Современный этап развития высшего образования в России предъявляет качественно новые требования к организации и содержанию образовательного пространства в вузе. Одним из важнейших направлений российской образовательной политики в современных условиях становится создание инклюзивного образовательного пространства. Согласно методическим рекомендациям по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (№ АК-44/05вн от 08.04.2014 года) отмечается, что образовательная организация обязана создавать в своем коллективе профессиональную и социокультурную толерантную среду, необходимую для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия. Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья целесообразно внедрять такую форму сопровождения, как волонтерское движение среди студенчества. Волонтерское движение не только способствует социализации инвалидов, но и продвигает остальную часть студентов навстречу им, развивает процессы интеграции в молодежной среде.
На основании вышесказанного следует отметить, что волонтерское движение является не только одним из требований к организации инклюзивного образовательного пространства в высшей школе, но и одним из важных факторов в развитии, интеграции и адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья к условиям образовательной среды. Тем более, что одним из главных условий создания и функционирования инклюзивного образовательного пространства в образовательном учреждении является формирование психолого-педагогической среды, способствующей полноценному развитию её основных участников, навыков социального взаимодействия.
Волонтерство является важным ресурсом для развития личности, развивается во многих странах мира и во многих сферах. На сегодняшний день одной из основных сфер для создания волонтерского движения является образовательное учреждение высшего образования. Организация волонтерской деятельности студентов отвечает современным требованиям и потребностям образовательного процесса учебных заведений высшего образования и общества.
В обсуждении проблематики инклюзивного образования акцент делается на создании условий безбарьерной среды, доступности и непрерывности образования, на подготовке кадров, на ценности человека и создании равных стартовых условий. Однако, всё начинается с сознания, т.е. с революции во взглядах, с разработки технологий и преобразования социума посредством создания человеческих отношений в образовательном пространстве. Смысл и основная цель инклюзивного образования, по мнению Н.Я. Семаго, состоят в ориентации на системную компетентностную парадигму, где «социальная, в том числе образовательная адаптация, а более широко – социальная абилитация займет приоритетное место». Если социальная абилитация – наряду с медицинской абилитацией будут предусматривать изменение отношений в образовательном пространстве, ценностное отношение к человеку, то такая система неизбежно будет работать на изменение в сознании человека, в отношениях между людьми, что собственно скажется и на природе человека. В этом контексте инклюзивное образование – образование для человека, направленное на решение нравственных, социальных и медицинских проблем [1].
Учитывая тот факт, что российские вузы в 2015 году ждет сокращение финансирования, то волонтерство является тем самым подспорьем в создании инклюзивного образовательного пространства, которое не требует дополнительного финансирования и привлечения дополнительных средств, так как деятельность волонтеров не подразумевает какой-либо материальной поддержки. Единственное что может быть вознаграждением для волонтеров это неофициальные льготы и преимущества. К ним могут относиться, например, право бесплатно посещать мероприятия организаций, в которых трудится волонтер, скидки на их услуги, бесплатный доступ к полезным информационным ресурсам, наличие личной книжки волонтера и т. п. Кроме всего этого волонтерская деятельность позволяет освоить знания, навыки, развить способности,установить личные контакты. Все это впоследствии может оказать содействие в успешном трудоустройстве человека с опытом волонтерской деятельности.
В проекте Федерального закона О добровольчестве (волонтерстве) раскрываются основные понятия. Остановимся подробнее на них. Волонтер – физическое лицо, осуществляющее в свободное от работы (учебы) время добровольную социально направленную, общественно полезную деятельность в формах и видах, без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением волонтерской деятельности затрат).
Волонтерская деятельность – добровольная социально направленная, общественно полезная деятельность, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг в формах и видах, предусмотренных Федеральным законом, без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением волонтерской деятельности затрат).
Волонтерская программа – комплекс мероприятий, направленных на решение социально-значимых задач, реализуемый с использованием труда волонтеров.
Анализ ключевых понятий позволяет сделать два существенных вывода. С одной стороны, волонтерство есть совокупность общественных отношений, социально направленная полезная добровольная деятельность. С другой стороны, это движение предоставляет возможность решать проблемы нравственного, этического и личностного характера. Если мы говорим о волонтерах-студентах, то такая деятельность является основанием для развития общекультурных компетенций, таких как способность к постановке цели и выбору путей её достижения, стремления к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства, осознаю социальной значимости своей будущей профессии, обладанию высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, готовностью к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного и личного развития и проблем социального благополучия. Кроме того, общественно полезная деятельность формирует гражданскую позицию, личностную направленность, а тем самым – мировоззренческий стержень выпускника. И если студент постигает психолого-педагогическое, гуманитарное направление, то такая деятельность готовит его к профессиональной деятельности в новых условиях развития общества.
В 2013-2014 годах в Сибирском государственном технологическом университетеосуществлялась реализация гранта, предоставленногоФондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, — Проекта «Инклюзивный кластер». Некоторыми задачами данного Проекта являлись:
- Комплексное консультирование (педагогическое, психологическое, медицинское, юридическое), выявление и профилактика развития деструктивных форм поведения, а также конфликтов, являющихся основой для возникновения, усугубления стресс-индуцированных болезней. Активное обучение навыкам самоконтроля;
- снижение психологического дискомфорта, формирование навыков самопомощи при появлении соматических симптомов дезадаптации путем мобилизации внутренних ресурсов личности;
- коллегиальное определение оптимальных по эффективности и безопасности вариантов медико-психологической консультативной и реабилитационной помощи лицам из числа грантовой категории для выстраивания индивидуального маршрута развития;
- организация медико-психологической помощи методом психофизиологической реабилитации и включение в совместные мероприятия культурно развивающего характера с использованием методик на базе ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» (г. Красноярск) и его филиала в г. Лесосибирске.
Одним из условий реализации Проекта было привлечение волонтеров для участия в мероприятиях.Активно подключились к реализации проекта волонтеры – студенты Лесосибирского филиала СибГТУ по направлению «Социальная работа», которые проходят практику в социально-медико-психологическом реабилитационном центре г. Лесосибирска.В г. Красноярске волонтерами были аспиранты и магистры. Реализация Проекта осуществлялась на основе комплексного подхода, предусматривающего медицинский, социально-психологический и педагогический аспекты в работе с семьями, имеющими детей с ОВЗ
В рамках реализации проекта были предложены и апробированы модели работы с волонтерами. Первая модель предусматривала включение всех волонтеров в освоение методик, приемов работы с детьми с ОВЗ, обучение волонтеров по модулям:«Профилактика суицидов. Как справиться с депрессией?», «Коммуникативная компетенция», «Ролевая игра», «Телесно-ориентированная технология», «Личностные (жизненные) планы», «Конфликт, методики поведения в конфликте» и осуществление совместной деятельности со специалистами Проекта на практике в реабилитационных центрах (краевой и муниципальный).Волонтеры имели право выбора, по какому направлению осуществлять деятельность совместно со специалистами проекта: медицинскому, психологическому, педагогическому, социальному.
Вторая модель предусматривала объединение волонтеров по исследовательским направлениям, что предполагало наблюдение, отслеживание эффективности проводимых мероприятий, методов, приемов работы с семьями с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. Результаты исследований отражены в материалах пособий и конференции. Исследовательскими группами волонтеров руководили преподаватели СибГТУ и Лесосибирского филиала СибГТУ, вошедшие в команду специалистов, а консультирование осуществляли специалисты Проекта.
В процессе реализации Проекта для волонтеров были разработаны две анкеты. Первая анкета была ориентирована на выявление заинтересованности самих волонтеров в предстоящей деятельности, так как без личной заинтересованности и осознания важности такого вида деятельности как волонтерство дальнейшая работа будет менее эффективна. В данной анкете предусматривалось выявление мотивов становления волонтерами, энтузиазма, удовлетворение познавательных потребностей, факторов зависимости успешности волонтерской деятельности, а также на выяснение того, какой основной результат от данной деятельности ожидают сами волонтеры. Анализ второй анкеты показал, что волонтеры включились в работу по желанию; их более всего заинтересовали медицинский, психологический аспекты и выстраивание коммуникаций с детьми целевой группы. Также волонтерами выполнялись функции организации досуга и сопровождение семей с детьми с ОВЗ на все мероприятия, предусмотренные Проектом, волонтеры занимались научными исследованиями, участвовали в подготовке информационных материалов для СМИ.
В результате волонтерской деятельности при реализации Проекта были достигнуты следующие цели:
— оказание безвозмездной помощи семьям, имеющим детей с ОВЗ, детей инвалидов;
— безвозмездное участие в общественно значимых мероприятиях Проекта «Инклюзивный кластер»;
— формирование гражданской позиции, самоорганизации, чувства социальной ответственности, солидарности, взаимопомощи и милосердия;
— представление результатов исследований в рамках Проекта на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием;
— подготовка к будущей профессиональной деятельности.
Волонтерская деятельность позволяет запустить не только самореализацию человека, но и осуществить обучение, в результате которого происходит пробуждение и удовлетворение познавательной активности в процессе участия в работе со специалистами, в совместной деятельности,что способствует приобретению опыта, приобщению к профессиональным знаниям, овладению методами и приемами с целью преобразования практики. Также в процессе общественно значимой социальной деятельности происходит удовлетворение познавательных потребностей, развитие личностных качеств. Взаимодействуя между собой в процессе деятельности, волонтёры приобретают умение работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, ответственно подходить к делу (подготовка выступлений, участие в конкурсах, проведение социальных опросов, анкетирования), проявлять инициативу. Все это способствует формированию социальной компетентности волонтеров, а также приобретению опыта работы с определенной категорией граждан, что так необходимо в современных условиях жизни. Построение межличностных коммуникаций, способность работать в команде и пропагандировать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья определяют качество волонтерского движения, индивидуальность каждого волонтера.
Список литературы:
- Новости образования и науки в России // Almamater. Вестник высшей школы. – 2015. – №1. – С. 4.
- Ищенко Т.Н. Развитие личности в условиях обновленного образования: коллективная монография / Краснояр.гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2014. – 414 с.
- Деятельность волонтеров в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации / под общ.ред.Т.Н. Ищенко, Р.Р. Гатиатулина. – Красноярск: ЛитераПринт, 2014. – 86 с.
- Проект Федерального закона №300326-6 «О добровольчестве (волонтерстве)» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 21.06.2013 г.)
- Ищенко Т.Н. Комплексная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: Материалы Всероссиской научно-практической конференции с международным участием 25-26 сентября 2014 г. / отв. Ред. Т.Н. Ищенко – Красноярск: ЛитераПринт, 2014. – с.198-207
- Алехина С.В. Комплексная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 25-26 сентября 2014 г. / отв. ред. Т.Н. Ищенко – Красноярск: ЛитераПринт, 2014. – с.146-158[schema type=»book» name=»ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ» description=»В статье рассмотрены подходы к организации волонтерской деятельности в высшей школе в условиях реализации Проекта «Инклюзивный кластер». На основе анализа ключевых понятий разработаны и представлены апробированные модели работы волонтеров. Установлено влияние комплексной реабилитации вреализации Проекта на овладение волонтерами знаниями и навыками медицинского, социально-психологического и педагогического характера. Волонтерская деятельность есть условие формирования инклюзивного образовательного пространства и условие овладения профессиональными компетенциями обучающимися.» author=»Мухаметрахимова Ольга Сергеевна, Ищенко Татьяна Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]