В настоящее время вопрос готовности выпускников вуза к профессиональной деятельностиявляется важным фактором повышения качества профессионального образования в вузе. Рассмотрение сути проблемы готовности к деятельности потребовало изучения основ деятельности. С этой целью исследовали онтологическую основу проблемы формирования готовности к деятельности.
Онтология в системе научных дисциплинпредставляет собой организацию предметной области знаний, представленную в виде концептуальной схемы, которая состоит из структуры данных, содержащей совокупность объектов, их классов, связей между ними и правил, принятых в данной области.Онтология — это точная спецификация структуры некоторой предметнойобласти. Онтологический анализ предметной области знанияили научной дисциплины направлен на выявление объективного статуса создаваемых идеальных объектов и теоретических конструктов [4].
Онтология – в системе методологического знания понимается как фундаментальная форма выражения объективности в рамках «мыследеятельности». Онтологическое представление или «знание» об объектеиспользуется не только как знание, а в качестве самого объектавне и независимо от какой-либомыследеятельности. С этой точки зрения, онтология выполняет функцию реальности, проекции мыследеятельности на «логическую плоскость» реальности [там же].
Понятие онтологии появилось в одной из ветвей философии – метафизике, которая изучает устройство реального мира.Основной характеристикой онтологического анализа является разделение реального мира на составляющие его классы объектов и определение их онтологий, или же совокупности фундаментальныхсвойств, которые определяют их изменения и поведение. Так, онтологический аргумент является методологической основой поиска достоверных основ научного познания.Таким образом, онтологический анализ профессиональной деятельности позволит выявить структуру и свойства, присущие данному конкретному виду деятельности.
Онтология определяет термины и понятия, используемые для описания и представления предмета или области знаний, а также отношения между ними. Таким образом, онтология включает:
— понятия (объекты) рассматриваемой предметной области;
— отношения между объектами;
— свойства (характеристики) объектов и их возможные значения;
— ограничения и правила, которым подчиняются объекты.
Философский подход к изучению понятия деятельности позволил осуществить анализ профессиональной деятельности и выявить ее сущность,основные характеристикии структуру.
Для представления деятельности как системы необходимо решить задачу формального соотнесения сложного процесса с материалом сложного объекта. Представление системы в виде четырех структурных слоев (Г.П. Щедровицкий)называется «полиструктурной системой»[Цит. по 3]. Для изучения четырехслойной системыбыл разработан метод полиструктурного системного анализа, в результате которогоможет быть получено представление сложного объекта в виде системы, состоящей из четырех соотнесенных между собою слоев.
Понятие «деятельность» достаточно широко применяется в научной литературе. В целом ряде определений «деятельности», рассматриваемых разными авторами, раскрываются различные значенияданного понятия. Так, деятельность представляется как «форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим других людей)» [2], как «процесс, выражающийся активным отношениемсубъекта к действительности» [там же]. С философской точки зрения деятельность представляет собой «специфический для человека способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его человеческим целям» [6]. По мнению В.В. Давыдова, деятельность человека является формой бытия и фактором его развития. А.В. Петровский отмечает, что деятельность представляет собой единство внутренних (мотивационная, целевая, инструментальная основы) и внешних (действия, операции) проявлений активности человека. Г.В. Атаманчук считает, чтодеятельность это «единственный способ создания материальных и духовных благ, преобразование общественных условий и отношений, развитие самого человека, его способностей, умений, знаний» [1, с. 70].
Сравнение точек зрения ученых на суть понятия «деятельность» показало, что данный феномен носит общественный, преобразующий характер, не сводится к простому удовлетворению потребностей и в значительной степени определяется целями и требованиями общества к специалисту. Деятельность выступает как активный и сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с внешней средой. Следует заметить, что человек формируется и проявляется в деятельности, а специалист – в профессиональной деятельности. В ходе профессиональной деятельности, человек решает профессиональные задачи, выполняет функции профессиональной деятельности.
В целях выявления структуры и содержания профессиональной деятельности, попытаемся раскрыть суть понятия «профессиональная деятельность», «профессиональная деятельность специалиста по компьютерной безопасности», что предполагает уточнение специфики их профессиональной деятельности.
Профессиональная деятельность можно рассматривать как род трудовой деятельности человека, который владеет комплексом специальных теоретических и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы (И.И. Засурский). Н.В. Кузьмина рассматривает профессиональную деятельность как совокупность функций, действий, операций, которые приходится выполнять специалисту при осуществлении должностных обязанностей в соответствии с профессией. По мнению Э.Ф. Зеера, профессиональная деятельность это социально значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств.Профессиональная деятельность понимается нами как совокупность видов деятельности, характерных для специальности, которые направленны на успешное решение профессиональных задач.
Обратимся к деятельности специалиста по компьютерной безопасности. Изучение профессиональной деятельности этих специалистов показало, что она основана на анализе больших объемов информации, данных, результатов наблюдений, сравнении,сопоставлении, систематизации данных, умении прогнозироватьи планировать, делать выводы и заключения.Прежде чем решить профессиональную задачу в процессе своей деятельности, специалист по компьютерной безопасности должен определить и конкретизировать цель, наметить пути и способы ее решения, отобрать наиболее эффективные из них, оценить риски, при подведении итогов провести анализ результативности проведенных мероприятий.Следовательно, специалист по компьютерной безопасности должен обладать сформированными аналитическими умениями.
Специфика и особенность профессиональной деятельности специалистов по компьютерной безопасности определялись основе анализа требований ФГОС и работодателей, в соответствии сусловиями профессиональной деятельности.Специфика профессиональной деятельности специалиста по компьютерной безопасности представлена работой с информацией в информационной среде. Особенность профессиональной деятельности специалистов по компьютерной безопасности заключается в необходимости анализа больших объемов информации, фактов, результатов наблюдений, систематизацией данных, что требует владения мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения, систематизации (аналитическими операциями). Так, в ходе анализа профессиональной деятельности было установлено, что аналитическая деятельность является ведущим видом профессиональной деятельности специалиста по компьютерной безопасности. Таким образом, отождествляем профессиональную деятельность специалистов по компьютерной безопасности с аналитической деятельностью и рассматриваем как совокупность взаимосвязанных действий по обеспечению защиты информации, посредством аналитических умений[5].
Профессиональная деятельность обладает многофункциональной многоуровневой структурой и состоит из взаимосвязанных компонентов: субъекта, объекта, инструмента и ведущего вида деятельности специалиста по компьютерной безопасности, выделенных на основе требований работодателей, положений ФГОС ВПО, специфики, особенности и условий профессиональной деятельности (рисунок 1).
Эффективность выполнения функций профессиональной деятельности, конкурентоспособность в выбранной профессии и удовлетворенность своей деятельностью зависит от степени готовности к профессиональной деятельности. Масштаб исследуемой проблемы позволяет считать ее одной из значимых проблем современной жизни. Значимость формирования готовности к профессиональной деятельности в вузе и осмысление функций профессиональной деятельности исследуется многими учеными (О.В. Акулова, Н.Ф. Ефремова, А.П.Тряпицына, А.В. Хуторской), которые рассматривают формирование готовности к профессиональной деятельности как цель и результат процесса подготовки специалиста, как овладение компетенциями для решения профессиональных задач, как готовность к выполнению профессиональных функций.
Рис. 1. Структура профессиональной деятельности специалиста по компьютерной безопасности
Проведя исследование, мы выявили онтологическую сущность деятельности, что позволило определить ее структуру.Актуальность изучения онтологических основ деятельности определяется включенностью данного феномена в человеческую жизнь во всех ее проявлениях, поскольку каждому этапу жизни человека присущи различные виды деятельности. Для этапа получения профессионального образования характерна учебная деятельность в ходе, которой происходит формирование готовности к профессиональной деятельности. Овладение деятельностью происходит при интеллектуальной активности человека и сформированностиопределенных умений и навыков. Таким образом, выбор адекватных средств и методов обучения в вузе, сучетом специфики и особенности будущей профессиональной деятельности, сделает процесс подготовки специалистов эффективным, обеспечит готовность к профессиональной деятельности.
Список литературы:
- Атаманчук Г.В. Управление фактор развития (размышления об управленческой деятельности) / Г.В. Атаманчук. — М.: Экономика, 2002. — 756с.
- Данилов Р. С.Состязательность как форма социального бытия человека: автореф. дис. …канд. филос. наук. 09.00.11 /Данилов Роман Сергеевич.– Саратов,2007.– 25 с.
- Дубровский В. Я. Онтология деятельности Г.П.Щедровицкого[Электронный ресурс]. — Режим доступа
- Концепты философского дискурса. Онтология[Электронный ресурс]. — Режим доступа https://gtmarket.ru/concepts/6847
- МеньшенинаС.Г. Модель готовности к профессиональной деятельности студентов-будущих специалистов по компьютерной безопасности / С. Г. Меньшенина //«Известия Самарского научного центра РАН», т. 17, №1(2),Самара,2015. С. –323-327
- Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв [и др.]. — М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с.[schema type=»book» name=»ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ» description=»В статье предпринята попытка раскрыть онтологические основы деятельности для определения структуры профессиональной деятельности,с опорой на онтологический аргумент, который является методологической базой поиска достоверных основ научного познания. Рассматриваютсяразличныеточкизрениянасутьпонятия «деятельность». » author=»Меньшенина Светлана Григорьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)» ebook=»yes» ]