В философском словаре понятие «условие» трактуется как «категория, выражающая отношение предмета к окружающим явлениям, без которых он существовать не может: сам предмет при этом рассматривается как нечто обусловленное, а условие как относительно внешнее по отношению к предмету многообразия объективного мира, то есть, условие – это то, от чего зависит предмет, комплекс предметов, характер их взаимодействия, из наличия которого следует возможность существования, функционирования и развития данного предмета» [10].
В исследованиях Е.Ф. Бехтеновой педагогические условия определятся как качественная характеристика основных факторов, процессов и явлений образовательной среды, отражающую основные требования к организации деятельности» [2].
Определяя педагогические условия В.Н. Кокорев делает акцент на совокупность объективных возможностей, обстоятельств педагогического процесса, целенаправленно создаваемых и реализуемых в образовательной среде и обеспечивающих решение поставленных педагогических задач [3].
В широком смысле А.Я. Найн определяет педагогические условия как совокупность конечных результатов действия социально-педагогических процессов на данном этапе развития общества [4].
Учитывая особенности системы высшего педагогического образования В.А. Фатеев полагает целесообразным заявить о психолого-педагогических условиях, под которыми он понимает конкретные способы педагогического взаимодействия, взаимосвязанных мер в учебно-воспитательном процессе, направленных на формирование субъектных свойств личности, учитывая психологические особенности, продуктивные и эффективные способы и приемы деятельности в заданных условиях [9].
Опираясь на вышеназванные определения, в контексте предмета и задач проводимого исследования определим методические условия подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности как целенаправленно организованную преподавателем безопасную информационную образовательную среду с совокупностью объективных возможностей содержания, форм, методов, средств, педагогических приемов и технологий, направленных на решение задач формирования профессиональной (предметно-методической) компетентности.
На основании системного анализа, анализа литературных источников, нормативных документов и собственного опыта, а также проведенного исследования, определим методические условия предметно-методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности к безопасной информационно-средовой деятельности на основе компетентностного и личностно-деятельностного подходов, а также с учетом развития педагогического образования в условиях межвузовского сетевого взаимодействия [1, 5, 6 7, 8].
Приведем некоторые группы условий, способствующих формированию безопасной информационно-средовой деятельности будущих бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности.
- Мотивационные условия, которые включают в себя создание атмосферы позитивного отношения к безопасной информационно-средовой деятельности путем стимулирования ее активных участников посредством системы рейтингового контроля, популяризации научных достижений среди студентов и преподавателей, усиления влияния науки на решение учебных и воспитательных задач в процессе профессиональной подготовки в образовательной среде. Кроме того, данные условия предполагают создание условий для обоснованного выбора студентами своего индивидуального образовательного маршрута в соответствии с их интересами и способностями.
- Кадровые условия, которые связаны с отбором педагогических кадров для успешного осуществления педагогического сопровождения предметно-методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности; повышением их квалификации; привлечением высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава, а также учителей, руководителей образовательных учреждений к совместному построению безопасной информационной образовательной среды образовательного учреждения, призванным решать конкретные проблемы, существующие в межсетевом образовательном пространстве.
- Нормативно-правовые условия, которые предполагают разработку программных документов, обеспечивающих:
– права студентов на доступные, актуальные, объективные, адекватные информационные образовательные ресурсы в безопасной информационной образовательной среде;
– доступ образовательного учреждения к распределенным базам и банкам данных ведущих мировых и российских информационных репозитариев на основе заключенных договоров и соглашений;
– взаимодействие образовательных учреждений на недискриминационной основе (двусторонний информационно-методический обмен).
Рассматриваемая группа условий способствует созданию и развитию новых форм сетевого сотрудничества различных образовательных учреждений, в том числе школа – вуз, позволяющих успешно преодолеть несовершенство реализации инноваций в образовательную практику.
- Информационные условия, которые связаны с обеспечением образовательной деятельности студентов соответствующей информацией (безопасными информационными образовательными ресурсами – контентом: научной, научно-популярной, методической и периодической литературой, базами данных, педагогическими программными средствами и др.). В целом, безопасные информационные образовательные ресурсы рассматриваются нами как совокупность информации методического характера, используемой в процессе обучения студентов, и представлены учебно-методическими комплектами для обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе, научно-методической литературой, специализированными интернет-сайтами, форумами, блогами и т.д., обладающими свойствами информации, устойчивыми к внешним и внутренним негативным воздействиям, и не оказывающие такого воздействия на обучающихся.
Данная группа условий обеспечивает научно-информационный сетевой обмен между студентами различных вузов, а также многообразие форм участия студентов в научных мероприятиях различного уровня и позволяет осуществлять сотрудничество педагогического вуза со школами (педагогический консалтинг и др.), способствующее вовлечению студентов в процесс создания, функционирования, модерирования безопасной информационной образовательной среды образовательных учреждений.
- Научно-методические условия, которые предполагают усиление предметно-методического (деятельностного) аспекта содержания безопасной информационно-средовой деятельности студентов в процессе предметной подготовки. Это возможно осуществить посредством:
– разработки и реализации специальных учебно-педагогических ситуаций в процессе предметно-методического обучения;
– использования разноуровневых исследовательских, проектных задач для организации индивидуальной и групповой работы студентов;
– включения в предметно-методическую подготовку современных личностно-ориентированных образовательных технологий на основе средового подхода, направленных на проектирования его индивидуального образовательного маршрута (проблемное обучение, технология сотрудничества и др.);
– обсуждения и планирования совместной деятельности с внешним специалистом (тренером, экскурсоводом, педагогом дополнительного образования и т.д.);
– создания соответствующей системы организации педагогической практики, позволяющей устранить противоречие между достижениями в педагогической науке и их реализацией в образовательной практике (экспериментальные площадки, педагогическая интернатура и др.);
– реализации рефлексии и корректировки процесса методической подготовки в экспериментальных условиях.
- Материально-технические условия, которые включают создание необходимой учебно-материальной базы (объекты электронной вычислительной техники, средства мультимедиа, средства массовой информации и коммуникации, учебники, другие средства обучения) для проектирования и реализации предметно-методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в безопасной информационной образовательной среде и определяют наличие:
– учебно-методической базы (базовых школ, учреждений дополнительного образования, научных, культурных и производственных организаций) для проведения педагогической практики;
– оборудованных учебных стендов, для проведения лабораторных и практических занятий со студентами в пространстве безопасной информационной образовательной среды образовательного учреждения;
– информационно-телекоммуникационная инфраструктура образовательного учреждения, позволяющая участвовать в межвузовском сетевом информационном обмене;
– учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами, имеющими возможность подключения к локальным (вузовским), межвузовским (сетевым) и глобальным (распределенным российским и зарубежным) безопасным информационным образовательным ресурсам;
– модельный школьный кабинет безопасности жизнедеятельности в высшем учебном заведении.
Таким образом, выявленные методические условия позволяют определить и конкретизировать содержание, формы, методы, средства, педагогические приемы и технологии, направленные на решение задач формирования профессиональной (предметно-методической) компетентности бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности.
Список литературы:
- Абрамова С.В., Бояров Е.Н. Методологические основы подготовки специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2011. –№ 6. – С. 158.
- Бехтенова Е. Ф. Условия формирования проектной деятельности учащихся: дис. … канд. пед. наук / Е. Ф. Бехтенова. – Новосибирск, 2006. – 320 с.
- Кокорев В.Н. Педагогические условия реализации конвенции ООН с правах ребенка в современной школе: автореф. дис. … канд. пед. наук /В.Н. Кокорев. – Омск, 2007. – 19 с.
- Найн А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент / А.Я. Найн // Педагогика. – 1989. – № 2. – С. 12-19.
- Попова Р.И. Развитие содержания понятия «Методическая система подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности» // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 11. – С. 170-173.
- Соломин В.П. Сетевые формы вузовского взаимодействия как путь реализации задач развития педагогического образования // Universum: Вестник Герценовского университета.– 2014. – № 3-4. – С. 11-18.
- Станкевич П.В. Инновационная образовательная программа в образовательной практике Герценовского университета: опыт реализации в 2007/2008 учебном году // Вестник Герценовского университета. – 2008. – № 4. – С. 28-30.
- Теоретико-методические основы подготовки бакалавров естественнонаучного образования // Станкевич П.В. // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 2. С. 121-127.
- Фатеев В.А. Формирование готовности будущего учителя физической культуры к реализации личностно ориентированного подхода / В.А. Фатеев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2007. – № 6. – С. 63-65.
- Философский энциклопедический словарь / С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. – 2-е изд. – М. : Сов. энцикл., 1989. – 815 с.[schema type=»book» name=»МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БЕЗОПАСНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ» description=»В статье определяются методические условия подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности как педагогическая категория. На основании системного анализа, анализа литературных источников, нормативных документов и собственного опыта, а также проведенного исследования, определены методические условия предметно-методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности к безопасной информационно-средовой деятельности на основе компетентностного и личностно-деятельностного подходов. » author=»Бояров Евгений Николаевич, Станкевич Петр Владимирович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-31″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]