Сегодня профессия менеджера получила широкое распространение является востребованной в самых разных сферах деятельности человека. Представители данной профессии являются достаточно востребованными на рынке труда. И несмотря на то, что вузы выпускают большое количество специалистов в этой области, многие компаниям нуждаются именно в квалифицированных менеджерах.
Согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр») будущего менеджера готовят организационно-управленческой, информационно-аналитической и предпринимательской деятельности. Квалифицированный менеджер сможет решать задачи в области организационно-управленческой деятельности, принимать участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий, таких, как маркетинговой, финансовой, кадровой, контролировать деятельность подразделений, команд (групп) работников, организовывать своё дело и т.д [2, с. 3].
Этому будет способствовать успешное освоение дисциплин, предусмотренных стандартом ФГОС и отраженных в учебном плане ВУЗа. Одной из таких дисциплин является «Статистика: социально-экономическая статистика».
«Статистика: социально-экономическая статистика» относится к математическому и естественнонаучному циклу дисциплин, она знакомит студентов с научными основами социально-экономической статистики, формулирует у студентов представления о сущности социально-экономической статистики как науки и ее роли в управлении государством, формирует умения пользоваться статистическими методами в работе с экономической информацией и навыков статистической деятельности. В результате изучения курса студенты должны овладеть основными принципами и методами обработки статистических данных, использовать стандартные статистические программы для обработки данных на ЭВМ, анализировать различные аспекты применения в экономических исследованиях методов социально-экономической статистики.
Одно из требуемых умений — владение измерительным инструментарием уровня жизни населения. Опыт работы филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани. Показывает, что измерять степень владения этим инструментарием целесообразно с помощью социологического исследования, разрабатывая программу которого в соответствии со специальной методикой [1, с. 78], мы составили следующую анкету:
«Вряд ли вы найдете человека, который не хотел бы повысить уровень своей жизни, не хотел бы жить в достатке. А знаете ли вы, какими показателями измеряют уровень жизни? Поучаствуйте в нашем опросе, обведите кружком варианты ответов, которые считаете правильными. 1. Знаете ли Вы, какие показатели входят в измерение уровня жизни? А) да, знаю хорошо; Б) да, но знаю не слишком хорошо; В) нет, не знаю 2. Уровень жизни населения – это… А) уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах; Б) уровень и степень удовлетворения потребностей людей в бытовых услугах; В) уровень и степень удовлетворения потребностей людей в культурных услугах; Г) это уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах. 3. Реальные доходы населения – это … А) общая сумма денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных и льготных услуг, оказываемых населению; Б) все денежные выплаты, включая оплату труда, пенсии, пособия; В) номинальные располагаемые доходы, скорректированные на индекс потребительских цен (ИПЦ); Г) номинальные доходы за вычетом налогов и обязательных платежей. 4. Располагаемые доходы – это … А) общая сумма денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных и льготных услуг, оказываемых населению; Б) все денежные выплаты, включая оплату труда, пенсии, пособия; В) номинальные располагаемые доходы, скорректированные на индекс потребительских цен (ИПЦ); Г) номинальные доходы за вычетом налогов и обязательных платежей. 5. Коэффициент занятости населения определяется как отношение численности … А) занятого населения к среднегодовой численности всего населения; 6. Коэффициент общей безработицы определяется как отношение численности … А) занятого населения к среднегодовой численности всего населения; Б) безработного населения к численности экономически активного населения; В) экономически активного населения к численности трудовых ресурсов; Г) занятого населения к численности трудоспособного населения. 7. Средняя месячная заработная плата рассчитывается по формуле: А) месячный фонд заработной платы / среднесписочная численность работников; Б) месячный фонд заработной платы / годовая численность работников; В) годовой фонд заработной платы / годовая численность работников; Г) дневной фонд заработной платы / годовая численность работников; 8. Индекс развития человеческого потенциала рассчитывается по формуле: 9. Коэффициент Джинни показывает: А) уровень дохода, наиболее часто встречающийся в совокупности; Б) уровень дохода, который находится в середине ранжированного вариационного ряда; В) использование доходов населения на покупку товаров, оплату услуг и различного рода платежи; Г) неравенство в распределении доходов. 10. К денежным расходам населения относят: А) расходы на приобретение продуктов питания; Б) расходы на приобретение потребительских товаров длительного пользования; В) расходы на платные услуги; Г) все перечисленное выше верно. Спасибо!» |
Представленная анкета апробирована в исследовании и показала свою эффективность. В результате проведенного исследования установлено следующее распределение ответов на вопросы.
Таблица 1.
Вопрос № 1 «Знаете ли Вы, какие показатели входят в измерение уровня жизни?»
№ п/п | Количество ответов | Процент, % |
А | 13 | 100 |
Б | 0 | 0 |
В | 0 | 0 |
ВСЕГО | 13 | 100 |
Таблица 2.
Вопрос № 2 «Уровень жизни населения – это…»
№ п/п | Количество ответов | Процент, % |
А | 0 | 0 |
Б | 0 | 0 |
В | 0 | 0 |
Г | 13 | 100 |
ВСЕГО | 13 | 100 |
Таблица 3.
Вопрос № 3 «Реальные доходы населения – это …»
№ п/п | Количество ответов | Процент, % |
А | 0 | 0 |
Б | 0 | 0 |
В | 13 | 100 |
Г | 0 | 0 |
ВСЕГО | 13 | 100 |
Таблица 4.
Вопрос № 4 «Располагаемые доходы – это …»
№ п/п | Количество ответов | Процент, % |
А | 0 | 0 |
Б | 0 | 0 |
В | 0 | 0 |
Г | 13 | 100 |
ВСЕГО | 13 | 100 |
Таблица 5.
Вопрос № 5 «Коэффициент занятости населения определяется как отношение численности …»
№ п/п | Количество ответов | Процент, % |
А | 0 | 0 |
Б | 13 | 100 |
В | 0 | 0 |
Г | 0 | 0 |
ВСЕГО | 13 | 100 |
Таблица 6.
Вопрос № 6 «Коэффициент общей безработицы определяется как отношение численности …»
№ п/п | Количество ответов | Процент, % |
А | 0 | 0 |
Б | 13 | 100 |
В | 0 | 0 |
Г | 0 | 0 |
ВСЕГО | 13 | 100 |
Таблица 7.
Вопрос № 7 «Средняя месячная заработная плата рассчитывается по формуле»
№ п/п | Количество ответов | Процент, % |
А | 13 | 100 |
Б | 0 | 0 |
В | 0 | 0 |
Г | 0 | 0 |
ВСЕГО | 13 | 100 |
Таблица 8.
Вопрос № 8 «Индекс развития человеческого потенциала рассчитывается по формуле»
№ п/п | Количество ответов | Процент, % |
А | 10 | 76,92 |
Б | 0 | 0 |
В | 0 | 0 |
Г | 3 | 23,08 |
ВСЕГО | 13 | 100 |
Таблица 9.
Вопрос № 9 «Коэффициент Джинни показывает:»
№ п/п | Количество ответов | Процент, % |
А | 0 | 0 |
Б | 0 | 0 |
В | 0 | 0 |
Г | 13 | 100 |
Таблица 10.
Вопрос № 10 «К денежным расходам населения относят:»
№ п/п | Количество ответов | Процент, % |
А | 0 | 0 |
Б | 0 | 0 |
В | 0 | 0 |
Г | 13 | 100 |
ВСЕГО | 13 | 100 |
В целом, степень владения инструментарием,представлена в таблицах 11 и 12.
Таблица 11.
Критериии оценки степени владения инструментарием
№ п/п | Кол-во правильных ответов | Отметка |
1 | 9-10 | 5 («отлично») |
2 | 7-8 | 4 («хорошо») |
3 | 5-6 | 3 («удовлетворительно») |
4 | 0-4, | 2 (неудовлетворительно) |
Таблица 12.
Степень владения измерительным инструментарием уровня жизни у студентов четвертого курса направления «Менеджмент», профиль «Управление малым бизнесом»
№ п/п | Отметка | Кол-во студентов | Кол-во студентов, % |
1 | 5 («отлично») | 13 | 100 |
2 | 4 («хорошо») | 0 | 0 |
3 | 3 («удовлетворительно») | 0 | 0 |
4 | 2 (неудовлетворительно) | 0 | 0 |
5 | ВСЕГО | 13 | 100 |
Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что вопросом, вызвавшим затруднения при ответе, является вопрос № 8 «Индекс развития человеческого потенциала рассчитывается по формуле», поэтому при преподавании дисциплины «Статистика: социально-экономическая статистика» необходимо большее внимание уделить практическим занятиям по расчету данного индекса.
Из всех тринадцати опрошенных десять человек (76,92%) правильно ответили на все 10 вопросов, 3 человека (23,08%) – на 9, таким образом, студенты показали хорошее владение измерительным инструментарием уровня жизни населения и их знания оцениваются как «отлично».
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что апробированную в нашем вузе методику измерения степени владения измерительным инструментарием уровня жизни населения у студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению «Менеджмент», целесообразно предложить к использованию в других вузах.
Список литературы:
- Жук Т.С., Костенко А.М. – Разработка программы социологического исследования «Степень владения измерительным инструментарием уровня жизни населения у студентов, обучающимся по программе бакалавриата по направлению «Менеджмент» // Евразийский Союз Ученых. ― 2014. ― № 8. ― С. 76-80.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. N 544).[schema type=»book» name=»МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ СТЕПЕНИ ВЛАДЕНИЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫМ ИНСТРУМЕНТАРИЕМ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МЕНЕДЖМЕНТ»» author=»Жук Татьяна Сергеевна» publisher=»басаранович екатерина» pubdate=»2017-05-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]