Современная международная ситуация, все чаще возникающие случаи межнациональных конфликтов приводят к необходимости пересмотра политики многонациональных государств не только в отношении национальных меньшинств и их взаимодействия с коренными этносами, но и к необходимости обратить внимание на взаимоотношения коренных этносов между собой в поликультурной среде государства.
Наше многонациональное государство имеет многовековой опыт положительного взаимодействия представителей разных этнокультур. Однако в последнее время усилился приток иностранных рабочих, беженцев, привносящих в наше общество свои традиции, при этом часто не желая ассимилироваться в новом для них обществе.
С нашей точки зрения, для поиска решения этой проблемы в нашей стране необходимо обратиться к опыту других стран, в которых данная проблема существует давно и отчасти успешно решается. Мы обратились именно к Великобритании как полиэтническому государству, на территории которого сосуществуют несколько коренных наций в границах национальных автономий: англичане, валлийцы, шотландцы, ирландцы. В ХХ веке страну наводнил поток иммигрантов из бывших колоний. И возникли две проблемы: взаимодействие коренных этносов между собой и с вновь прибывшими иммигрантами. Те же проблемы наблюдаются сейчас и в России.
В целях определения современных тенденций развития взаимодействия этноса, рассмотрим, как формировалось поликультурная среда Великобритании на протяжении ХХ века.
Изучение исследований в области формирования государственной политики Великобритании [1;3;4] позволяют утверждать, что основными причинами, провоцирующими конфликты между коренными этносами в Великобритании, являлись:
— религиозные споры (к примеру, дискриминация ирландцев-католиков в протестантской Великобритании)
— экономические (к стремлению к отделению Шотландии от Великобритании привело открытие большого месторождения нефти Брент на шотландском шельфе в начале 70х гг).
Что касается приезжих, то представляется возможным выделить следующие причины качественного и количественного изменения национального состава Великобритании в конце XIX – XX вв. [11, с.12-13] .
Таблица 1.
Причины качественного и количественного изменения национального состава Великобритании в конце XIX – XX вв.
Причины «движения населения» |
Исторический период | Социальное явление |
Количество населения, чел. |
|
Экономические | Спад промышленного производства | Конец XIX – начало XX вв | Отток населения в США | 4 млн |
Нехватка земель | ||||
Рост промышленного производства | 40-80 гг XX в. | Приток населения из бывших колоний | 500 млн | |
Политические | Распад колониальной империи | |||
Вторая Мировая Война | 1939-1945 |
Как видно из вышеприведенных данных, экономические и политические причины пересекаются, причем в разные периоды истории Великобритании это происходит по-разному. В начале XX века по большей части первичными являются экономические факторы, которые приводят к активной миграции населения. Во второй половине ХХ века катализатором движения служили события Второй Мировой Войны, то есть политические, которые привели к резкому роста промышленности и, как следствие большому притоку иммигрантов из бывших колоний. В частности, наибольшую долю приезжих составляли выходцы из стран Карибского бассейна, Индии, Пакистана, Бангладеш, Северной Африки, носители разных культур. Поступление их детей в школы привело к росту недовольства со стороны представителей коренных этносов.
Образование не могло не реагировать на изменение состава населения, и Департамент образования и науки Великобритании принял закон об установлении лимита на количество детей иммигрантов в школах – не более 33% [8]. Соответственно, проходила практика так называемого «рассеивания» школьников-приезжих, то есть транспортировка их на школьных автобусах в более отдаленные школы. «Белые» дети ходили в близлежащие школы. Дети же выходцев из Азии или стран Карибского бассейна должны были обратиться в местный отдел образования, чтобы получить квоту на учебу в той или иной школе. Такое рассредоточение детей мигрантов объяснялось несколькими причинами: предотвращения их большого скопления в одном месте; целостное погружение «в английский язык» для его ускоренного изучения. Но данная практика обучения мигрантов не прижилась.
Анализ британских изданий и нормативно-правовых документов [3; 4; 10] позволяет констатировать отсутствие внимания правительства к проблемам поликультурного воспитания своих граждан вплоть до середины 60х годов ХХ века, несмотря на существующие проблемы расовой дискриминации в школах. Уделялось внимание лишь обучению приезжих английскому языку и рассредоточению детей приезжих по различным школам [6].
В промежутке с 1967 по 1975 года предпринимались попытки лишь отдельных исследователей обратить внимание на данную проблему. Только лишь в середине 70х годов появилась идея мультикультурного образования в поликультурном обществе. Оно виделось как «полноправное участие представителей всех этнических сообществ, как малых, так и больших в жизни общества…при этом также позволяя, где это необходимо этническим меньшинствам сохранить их этническую идентичность в рамках общепринятых правил» [4, с.5]. Данная идея была реализована в качестве эксперимента, а впоследствии активно воплощена на практике повсеместно [10].
В связи с тем, что чернокожие дети и дети уроженцев из Азии в большом количестве получали образование в британских школах, в это время в образовании были провозглашены следующие постулаты:
— оценка человека не по цвету кожи, а по его заслугам;
— принятие людей с иной культурой, отрицание культурной изоляции, поощрение всех форм знакомства с иной культурой. Однако многие исследователи заявляют, что, будучи целесообразными, данные постулаты не оказали эффекта, в школах наблюдалось ущемление прав учеников-мигрантов.
В 70х годах ХХ века стало очевидно, что дети иммигрантов в результате ущемления их прав в школьном образовании не могли получить элементарные знания в школе. Они часто преступали закон, конфликтовали с учителями, достигнув совершеннолетия, пополняли ряды безработных. Как результат, родители-выходцы из стран Карибского бассейна и Африки были организованы специальные субботние школы. Лейбористское правительство распорядилось провести независимую оценку причин низкой успеваемости детей уроженцев стран Карибского бассейна (т.н. Вест-Индии). Масштабное исследование, начатое Министерством образования Великобритании в 1979 году, имело своей целью оценить образовательные потребности и уровень обученности детей из семей представителей всех этнических меньшинств, населявших Великобританию на тот момент. Доклад Рэмптона (председателя комитета по исследованию образования детей из этнических меньшинств) включал результаты изучения обстановки в 6 местных образовательных округах, указывая на различные результаты у группы детей выходцев из Вест-Индии и трех других категорий («азиаты», «белые», «все другие выпускники»). Это стало показательным для констатации расизма как фактора низкого уровня образованности детей выходцев из Африки и стран Карибского бассейна. Среди причин низкой успеваемости авторы проводимых исследований [3;4] выделили:
— пристрастное оценивание знаний детей приезжих в школах, негативное отношение к ним учителей, особенно к мальчикам-африканцам и карибцам,
— также недостатки в подготовке учителей к работе в многонациональных классах.
На наш взгляд, именно результаты проводимых исследований позволили актуализировать проблему поликультурного воспитания и провозгласить тезис: «Образование для всех».
В рамках мультикультурного образования в Великобритании были попытки внедрения билингвального обучения. Однако данная практика была раскритикована экспертами в данном докладе. Использование родного языка должно было быть сведено исключительно к общению в семье и в этническом сообществе, а в процессе обучения лишь на этапе изучения английского языка.
Было также проведено масштабное изучение организации процесса обучения в национальных школах. Признавая многолетнее существование англиканских, католических и еврейских школ, тем не менее, авторы доклада считали, что появление исламских школ может привести к социальному расколу. Более того, заявлялось отрицательное отношение к религиозному воспитанию в школах: роль образования не может быть сведена к насаждению ценностей, веры и культурной идентичности, с которыми каждый ребенок приходит в школу [3;4].
В конце 70х годов британский исследователь Корд [2, с. 39] заявил о необходимости введения в школах консультаций чернокожих детей с чернокожим психологом. Он полагал, что культуру и образ жизни чернокожих иммигрантов нужно насаждать начиная с детского сада, используя, к примеру, игру с чернокожими куклами. По его мнению, это должно было повысить чувство национального самосознания у униженных расистами детей.
В педагогических колледжах были введены специальные программы подготовки учителей в многонациональных классах. Готовили по этим программам всех, даже тех, кто планировал работать только с «белыми» классами. Департамент образования и науки признал положительный эффект также от участия в учебном процессе учителей-иммигрантов, вследствие чего в 1975 году был издан доклад о необходимости обязательного найма на работу в школы представителей этнических меньшинств. В докладе указывалось, что дети приезжих должны видеть в роли учителя и наставника представителя своего национального сообщества. На местные же органы власти была возложена обязанность подготовить таких будущих учителей для работы в школе.
В 70е годы в образовании ярко выражалось стремление уравнять британскую культуру и культуру приезжих, снизить доминирующее влияние западной культуры. Это привело в итоге к тому, что стал наблюдаться перекос; английской культуре стали уделять недостаточное внимание при увеличении часов учебных предметов на изучение « культуры приезжих» . Что же касается «белой» культуры – уже она оказалась в меньшинстве. Как сказал один из учеников во время очередного исследования по поводу многонациональности в школах: «Мы не изучаем особенности народов Великобритании, мы изучаем лишь особенности народов с иной культурой» [9].Даже ученики замечают недостаток в системе образования: перекос в сторону изучения культуры иммигрантов, хотя внутри страны, как уже отмечалось выше, также существует множество коренных этносов, культуру каждого из которых необходимо также знать. Данное явление привело к появлению у белых учеников чувства недостатка в знании вклада коренных, белых народов Великобритании в развитие страны в сравнении с этническими меньшинствами. Многие ученики даже не видели различия между англичанами и британцами.
На рассмотрение учителей и директоров школ было вынесено предложение о включении в школьную программу курса граждановедения, в котором изучалась бы история британской культуры, ценностей, истории британского общества. Появилась необходимость в решении следующих задач в рамках образовательного процесса:
— изучение истории Великобритании, как разные культуры — и коренных, и приезжих — сформировали современную Великобританию
— изучение образцов культуры различных расовых, этнических групп в Великобритании и в мире
— исследование последствий расового и этнического неприятия и дискриминации
— формирование критического отношения к своей собственной и иной культуре [9].
Все вышеперечисленные изменения в британской образовательной представлены в таблице № 2
Таблица 2.
Реагирование системы образования Великобритании на проблему поликультурности населения
Цели |
Направления в системе образования |
Результат |
Изучение культурных особенностей другой нации через язык
|
Билингвальное образование, особенно для детей приезжих во втором и третьем поколении | На данный момент проводится в качестве эксперимента
|
Сохранение собственной национально-культурной идентичности | Создание исламских школ | Критика: отрицательное отношение к религиозному воспитанию в школах |
Дистанцирование от коренной культуры с целью ассимиляции с британской культурой | Введение лимита в школах на иммигрантов
|
Данное требование практически не исполнялось местными органами власти, отменено в 1971 году |
Улучшение успеваемости, психологического климата в классе | Беседы в школе с психологом, являющимся представителем этнических меньшинств | Применяется с разрешения родителей |
Знакомство с другими расами | Игровой материал в детском саду (например, чернокожие куклы), просмотр мультфильмов и фильмов с героями другой расы | Применяется широко |
Формирование положительного образа иных этносов | Учебный план, предусматривающий знакомство с культурой и историей этносов | Ведутся споры по сей день о содержании образования в части национального компонента |
Подготовка преподавательского состава к работе с многонациональными классами | Создание специальной программы подготовки учителей к работе в многонациональных классах
Прием на работу иммигрантов в качестве учителей |
Существуют курсы, семинары подготовки учителей. Работающих в многонациональных классах |
Итак, можно сделать вывод о том, что проблема поликультурности в образовании Великобритании в разные исторические времена была актуальна и определялась религиозными, социально-экономическими и педагогическими причинами. Изучение прогрессивного опыта прошлого в области поликультурного образования позволит и нам избежать многих ошибок.
Список литературы:
- Купряшкин Ю.В. Национальный вопрос в политической мысли Великобритании во второй половине XX века: автореф. дис канд. полит. наук. Москва, 2003.
- Coard B. How the West-Indian Child Is Made Educationally Subnormal in the British School System. London: New Beacon, 1971, p. 39
- Department of Education and Science. West-Indian Children In Our Schools. London: HMSO, 1981. – Mode of access:
- Department of Education and Science. Education for all: Report of the committee of inquiry into the education of children from ethnic minority groups (The Swann Report). London: HMSO, 1985. – Mode of access:
- Diversity and Citizenship in the Curriculum: Research Review. Uvanney Maylor and Barbara Read,with Heather Mendick, Alistair Ross and Nicola Rollock. – Mode of access:
- Gillard D. Education in England: a brief history. – Mode of access:
- Kepel G. Muslims and multiculturalism in Britain: Where did we go wrong? – Mode of access: https://www.quilliamfoundation.org/index.php/component/content/article/365
- Male A. George. Multicultural Education and Education Policy: The British Experience// Comparative Education Review Vol. 24, No. 3 (Oct., 1980), pp. 291-301
- Maylor , Read B., Mendic H., Ross A., Rollock N. Diversity and Citizenship in the Curriculum: Research Review. – Mode of access: .
- Modood T., May S. Multiculturalism and education in Britain: an internally contested debate // International Journal of Educational Research 35 (2001), p.305–317
- Turton D., González Ethnic Diversity in Europe: Challenges to the Nation State. University of Oxford. 2000[schema type=»book» name=»ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВЕЛИКОБРИТАНИИ В АСПЕКТЕ ЕЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СПЕКТ» author=»Чибисова Татьяна Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]