Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

География является одной из важнейших в общей системе наук дисциплиной. При всех современных изменениях в средней школе география должна оставаться одним из фундаментов естествознания и обществознания. Постичь же законы взаимодействия между природой  и обществом в самых разных аспектах помогает учащимся географическая картина мира.

Одним из составных элементов, раскрывающих географическую картину мира, является курс  “География России”, который призван вооружить учащихся 8-9 классов знаниями об основных компонентах природы нашей страны, о положении и месте новой России в мире;  об этапах заселения и освоения ее территории, о людях, живущих в разных регионах страны, познакомить с географией экономики. Уникальность дисциплины состоит в том, что она одновременно исследует проблемы окружающей среды и общества, которое развивается в нём. Другие науки, например, экономика, история, биология, имеют дело либо с природой, либо с населением, экономикой.    География же изучает общество и природу и взаимосвязи между ними комплексно. В наши дни географию невозможно представить без человека, без отношения к человеку, без заботы о нём. География изначально несёт в себе огромный потенциал, т. к. изучает пространственный аспект человеческой деятельности. Гуманизация географии связана с повышением её внимания к роли человека и человечества в геосфере.

Глобальные проблемы, вставшие перед человечеством в начале XXI века, вызвали резкое увеличение гуманистической проблематики в раздумьях учёных, педагогов. На это в разное время обращали внимание ведущие учёные нашей страны: Н.Н. Баранский, В.А. Анучин, В.С. Преображенский.

Для современного периода географической науки характерно стремление её к интеграции, объединению её ветвей и особому вниманию к развитию такого направления как география человека. Настоящий курс географии в 9 классе так и называется: “Экономическая и социальная география России”. Изучение населения в этом курсе выполняет весьма важную функцию, в первую очередь, отражая такое сквозное направление географической науки и школьной географии, как направление географической науки и школьной географии, как социологизация, которая невозможна без характеристики населения. Знания о населении играют важную роль в повышении уровня социальной культуры учащихся, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности.

Знания о населении позволяют выявить специфику природных условий, хозяйства, жизни и быта народов на определённых территориях, а так же создать целостное представление о Земле как планете людей. Изучая экономическую географию  нельзя забывать, что население является и производителем и потребителем.  С точки зрения всей географии за населением признаётся большое значение, как за главным звеном связей и взаимодействий между природой и хозяйством. Ведь именно через хозяйствующее население реализуется и влияние природной среды на хозяйство и влияния  хозяйства на природную среду.

Кроме того, живой рассказ о населении той или иной территории, об особенностях его труда, материального быта в сочетании с количественными показателями, которые характеризуют население, может сильно заинтересовать школьников.

Знания о населении являются важной составной частью социально-экономической географии. “ Социальный ” означает “общественный”, т. е. относящийся к жизни людей. Школьная география всегда была социальной, поскольку охватывала своим содержанием вопросы населения и его хозяйственной деятельности. Но население изучали главным образом в демографическом аспекте. В настоящее время такой односторонний подход в изучении населения в школьной географии преодолевается. По мнению учёных социальная география изучает “пространственные процессы и формы организации жизни людей и общественного производства прежде всего с точки зрения человека – условий его труда, быта, отдыха, развития личности и воспроизводства жизни.”

Изучение населения охватывает широкий круг вопросов, относящихся не только к географии, но и к демографии, к этногеографии.

Н.Н. Баранский, рассматривая содержание географии населения, относил к ней плотность населения, рост населения, его состав, размещения и перемещения. Он так же считал необходимым рассмотрение вопроса, как живут люди, включающего в себя “ очень и очень многое: и культуру, и быт, и нравы, и политический строй, и общественные порядки.” [1] Изменения представлений о содержании географии человека вызваны потребностями времени, изменением нашего общественного сознания о человеке и природе. Синтез знаний о природе и человеке имеет большое значение не только для географической науки, но и для воспитания, повышения культурного уровня подростка.

Возникает необходимость “единого взгляда” на природные и социальные явления, происходящие в странах и районах.

Кроме того, с методической точки зрения необходимо учитывать, что рассказ о людях и их жизни для учащихся гораздо интереснее рассказа о природных условиях и отраслях производства.

Растет гуманистическая роль географии, которую раньше почти не принимали во внимание. Одним из сквозных направлений школьной географии на современном этапе является её гуманизация.

Гуманизация содержания выражена в усилении внимания к человеческому, личностному фактору, к социальным аспектам развития общества. Эта позиция нашла отражение в программе посредством внимания к изучению в большем объёме, чем ранее, истории географических открытий и исследований, в расширении учебного материала о народах и странах, о населении отдельных стран (его быта, языках, культуре, религиозных особенностях), а также о непроизводственной сфере, сведений из других наук, изучающих человека (истории, этнографии, социологии).

В центре изучения географии на современном этапе должен находиться человек.     Согласно традиционной программе вопросы населения изучаются во всех курсах школьной географии с 6 класса по 10 класс. Так, в курсе “ География России ” знания о населении должны стать связующим звеном в интегрированном изучении природы и хозяйства России.

“Картины жизни населения разных стран, районов, местностей – писал Н.Н. Баранский: как бы синтезируют в себе своеобразие их природы, истории, хозяйства, культуры”. [1] И в общей, и в региональной части курса “География России” основной материал о населении содержит главным образом сведения о численности, средней плотности, количестве городских и сельских жителей, о народах и народностях, живущих в этом районе. Всё это необходимые сведения, но они не вызывают интереса  у школьников, и не создают такой картины жизни людей, о которой говорил Н.Н. Баранский.

Целесообразно дополнить характеристики населения районов показом особенностей этногеографической составляющей (материальная и духовная культура). Среди многообразных черт, характеризующих материальную культуру народов для школьной географии наиболее существенны те из них, которые достаточно явно выявляют связь с местной природой и хозяйственной деятельностью населения. Это прежде всего тип расселения и жилища, одежда, обувь, головные уборы, а также прикладное искусство. Особенности отдельных регионов России раскрываются через специфику всех видов жизнедеятельности людей – их труд и досуг, культуру и быт. Эта специфика формировалась на протяжении жизни многих поколений на основе национальных традиций и в процессе постоянной адаптации к природной среде.

Знакомство с материальной и духовной культурой (населения) призвано обеспечить связь обучения с жизнью, способствует патриотическому воспитанию подростков. Возрастает интерес к изучению человека и его роли в геосфере. Географическое образование предусматривает изучение в школьных курсах географии материальных и духовных культурных ценностей, отражающих опыт познания и существования человека в пространстве (орудия труда, жилища, одежды, способы ведения хозяйства). Необходимость более тщательного изучения вопросов населения, в том числе этногеографических, нашло своё отражение в таком сквозном направлении географии, как ее гуманизация.

Гуманистическая роль школьной географии была разработана уже довольно давно в работах К.К. Маркова, Ю.Г. Саушкина, В.С. Преображенского, С.Б. Лаврова.

В.П. Максаковский выделяет гуманизацию и социологизацию, как важнейшие направления школьной географии на современном этапе. Актуализация гуманистического направления, по мнению В.П. Максаковского, во многом связана с обострением глобальных проблем человечества, которые по существу являются проблемами выживания человеческого рода. На региональном уровне, в частности в России, она также связана со многими “человеческими” проблемами, обострившимися в условиях длительного кризиса.

Таким образом, гуманизация в географии связана с поворотом к человеку и всем сферам и циклам его жизнедеятельности. По словам Я.Г. Машбица, современная география – это наука  “для человека”, “от человека” и во многом “через человека”. На первый план в ней выходят связи  “человек – природа”, “человек – хозяйство”,  “человек – территория”, “человек – окружающая среда”. [3]

За школьным предметом географии всегда признавалась его большая роль в формировании мировоззрения учащегося. Однако, в концепции среднего географического образования предъявляются более широкие требования к её интеллектуальным, нравственным, экономическим, эстетическим качествам. Именно на формировании этих качеств этногеографические знания оказывают наибольшее влияние. Именно эти сведения способствуют выполнению основной цели современной школы и школьной географии. Этногеографические знания и духовная культура народов должны раскрываться в неразрывном единстве с природой и хозяйственной деятельностью населения.

Этногеографические знания призваны укрепить и дополнить главную мировоззренческую идею школьной географии – идею о целостности и единстве природы нашей планеты. Курс “Географии России”  носит интегрированный характер, так как опирается на содержание не только физической, но и социально-экономической географии.

На уроках физической и социально-экономической географии этногеографические знания и духовная культура народов раскрываются в неразрывном единстве с природой и хозяйственной деятельностью населения. Жизнь ставит в центре внимания географии важнейшие научные направления “человек — природа”, “человек – хозяйство”.

Н.Н. Баранский писал, что “человек оживляет пейзаж. Эта истина хорошо известна не только художникам, но и лучшим учителям географии”. Недаром опытные учителя географии, например, описанию тундр предпосылают рассказы о жизни эскимосов и чукчей, а описанию тропических лесов рассказы о жизни индейцев в бассейне Амазонки. Знакомству с природными условиями европейского Севера может предшествовать рассказ о наиболее интересных фактах из жизни коренного населения, способных вызвать живой интерес у учащихся.

Например, рассказ может быть таким:

Заброшенное среди необъятных тундр и лесов, удаленное от культурных центров население сохранило в своем миросозерцании много первобытного: различные суеверия, вера в колдовство, домовых живут ещё в этом глухом крае. Изба северянина представляет ту замечательную особенность, что в ней под одной крышей соединены и жилое помещение и скотный двор. Изба строится всегда  два этажа и разделяется сенями на две половины: жилую и для скота. Вообще северянин благодаря своим промыслам живет зажиточно и питается лучше крестьянина средней полосы. В пищу употребляет главным образом рыбу в квашенном виде (кислая рыба), а хлеб, почти всегда покупной, потребляется в относительно небольшом количестве.

Картины жизни населения разных районов страны, которые создает учитель на уроке, не могут быть велики по объёму, но (создавать) составить их очень трудно, они требуют большой кропотливой работы. Готовых образцов картин жизни населения в литературе имеется очень мало. Поэтому учителю географии необходимо самому создавать такие описания, используя различную литературу. Незаменимую помощь в этом может оказать учителю научно-методический журнал “География в школе”, еженедельное приложение к газете “Первое сентября”.

Образы жизни населения, его труда, материального быта должны соединяться на уроке географии с количественными показателями, которые характеризуют население. К этим количественным показателям относятся плотность, численность населения, национальный состав. Знания о населении в общей части курса представляют собой совокупность тех представлений, понятий, причинно-следственных связей, которыми должны овладеть учащиеся в ходе их изучения.

До недавнего времени вопросы населения в региональной части курса были представлены очень слабо. Использование учебника Алексеева А.И. “Население и хозяйство России” дает широкие возможности в описании порайонных различий населения нашей страны.  На уроках географии особенности районов должны раскрываться не только через экономику, но и через специфику всех видов жизнедеятельности людей, их труд и досуг, культуру и быт. Эта специфика формировалась на протяжении жизни многих поколений на основе национальных традиций и в процессе постоянной адаптации к природной среде. На этом этапе необходимо дополнить характеристику населения районов показом важнейших особенностей материальной и духовной культуры. Например, сведениями о существующих различиях в таких элементах материальной культуры,  как пища (шашлык на Кавказе, русские пельмени в Сибири), одежда (меховая шапка, овчина, валенки – в Сибири, папаха и бурка у горцев Кавказа), головные уборы, украшения, домашняя утварь. Совершенно не обязательно все эти черты материальной культуры описывать словесно. Можно многое показать на картине, фотографии или поручить учащимся подготовить  опережающие сообщения, используя дополнительную литературу. Этногеографические знания обогащают своим содержанием уроки географии и существенно влияют на формирование такого компонента образования, как эмоционально-ценностное отношение к миру, к деятельности.

Различные аспекты этногеографических знаний могут быть реализованы и во внеурочное время. Важнейшим видом внеурочной работы по географии является школьное краеведение. Краеведческая работа воспитывает любовь к своему краю, привносит интерес к познанию нового, способствует фундаментальному изучению природы, населения и хозяйства своей местности, осмыслению сложных закономерностей развития природы и общества на местном материале. Краеведение в школе охватывает большой круг вопросов: изучение истории, этнографии, фольклора, экономики своей местности.

Одним из направлений внеурочной работы может быть изучение топонимики своей местности. Топоним – это слово, обозначающее географический объект. Топонимика – наука о географических названиях, объясняющая, откуда произошло то или иное название и какой смысл в нём заключается (от греческого “тапое” – место,  “онима” – имя).

С целью изучения топонимики родного края организуется работа краеведческого кружка, в которой используются не только топонимы, известные по литературным источникам, но и местные, бытующие в окрестностях школы.

Поэтому работа краеведческого кружка должна быть направлена на собирание и раскрытие содержания географических названий. Наряду с этим собираются и записываются, связанные с названиями различные предания и легенды. Множество сведений по топонимике хранится в памяти старожилов, в архивах и музеях.

Поэтому основным видом работы во внеурочное время по изучению топонимики местности прилегающей к школе, является работа учащихся по сбору сведений о названиях географических объектов: рек, болот, населённых пунктов. Эти сведения ученики получают из расспросов населения, в процессе изучения архивных документов. В ходе поиска кружковцы выясняют, что названия некоторых населённых пунктов указывают на хозяйственную деятельность жителей, названия других связаны с местными престольными праздниками или с историей экономического развития страны. Для кружковцев (география) названия перестают быть просто словами, придуманными для обозначения объектов, а по выражению М. Исаковского “они становятся живыми, разумными, ощутимыми, полными движения и внутреннего смысла”. По названиям населенных пунктов, рек, озер можно судить об истории заселения территории, об исторических событиях, о хозяйственной деятельности людей. Итогом работы кружка может быть составление словаря географических названий своей местности.

Итак, знания о населении являются важной составной частью географического образования и несут в себе большие возможности в формировании личности учащихся. Изучение населения является важным звеном в познании человеком окружающего мира. В своей повседневной жизни и деятельности человек использует эти знания.

   ЛИТЕРАТУРА

  1. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии 2-е изд. переработанное. – М: Просвещение, 1990. — 303 стр.
  2. Даринский А.В. Народные хозяйственные промыслы РСФСР / География в школе. 1990. — №3. — стр. 32-35.
  3. Максаковский В.П. О сквозных направлениях в школьной географии / География в школе. – 1998. — №1. — стр. 45-48.[schema type=»book» name=»МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ» author=»Сараева А. М., Суханов Л. В.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found