Институт высшего профессионального образования сегодня переживает серьезные изменения, которые во многом определяют новые приоритетные направления его развития [1]. Отчасти эти изменения вызваны и переходом к образовательным стандартам нового поколения — ФГОС 3+, постепенно внедряемым на данном этапе в образовательный процесс. Их важной особенностью является направленность на повышение роли самостоятельной работы в общем процессе образовательной деятельности и внедрение электронной информационно-образовательной среды. Соответствующие нововведения должны находить отражение в практической реализации образовательной деятельности, причем не только в переработке и изменении содержания дисциплинарных курсов (рабочих программ), но и в поиске инновационных способов организации образовательного процесса. В частности, выше упомянутая электронно-образовательная среда, в соответствии со стандартом, должна обеспечить доступ к учебным планам всех направлений, реализуемых учебным заведением, рабочим программам дисциплин, практик, к изданиям электронных библиотечных систем и ресурсам Интернет, указанным в рабочих программах.
Кроме того, требованием стандарта является и фиксация в электронно-образовательной среде процесса обучения студентов, включая промежуточную и итоговую аттестацию, формирование электронного портфолио студента с сохранением выполненных им работ, рецензий и оценок на эти работы со стороны участников образовательного процесса. В новых стандартах так же акцентируется внимание на необходимость создания условий для получения образования лицам с ограниченными возможностями. Для этого необходимо использование сетевого взаимодействия участников образовательного процесса посредством сети «Интернет», в том числе синхронного и асинхронного.
Таким образом, дистанционные технологии в ВУЗе становятся насущной необходимостью, а их внедрение в учебно-образовательный процесс возможно на базе специализированных информационных систем дистанционного обучения и контроля знаний, соответствующих современным международным стандартам SCORM.
В Нижегородском Лингвистическом университете для организации образовательного процесса внедрена современная международная платформа Moodle, которая вот уже несколько лет используется преподавателями для создания курсов дистанционного обучения. Moodle — система управления содержимым сайта (ContentManagementSystem-CMS), специально разработанная для организации онлайн-курсов преподавателями. Такие e-Learning системы часто называются системами управления обучением (LearningManagementSystem-LMS). Разработанная в НГЛУ конфигурация Moodle всецело позволяет создавать единое учебное пространство для обучающихся и преподавателей, требуемое ФГОС.
Система предоставляет широкие возможности и преподавателям и студентам, содержит инструменты контроля качества, как подготовки студентов, так и работы преподавателей [2, 3]. В частности, преподавателям система предоставляет широкий набор инструментов для организации учебного процесса в рамках созданных ими курсов, которые позволяют создавать разделы курса различных форматов (модули, глоссарии, wiki, задания и т.п.) (см. рис.1); выкладывать учебные материалы различных форматов (от html до презентаций PowerPoint, аудио и видео фрагментов и т.п.); формировать группы обучающихся; приглашать соавторов (преподавателей с полными правами администраторов); «программировать» элементы курса, задавая расписание появления тех или иных его элементов; открывать доступ различного уровня обучающимся курса (например, разрешать редактировать глоссарий или страницы wiki); просматривать статистику посещений, просмотра учебных материалов, а также выполнения заданий от каждого обучающегося; выставлять оценки и писать комментарии к выполненным работам обучающихся; проводить тестирование с автоматическим подсчетом результатов.
Рисунок 1. Фрагмент дистанционного курса с разными видами обучающих ресурсов в среде Moodle
Важным элементом системы интерактивного обучения является блок контроля знаний, который в среде Moodle имеет широкие функциональные возможности. Преподаватель может размещать в системе как обучающие, текущие, так и итоговые (контрольные) тесты [4]. Система также поддерживает создание основных видов тестовых вопросов: выбор одного или нескольких ответов, сопоставление, свободный ответ и др. это тоже соответствует требованиям ФГОС 3+ (см. рис.2).
Рисунок 2. Выбор типа тестового вопроса
Преподаватель может не только «выложить» сформированный тест в определенном месте курса, но и назначить время его прохождения студентами (ни до, ни после указанного срока тест не будет доступен для просмотра). Результаты тестирования фиксируются в системе в виде баллов, набранных студентом из общего числа возможных. При этом преподаватель видит номер попытки (если разрешено повторное прохождение теста), время выполнения и при необходимости детализацию результатов (по каждому вопросу теста) (см.рис.3).
Рисунок 3. Просмотр результатов выполнения тестов студентами выбранной группы с детализацией по вопросам
Важным вопросом при реализации дистанционных форм обучения является авторизация действий студента при отсутствии непосредственного личного контакта преподавателя с обучаемым. В системе Moodle данная проблема решается за счет наличия мощного инструментария по сбору, обработке и хранению аналитико-статистической информации о всех событиях образовательного процесса в системе, что позволяет преподавателю в автоматизированном режиме контролировать ход самостоятельной работы студентов (см.рис.4): выполнение ими заданий и тестов (фиксируется каждое «посещение», время работы в системе, адрес компьютера, с которого осуществляется доступ и т.п.). Кроме того система предоставляет широкие возможности для осуществления информативно-консультативной обратной связи между студентом и преподавателем посредством форума и модуля личных сообщений.
Рисунок 4. Просмотр преподавателем действий студентов при работе с элементами курса в Moodle
Преподаватель может также контролировать текущую работу студентов, например, открытие и просмотр ими лекций, описания практических работ, выложенных на страничке дистанционного курса. Для этого достаточно перейти к Журналу событий (см. рис. 5), где фиксируются все обращения к элементам курса с указанием события и его контекста (например, просмотрен модуль курса, открыт файл «Задание1»), время обращения и IP-адреса пользователя. Журнал обновляется ежеминутно.
Рисунок 5. Просмотр всех действий пользователей дистанционного курса с помощью Журнала событийРисунок 4. Просмотр преподавателем действий студентов при работе с элементами курса в Moodle
Для студента система предоставляет широкие возможности по организации личных страниц: управление личными файлами, отображение календаря с контрольными датами, сообщений и заданий, требующих внимания (см.рис.6), пополнение портфолио, а самое главное – возможность обучения в любое удобное время при наличии подключения к сети Интернет.
Рисунок 6. Фрагмент дистанционного курса, страница студента в среде Moodle.
Таким образом, опыт внедрения и сопровождения системы Moodle позволяет сделать вывод о необходимости использования подобных систем в ВУЗе в период перехода к стандартам нового поколения, поскольку она позволяет:
- Обеспечить систематическое проведение контрольных и тестовых поверок знаний большого количества студентов по всем разделам дисциплины без особых временных и материальных затрат, хранение в системе всех оценок и рецензий студенческих работ.
- Исключить субъективный подход к оценке знаний обучаемых, уменьшить вероятность возникновения ошибок при подсчете результатов тестирования и выведения итоговой оценки, формировать периодические отчеты и ведомости по различным дисциплинам.
- Предоставить одинаковые возможности для получения образования студентам разного уровня подготовки, состояния здоровья, разной удаленности от ВУЗа.
- Решить одну из непростых задач при организации дистанционного обучения и проверки знаний через удаленный доступ пользователя, а именно подтверждения авторства выполняемых работ (в системе фиксируется IP-адрес компьютера пользователя).
- Предоставить студенту возможность фиксирования всех результатов своего обучения на личной странице с возможностью хранения файлов, организации портфолио (в том числе и при участии преподавателя), непосредственного общения с преподавателем и другими участниками группы для оперативного решения всех возникающих вопросов.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что использование современной международной платформы Moodle в образовательном процессе позволяет организовать его в соответствие с требованиями образовательных стандартов нового поколения ФГОС 3+.
Литература
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования в России на 2011 – 2015 гг. Федерации // Электронный ресурс Интернет: URL: (дата обращения 20.02.2016)
- Никольская В.А., Родькина О.Я. Дистанционные образовательные технологии как основной инструмент организации и контроля самостоятельной работы студентов ВУЗов/Ежегодная международная научная конференция: «Фундаментальная и прикладная наука: основные итоги 2015». Г.Санкт-Петербург, Россия – North Charleston, SC, USA, 16-17 декабря 2015г.
- Никольская В.А., Родькина О.Я./Информационные технологии как эффективный инструмент организации обучения студентов высшего учебного заведения//Международная научно-практическая конференция «Информационные технологии в организации единого образовательного пространства»/Н.Новгород, НГПУ декабрь 2015
- Никольская В.А., Родькина О.Я. Опыт использования дистанционных технологий для повышения качества подготовки студентов лингвистических специальностей по математике и информатике. //Современные проблемы науки образования и производства: сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции, 16 апреля 2010: В 2т. Т.1. – Нижний Новгород: НФ УРАО, 2010 – 489 стр. ISBN 978-5-98449-153-2., С. 252-256.[schema type=»book» name=»К ВОПРОСУ О НОВЫХ ТРЕБОВАНИЯХ СТАНДАРТОВ ПОСЛЕДНЕГО ПОКОЛЕНИЯ ФГОС 3+ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ» description=»В статье обсуждается вопрос эффективности использования специализированных информационных систем дистанционного обучения в высшем образовании в условиях перехода к новым образовательным стандартам. Рассмотрены результаты внедрения в НГЛУ информационной системы Moodle в контексте соответствия новым требованиям.» author=»Никольская Вера Александровна, Родькина Ольга Яновна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-28″ edition=»euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)» ebook=»yes» ]