Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В КУРСЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В КУРСЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В течение 2014/2015 учебного года в ГБДОУ №38 комбинированного вида Кировского района г. Санкт-Петербурга проводился педагогический эксперимент: экскурсовод и музейный педагог из Государственного Русского музея один раз в месяц проводила занятия с детьми подготовительной группы с проблемами логопедического развития. Задача программы состояла в том, чтобы дать возможность детям расширить свой кругозор и приобщиться к миру искусства на примере рассказов о произведениях искусства из музеев нашей страны. Основной массив памятников включал экспозиционные произведения из Русского музея.

Актуальность проводимого мероприятия заключается в нескольких направлениях. Во-первых, это воспитание нравственной сферы ребёнка, что в данных геополитических условиях развития молодого поколения в нашей стране является наиболее очевидным. Во-вторых, рассказы о традициях нашего народа включены в общую образовательно-воспитательную задачу воспитанников дошкольных учреждений [3]. В-третьих, формирование знаний о знаменитых художниках Руси-России, являющихся лучшими представителями её великой истории и культуры, с одной стороны, углубляет знания о собственной истории и культуре, с другой — укрепляет толерантное пространство диалога с представителями других этнических групп населения. В-четвёртых, развитие культуры вѝдения произведения искусства и зрительного анализа, что может служить основой для подготовки зрительной памяти для будущих первоклассников. В-пятых, взаимное общение воспитателей ГБДОУ и представителей других учреждений образования и культуры г. Санкт-Петербурга с целью расширения своих профессиональных навыков и получения дополнительной общекультурной информации способствует оптимизации рабочего процесса и в начальной мере может приравниваться к повышению квалификации. Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимая работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности [4].

В последнее время в Российской Федерации произошло много сложных событий в общественной жизни, в системе управления. Отошли в прошлое многие праздники, появились новые, наша жизнь движется вперёд. В молодёжной среде всё чаще происходят события, связанные с национальным противостоянием, СМИ пропагандируют иностранный уклад жизни. Люди меняются, у молодого поколения наблюдается спад интереса и уважения к своей национальной культуре. Взрослые не интересуются своей историей, не знают историю своей семьи, не знакомят детей с традициями своего рода. Между тем в любой стране гордятся и чтят историю своей страны, бережно относятся к традициям. Поэтому так актуальна проблема ознакомления дошкольников с русской народной культурой и культурой других народов.

Приобщение детей к народной культуре — прежде всего своей страны, является средством формирования у них патриотических чувств, развития духовности, толерантности. Многие исследователи отмечали, что народная культура близка детям своей эмоциональностью, оптимистичностью, глубокой связью с природой, игровым характером. Во многих странах народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребёнка, сохранению и укреплению национальной культуры. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре не только родной, но и других народов — вот ведущая идея для включения занятий о музее и от имени музея.

Педагогический процесс был организован таким образом, чтобы у детей, прежде всего, формировался устойчивый интерес к занятиям по музейной педагогике, поэтому была организована систематическая лекционно-практическая деятельность в образовательном пространстве ГБДОУ в утренние часы, вырабатывалась самостоятельная позиция по поводу обсуждаемых вопросов культуры и искусства в процессе занятия, поэтому музейным педагогом была предложена, а руководством детского сада была поддержана диалоговая форма работы на занятии, и, наконец, чтобы оставалось время для свободной дискуссии или небольшой творческой практической работы.

Родители оповещались о проделанной работе посредством бесед с воспитателем, логопедом, консультаций с методистом ГБДОУ № 38, в результате выполнения дополнительных творческих домашних заданий с ребёнком (по желанию). Также воспитатель группы повторяла основные вопросы, поднимаемые на занятии в течение остального времени встреч с детьми, организовывала выполнение практических заданий в виде рисунков, лепки народных игрушек, составления коллажа, повторения изученного. В конце учебного года была предложена экскурсия в залы Русского музея, где тот же экскурсовод провела 1,5 часовое занятие на экспозиции в присутствии родителей тех детей, с которыми проводились ежемесячные встречи на площадке детского сада. Таким образом, было выполнено подведение итогов работы и дана направляющая воспитательно-образовательная линия для занятий с детьми по искусству в будущем.

Курс «Диалоги в музее», включённый в образовательно-воспитательную программу подготовительной группы ГБДОУ №38, предполагал повторение части изученного материала на занятиях с логопедом. Каждый воспитанник группы в количестве 12–14 человек получает необходимые логопедические консультации один раз в неделю по 0,5 часа. Процесс развития речи связан с развитием логики и мыслительной деятельности, побуждается тренировкой мелкой моторики детей. Учитывая все названные факторы, учитель-логопед С.Л. Иванова разработала важные дополнения к музейной программе «Диалоги в музее» и «Здравствуй, музей», принятой к исполнению на договорных началах с лектором из Русского музея на площадке детского дошкольного учреждении. Надо заметить, что такой педагогический эксперимент проводится впервые, аналогов автор статьи в современной науке не находит. Логопеды детских садов г. Москвы (И.А. Борисенкова, Е.Н. Тислюк) проводят занятия по темам музейной деятельности, связывая самостоятельные походы детей и родителей в музеи города с необходимым для освоения лексическим багажом детей 6–7 лет. В нашем случае занятия по музейной педагогике проводятся лектором из Русского музея в пространстве детского сада. Терминология, необходимая для описании того или иного памятника искусства из собрания коллекции Русского музея, должна быть детям понятна и ими принята. Эта задача в работе учителя-логопеда выделена как ведущая.

Пожалуй, следует указать на созвучные направления в такой области музейной деятельности, как арт-терапия [1, с. 11]. Арт-терапевтические занятия представляют собой комплекс усилий педагога и ребёнка (а в нашем случае и музейного педагога [2, с. 120]), направленные на коррекцию личностных качеств ребёнка посредством творчества. Техники арт-терапии дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищённость ребёнка в социуме. Через работу с многогранными символами в искусстве развивается ассоциативно-образное мышление, подготавливается открытость работы с различными скрытыми недугами. Арт-терапия ресурсна, т.к. находится вне повседневных стереотипов, а, значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах.

Примерное занятие по теме «Богородская игрушка» ставит задачей закрепить, активизировать, уточнить знания детей по теме «Богородская игрушка», познакомить с народными промыслами России.

Дополнительные задачи: развивать словарь по теме (дерево, липа, резать, форма, движущаяся форма, ритм); расширять общий кругозор, упражнять детей в употреблении предложений из 4–5 слов.

Развивать зрительное восприятие и память, слуховое и речевое внимание, логическое мышление.

Развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию (продуктивная деятельность в процессе самостоятельного управления богородской игрушкой), творчество и фантазию при выполнении рисунка на тему игрушки села Богородское.

Поведенческая культура: развивать у детей коммуникативные навыки (чувство присоединения, сплоченности, чувствования группы) умение работать в паре, волевую регуляцию.

Связь с родителями: задание на дом — воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и взрослыми, желание выполнять задания старательно и аккуратно.

Итог: наполнение лексического багажа посредством художественных терминов (форма, объём, цвет, оттенки, портрет, пейзаж, композиция, материалы и техники рисунка и другие) формирует устойчивую базу для развития правильной речи, обогащённой художественно-образным смыслом.

Совершенно закономерно предполагать достижение положительных результатов при проведении планомерной длительной работы по исправлению речи детей в логопедических группах дошкольных учреждений. Однако, достижение тех результатов, к которым пришли сотрудники ГБДОУ №38 г. Санкт-Петербурга, используя анализ доступного возрасту детей массива памятников отечественного изобразительного искусства, превзошёл ожидания устроителей эксперимента. В большей степени этому способствовало умение чётко организовать работу с детьми руководства детского сада, мастерство и знание своего предмета дошкольных педагогов и логопеда, исполнение творческих заданий детьми, а также вдохновение музейного педагога, которая своим повествованием о картинах и народных промыслах вносила новизну в привычную обстановку детского дошкольного учреждения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. — СПб.: Изд-во «Питер», 2002. – 368 с.
  2. Платонова О.В., Жвитиашвили Н.Ю. Арт-терапия в художественном музее. Учебное пособие для студентов гуманитарно-художественных ВУЗов. — СПб.: Спецлит, 2000. – 143 с.
  3. Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Закон РФ «Об образовании», ст. 11.2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: . Дата обращения: 18.09.2015.
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации. Ст. 195. 1. ТК РФ от 30.12.2001 г. № 197 ― ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа . Дата обращения: 18.09.2015.[schema type=»book» name=»ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В КУРСЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ » description=»Цель настоящей статьи ― осветить и проанализировать опыт работы коллектива дошкольного учреждения в русле развития речи. Основной метод ― диалоговые занятия с консультацией логопеда. Результат ― расширение лексического поля подопечных с включением осознанной терминологической речи изобразительно-художественного направления. Выводы ― логопедическая работа в курсе «Музейная педагогика» на базе детского дошкольного учреждения с включением посещений художественного музея проходит качественно и результативно. Дополнительный эффект достигается погружением воспитанников в мир народной художественной культуры, что вызывает сигналы эмпатии и эстетического сопереживания у старших дошкольников. Такой путь помогает быстро и качественно установить диалог с детьми, вместе с тем предполагая длительную планомерную работу на фоне эстетически возвышенного ощущения причастности великим тайнам родного языка и родного искусства. » author=»Иванова Светлана Львовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-04″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_09(18)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found