.
Таким образом, нашей главной задачей является — пробудить интерес ребенка к самостоятельной исследовательской работе, к самосовершенствованию и самообразованию. Главными слагаемыми при работе в школьном научном обществе, должен быть комфорт, доброжелательная и дружественная атмосфера, создание ситуаций успешности, плодотворное общение с товарищами. Также неформальное общение с учителями, новые социальные роли и статусы послужат появлению новых возможностей, проявлению инициативы и развитию творческого потенциала. Все это будет существенно повышать познавательный интерес, а, следовательно, и учебную мотивацию.
Мы считаем, что если у учащегося будет активный интерес к участию, в каком либо направлении внеурочной деятельности, если в нем пробудить учебно-познавательную деятельность, развивать творческие начала, а не только исполнительность в учебном процессе, то это будет способствовать в целом улучшению показателей учебной деятельности и повышению учебной мотивации.
Очень важно учитывать постоянную потребность подростков в деятельности. Опираясь на эту потребность, можно из замкнутого, пассивного подростка вырастить активного, деятельного, увлеченного интересным делом человека [3].
Библиографические ссылки
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Серия «Мастера психологии» – СПб.: Питер, 2011. – 512 с.
- Денискина И.М. Школьное ученическое научное общество – Ленинград, 1971.
- Приходько Н.И. Педагогические основы ученического самоуправления: Книга для учителей. – М.: Просвещение, 1991. – 126 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. – 32 с.[schema type=»book» name=»ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» description=»В статье рассматривается проблема развития учебной мотивации младших школьников в условиях реализации Федерального государственного стандарта средствами организации внеурочной деятельности.» author=»Денисова Анна Алексеевна, Стеблева Оксана Юрьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-28″ edition=»euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)» ebook=»yes» ]