В настоящее время в мире функционируют американская и европейская модели спорта (1). Однако упоминаний, несмотря на все признаки, об азиатской модели не встречается. Между тем, рассматривая физическую культуру и спорт в азиатских странах, следует сказать, что еще полвека назад трудно было предположить, что самые крупные мировые форумы будут проводиться в Азии. Тем не менее это стало реальностью. Впервые на азиатском континенте Олимпийские игры были проведены в 1964 г. в Токио, в последующем игры проходили в Сеуле в 1988 г. и в Пекине в 2008 г. Они показали миру высокий уровень промышленного производства, развития высоких информационных технологий и растущий уровень жизни в этих странах. Настоящей революцией стал чемпионат мира по футболу 2002 г., проводившийся в Корее и Японии. Самой большой сенсацией стало успешное выступление сборных Кореи и Японии. На четырех последних Олимпийских играх азиатские спортсмены показали высокие результаты не только в традиционных для них видах спорта, но и видах спорта, в которых им никогда не удавалось достичь сколько-нибудь заметных успехов. Но то, что увидел весь мир в 2008 г. на Олимпиаде в Пекине превзошло все ожидания.
Анализ этого феномена для российского спорта, который заметно сдал свои позиции [6] и только сейчас выходит из кризиса, является весьма важным и поучительным, поскольку Россия — это как европейская, так и азиатская страна.
В связи с этим необходимо отметить следующее. Успехи азиатского спорта стали возможными в значительной степени благодаря тому, что азиатские государства, сохраняя культурное своеобразие, смогли освоить преимущества западного мышления и осуществить стратегический прорыв. Так, например, огромные успехи китайского спорта стали возможными благодаря диалектически перенятому опыту подготовки спортсменов в Советском Союзе, кстати, в значительной степени забытому в нынешней России [7].
В Республике Корея до 1961 г. не существовало полноценной государственной структуры, последовательно и качественно проводящей политику в области физической культуры [2]. Основная стратегия физической культуры страны: повышение авторитета страны за рубежом, активизация международного спортивного обмена, популяризация физкультуры среди населения и подготовка элитных спортсменов. Популяризация физической культуры предусматривала три основных элемента: 1) увеличение количества занимающихся; 2) внедрение и организация школьных занятий; 3) выработка у населения положительного отношения к занятиям физкультурой и спортом. Достижения корейских спортсменов (по результатам мировых первенств и Олимпийских игр страна входит в 10 сильнейших), социальная активность населения в сфере физической культуры стали итогом эффективной управленческой деятельности государства.
В Корее в управлении физической культурой страны важную роль играет Корейская ассоциация любительского спорта (КАЛС). В политике государства особо выделяются три направления: физическая культура в школах; социальная физическая культура; элитный спорт. Существует 4 программы физической культуры школьников: обязательная; дополнительная (для желающих получить наиболее высокий уровень подготовленности); спортивная (предусматривающая занятия в избранных видах спорта во внеучебное время); подготовка и участие в спортивных состязаниях (для школьников-спортсменов).
Большой прорыв в развитии физической культуры и спорта наблюдался во время Олимпийских игр в Сеуле 1988 г. Это великолепно организованное событие открыло Корею всей планете. До начала игр лишь немногим в мире было известно о бурном развитии Кореи и ее богатом культурном наследии. 14489 спортсменов и официальных лиц, 16030 журналистов и бесчисленные болельщики Сеульской Олимпиады способствовали тому, что Корею узнал весь мир. Большую роль в достижении экономического и социального благополучия в Корее играет отношение государства и общества к здоровью и физической активности населения [5]. В Азиатско-Тихоокеанском регионе важным фактором взаимообогащения и сближения являются национальные формы и системы физического воспитания, спорта, туризма [3; 4]. Сейчас в Корее очень популярны европейский футбол, бейсбол, баскетбол, волейбол, бокс, сноубординг, горные лыжи, бильярд, кегельбан, стендовая стрельба, гольф.
При анализе системы управления физической культурой в Японии [2] раскрываются процесс развития, организационная структура национальной системы управления физической культурой в Японии после 1945 г., принципы и методы деятельности государственных и общественных органов по ее эффективному использованию. В Японии был разработан план в области развития физической культуры и спорта, который предусматривал создание соответствующих организаций (например, Японской ассоциации любительского спорта в 1946 году; комитета физической культуры населения в 1965 году), введение в действие закона о физической культуре и спорте, создание условий для проведения международных состязаний, в частности Олимпийских игр, фундаментальное научное обеспечение физической культуры, особенно спорта высших достижений, использование экономических и научно-технических достижений в стране (особое внимание было уделено материальному оснащению школ, вузов, спортивных клубов, предприятий, зон отдыха). Стратегия развития физической культуры в Японии предусматривает создание условий, обеспечивающих потребности любого человека в здоровом образе жизни (спортивные сооружения и зоны для занятий, квалифицированные кадры, пропаганда значимости спорта через систему).
Популяризация физической культуры, пропаганда здорового образа жизни в Японии усилилась после выхода закона «О мерах по развитию спорта» (1961 г.), который определил задачи по подготовке кадров, организации курсов и семинаров, проведению научных исследований в области спорта, созданию спортивных клубов. В стране было развернуто движение под девизом: «когда угодно, где угодно, но всем заниматься спортом», а после 1975 г. пропагандируется европейский спортивный лозунг: «спорт для всех». Была создана огромная сеть профессиональных спортивных автономных организаций на принципах демократии и научности, большое количество органов самоуправления.
Современная история физической культуры в Китае связывается с пятью периодами развития страны. Первый период (1930-1948 годы) характеризуется военно-прикладной направленностью. Физкультура и спорт рассматривались как одно из средств борьбы с японским империализмом, как оружие революционной борьбы. Второй период (1949-1956 годы) связывается с программным развитием массового спорта, а третий (1956-1965) — с развитием спорта высших достижений. Четвертый этап (70-е годы) — с развитием элитного спорта с целью достижения успехов в международных состязаниях. Пятый (80-е годы) характеризуется развитием элитного спорта и мирового признания Китая спортивной державой и спортивной нацией [2].
Говоря об олимпийском движении, указывается, что хотя оно пришло в Китай вместе с западной цивилизацией в конце ХГХ века, только с образованием народной республики в 1949 г, массовый спорт при взаимосвязи с Олимпийским движением стал развиваться на государственном уровне.
В середине 50-х гг. впервые спортсмены добились больших успехов на международной арене. Несмотря на некоторые разногласия между Китаем и МОК, китайский народ не отказывался от олимпийских идеалов. Развивая массовый спорт под знаком олимпизма, популяризируя олимпийское движение на обширной китайской территории, страна заложила прочный фундамент. В 1979 г. Китай вступил в олимпийскую семью и начался новый этап в развитии массового спорта в стране. В 1984 г. Китай принял участие в Олимпийских играх. Стрелок Ксю Хей-венг завоевал «золото». А 13 июля 2001 г. в Москве президент МОК Самаранч объявил, что Пекин будет городом-устроителем Олимпиады 2008 г. [8].
В середине 80-х гг. прошлого века были восстановлены отношения между КНР и СССР, и руководство китайского спорта начинает приглашать советских специалистов для чтения лекций и консультаций, а тренеров — для работы в различных спортивных организациях. Переводится и издается большое количество учебников и учебных пособий для тренеров, написанных советскими авторами. На Олимпиаде 1988 г. в Сеуле спортсмены Китая сумели получить 28 медалей (5 золотых) и занять вполне достойное (11-е) место в неофициальном командном зачете [6].
В дальнейшем после разрушения системы спорта ГДР в Китае востребованы опыт и знания восточногерманских специалистов, что существенно обогатило систему подготовки спортсменов к Олимпийским играм. Началось интенсивное качественное совершенствование системы олимпийской подготовки, ориентированной на успешные выступления в Олимпиаде.
В основу системы олимпийской подготовки было положено привлечение к обучению на этапе начальной подготовки огромного количества детей на территории всей страны. Не менее важным оказалось и развитие материальной базы для массового спорта и спорта высших достижений. За короткий период в крупнейших городах появилось множество современных и хоро-* шо оснащенных спортивных сооружений, а по всей территории страны — широчайшая сеть сооружений для детско-юношеского спорта. Создана широкая сеть школ-интернатов спортивного профиля, в которые отбирались перспективные дети для полноценной подготовки спортивного резерва. Попасть в такую школу для китайских детей и их родителей — это огромный стимул в связи с низким жизненным уровнем большей части населения и важностью для любой семьи определить ребенка на полное и качественное государственное обеспечение.
Продуманностью отличается и концепция олимпийской подготовки в отношении отбора приоритетных видов спорта, принципов комплектования сборных команд и организации их подготовки, постановки задач при участии в главных соревнованиях.
При отборе приоритетных видов в основу положены следующие критерии: 1) развитие видов, которые имеют традиции, высокий уровень достижений, соответствуют генетическим особенностям населения (бадминтон, настольный теннис, гимнастика, дзюдо, прыжки в воду); 2) развитие видов, в которых разыгрывается большое количество медалей, и достижения в решающей мере определяют общекомандный успех (первоочередное внимание было обращено на плавание и легкую атлетику, а в дальнейшем — на развитие других видов, в частности на греблю академическую, греблю на байдарках и каноэ и др.); 3) опережающее развитие видов и дисциплин, которые в перспективе могут оказаться в программе Игр (например, задолго до включения женской тяжелой атлетики в программу Игр в Китае началось интенсивное развитие женской тяжелой атлетики; а после включения в программу Игр преимущество китайских спортсменок оказалось подавляющим); 4) ориентация, как в свое время сделала и ГДР, на развитие женского спорта в связи с меньшей конкуренцией, что привело к высоким результатам в плавании и беге на средние и длинные дистанции; 5) концентрация внимания и создание всех необходимых условий относительно небольшой группе спортсменов, высокого класса, реально способных добиться результатов мирового уровня, исключение из сферы олимпийской подготовки спортсменов, не способных претендовать на завоевание наград; 6) включение в составы сборных команд для участия в Олимпийских играх и чемпионатах мира спортсменов, либо претендующих на успех, либо имеющих явные перспективы в будущем; 7) широкое использование средств восстановления и стимуляции работоспособности, среднегорной и высокогорной подготовки.
Основным элементом системы соревнований является всекитайская Спартакиада, которая проводится раз в 4 года, но в год, следующий за Олимпийскими играми. По мнению китайских специалистов, такие сроки проведения спартакиад являются более рациональными, так как позволяют выявить молодых перспективных спортсменов за три года до очередных игр и планомерно организовать их подготовку.
Существенным моментом в организации олимпийской подготовки китайских спортсменов является то, что основные центры олимпийской подготовки спортсменов находятся в структуре крупнейших физкультурных вузов. Они полностью финансируются из государственного бюджета и непосредственно подчинены Государственной генеральной спортивной администрации Китая.
Государственная генеральная спортивная администрация в полном объеме выделяет средства, необходимые на все нужды, интенсивно развивает материальную базу вуза, которая используется как для нужд учебного процесса, так и для подготовки спортсменов школы. Принципиальной особенностью работы является постоянное обновление состава занимающихся. Ежегодно в школу вуза зачисляется около 100 юных перспективных спортсменов в основном в возрасте 12-14 лет и столько же спортсменов, не имеющих реальных перспектив для достижения высших спортивных результатов, отчисляются из школы. В этом отношении организация работы школы близка к той системе, которая существовала в ГДР, и выгодно отличается от опыта бывшего СССР, где обновление составов занимающихся и постоянный поиск перспективного резерва происходили значительно менее интенсивно.
Существует тесная взаимосвязь деятельности школы и государственной сборной команды, тренеры школы по видам спорта поддерживают постоянную связь с тренерами сборных команд (в ряде случаев ведущие тренеры школы одновременно являются тренерами сборных команд по видам спорта), а также руководителями и ведущими специалистами соответствующих отделов по видам спорта Государственной генеральной спортивной администрации Китая. Тесно взаимодействуют и со звеном начального спорта — детскими спортивными школами, за счет которых школа высшего спортивного мастерства пополняется перспективными юными спортсменами. Детские спортивные школы финансируются и развиваются за счет провинциального бюджета.
Государственную политику в области физической культуры в Китае осуществляют Государственный комитет физической культуры и спорта, созданный в 1952 г. (ГКФКиС), и Всекитайская федерация спорта. ГКФКиС вырабатывает государственную политику, осуществляет общее руководство и координирует все физкультурно-спортивное движение страны, оказывает поддержку Олимпийскому комитету КНР, Всекитайской федерации спорта (созданной в 1949 г.), региональным органам при взаимодействии с министерствами образования, здравоохранения, обороны и другими ведомствами. В функции Олимпийского комитета КНР входят развитие и пропаганда Олимпийского движения; организационная, социальная, экономическая и информационная работа [2].
В КНР имеется около 40 научно-исследовательских институтов физической культуры, оборудованных современной техникой, предметом изучения которых являются различные аспекты спорта и физической активности населения различных стран и регионов мира. Имеется обширная информационная база данных, около 60 тысяч единиц, включая российские издания и публикации: «Теория и практика физической культуры», «Физкультура в школе» и др.
В целом, рассматривая физическую культуру и спорт Республики Корея, Японии, Китая, можно выделить следующие основные аспекты.
- Активная поддержка физической культуры и спорта. Сочетание государственных и общественных начал как основы национальных систем физического воспитания.
- Глубокая и неразрывная связь с культурными традициями, религиозно-философскими учениями (буддизм, даосизм, индуизм, конфуцианство и др.), национально-психологическими особенностями, укладом жизни общества.
- Устойчивая тенденция популяризации и дальнейшего развития традиционных систем психофизической подготовки на Западе и во всем мире с их культурно-философскими и религиозными основами. Это дает возможность западному человеку адаптироваться, поддерживать высокий уровень жизнедеятельности и работоспособности в условиях современного технократического общества.
Таким образом, сейчас можно констатировать факт существования и бурного развития азиатской модели управления физической культурой и спортом, основанной на оптимальном сочетании собственного опыта и достижений западных стран.
Литература
- Материалы к заседанию Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О повышении роли физической культуры и формировании здорового образа жизни россиян»: аналитические материалы к докладу. — М: Советский спорт, 2002. — 76 с.
- До Кеон Ву (Do Keon Woo). Управление физической культурой в странах Дальневосточной Азии: автореф. дис. …канд. пед. наук / Кеон Ву До. – СПб., 2000. – 36 с.
- Пасюков П.Н. Восток-Запад: диалог культур / П.Н. Пасюков // Физическая культура и спорт: история, современность, перспективы: матер. междунар. науч.-практ. конф. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1998. – С.29–32.
- Пасюков П.Н. Восток-Запад: диалог культур (анализ региональных спортивных связей на Дальнем Востоке России) / П.Н. Пасюков. – Челябинск: Изд-во УралГАФК, 2000. – 167 с.
- Пасюков П.Н. Физическая культура и спорт как фактор сохранения национальной культуры сахалинских корейцев / П.Н. Пасюков // Историко-культурное и спортивно-прикладное развитие национальных видов спорта в России: опыт регионов: матер. всерос. науч.-практ. конф. – Якутск, 2009. – С. 205–215.
- Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н.Платонов. — Киев: Олимп, литература, -808 с.
- Суслов Ф.П. О тенденциях выступления российских спортсменов на играх Олимпиад в неофициальном командном зачете / Ф.П. Суслов // Теория и практика физической культуры. — 2009. — №12. — С.56-59.
- Хуа Йанг. Олимпийское движение и массовый спорт в Китае / Йанг Хуа // Теория и практика физической культуры. — 2004. -№11.- С.60-62.[schema type=»book» name=»МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В СТРАНАХ АЗИИ» description=»В статье представлены результаты анализа систем физической культуры и спорта Кореи, Японии и Ки¬тая. Показано, что наряду с европейской и американской можно констатировать факт существования и бурного развития азиатской модели управления физической культурой и спортом.» author=»Сагалеев Андрей Сергеевич, Дашибальжиров Баир Дашиевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]