В условиях рыночной экономики работодатели (коммерческие и некоммерческие организации разного уровня) предъявляют на рынке труда высокие требования к качеству профессиональной подготовки выпускников образовательных организаций, которые должны обладать определенными компетенциями. В свою очередь, профессиональные образовательные организации предъявляют к выпускникам общеобразовательных школ требования к уровню их компетентности на основе установления проходного балла для учебы в выбранной организации по избранной специальности.
В дополнительном образовании в свете Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 № 1726-р, определены результаты реализации принятой Концепции, связанные с формированием ценностей и компетенций у детей. В частности ожидается: … «укрепление социальной стабильности общества за счет сформированных в системе дополнительного образования ценностей и компетенций, механизмов межпоколенческой и межкультурной коммуникации; повышение конкурентоспособности выпускников образовательных организаций на основе высокого уровня полученного образования, сформированных личностных качеств и социально значимых компетенций»[3].
К сожалению, виды и содержание социально значимых компетенций в содержании Концепции не раскрывается, что вызывает определенные трудности в их реализации при формировании или обновлении содержания образовательных программ дополнительного образования детей (ДОД).
Учитывая определенный опыт формирования компетенций в системе высшего профессионального образования (ВПО) при разработке и внедрении федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения по различным направлениям подготовки бакалавров и магистров, можно использовать его и при формировании компетенций в системе ДОД.
В системе ВПО для всех направлений подготовки определено деление компетенций на две группы: общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК). Каждая группа компетенций разделена на отдельные составляющие компетенции, которые содержат код (условное обозначение) компетенции и название компетенции для различных специальностей, что отражено в паспорте каждой специальности.
По аналогии с образовательными программами ВПО можно установить общекультурные и специальные компетенции и их составляющие для разных направленностей образовательных программ ДОД. Наиболее сложной задачей для педагогов ДОД является формирование общекультурных компетенций, содержание которых является многообразным и трудно реализуемым в практике. В этой связи следует выдвинуть и обосновать методический инструмент для формирования общекультурных компетенций в содержании образовательных программах ДОД, что и является целью настоящей статьи.
Анализ научной литературы по данному вопросу показал, что формирование общекультурных компетенций может быть построено на основе интеграции компетентностного подхода с культурологическим подходом, так как в этих подходах используется схожая четырех компонентная структура содержания образования. В культурологической концепции (В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин), источником содержания образования является социальный опыт, который аккумулируется в культуре, и включает четыре основных компонента: опыта познавательной деятельности, фиксируемой в форме её результатов – знаний; опыта репродуктивной деятельности, фиксируемой в форме способов её осуществления – умений и навыков; опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций [5]. Значимость этих компонентов определяется тем, что все они являются в общем виде элементами культуры, т.е. являются общекультурными компонентами содержания образовательных программ.
В концепции компетентностного подхода к содержанию образования используются схожие с культурологическим подходом компоненты. Так, М.В. Дубова в своем исследовании отмечает: «Если соотнести состав содержания образования в культурологической концепции с составом компетенции, выясняется, что в последний входят те же четыре компонента: знания, усвоенные способы деятельности, опыт деятельности и ценностное отношение к области деятельности, определяемой компетенцией» [1, с. 60]. Однако эти компоненты компетентностного подхода имеют иную цель, чем общекультурные компоненты культурологического подхода. По мнению Е.О. Ивановой, «в культурологическом подходе компоненты социального опыта – это приобщение к культуре, рассматриваемой через элементы социального опыта. В компетентностном подходе – приобретение личностного опыта деятельности, содержание которого черпается из опыта человечества. При этом освоение определенного аспекта содержания культуры осуществляется через призму индивидуальности и субъектности ученика» [2, с.74].
По нашему мнению, цель компетентностного подхода заключается в формировании требований к результатам освоения образовательных программ, а цель культурологического подхода – в гармонитаризации проектируемого или обновляемого содержания образовательных программ, в частности и образовательных программ ДОД. В этой связи можно сказать, что культурологический подход своим содержанием дополняет, развивает и обогащает компетентностный подход.
Слово «интеграция» означает объединение в одно целое [4, c. 244]. Тогда интеграция компетентностного подхода с культурологическим подходом означает объединение их в одно целое путем формирования общекультурных компетенций с опорой на содержание общекультурных компонентов. Для интеграции указанных выше подходов рассмотрим содержание четырех общекультурных компонентов культурологического подхода:
Общекультурный компонент «Знания» выражает и включает в себя понятия, факты, категории, законы, закономерности, концепции, теории, методы, идеи, символы, гипотезы и др., которые являются языком науки.
Общекультурный компонент «Способы деятельности» включает в себя умения и навыки, которые необходимы для реализации, освоенных в практике различных видов профессиональной деятельности.
Общекультурный компонент «Опыт творческой деятельности» включает сведения о важнейших научных открытиях, о личности творцов, о продуктах творческой деятельности в сфере науки и художественного творчества, о научных методах творческой деятельности, включая принципы, этапы, процедуры и результаты этой деятельности.
Общекультурный компонент «Опыт эмоционально-ценностных отношений к миру» включает в себя такие важные элементы, как ценность науки, научных знаний, ценность природы, Земли, Вселенной, ценность творческой работы и др.
Содержание элементов четырех общекультурных компонентов культурологического подхода должны найти отражение в содержании соответствующих по виду четырех общекультурных компетенций компетентностного подхода.
В понятии «общекультурные компетенции» ключевым является понятие «компетенция», которое требует определения его значения, а также и часто употребляемого в качестве синонима или не адекватного с ним понятия — «компетентность» в образовании. Например, в понимании А.В. Хуторского, «компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере» [7]. Однако следует отметить, что приведенные выше понятия компетенция и компетентность относятся к системе общего образования, а не к системе ДОД.
По нашему мнению, «Общекультурные компетенции» применительно к системе ДОД – это отчужденные, заранее заданные общекультурные требования (нормы) к обучению и воспитанию ребенка, необходимые для его становления и развития в качестве человека культуры. Общекультурные требования, представляющие общекультурные компетенции, формируются с опорой на содержания четырех общекультурных компонентов, которые приведены выше. Состав культурологических элементов, входящих в каждый общекультурный компонент, при формировании общекультурных компетенций отбирается в зависимости от направленности и специфики проектируемой (обновляемой) образовательной программы ДОД.
В составе Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей [6] отсутствует подраздел «Требования к результатам освоения образовательной программы» в виде набора общекультурных и специальных компетенций. По нашему мнению, необходимо включить указанный подраздел в содержание обновляемой образовательной программы и раскрыть состав и содержание общекультурных компетенций с позиции культурологического подхода.
Требования к результатам освоения образовательной программы ДОД должны быть сформулированы в терминах компетенций. Модель формирования общекультурных компетенций выпускника системы ДОД представлена в следующем виде. Выпускник системы ДОД должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
ОК-1. Знать основные понятия и категории (указать какие);
ОК-2. Знать основные законы и закономерности (указать какие);
ОК-4. Знать основные концепции и теории (указать какие);
ОК-5. Знать основные методы и методики (указать какие);
ОК-6. Уметь использовать знания в учебной деятельности (указать в каких видах деятельности);
ОК-7. Иметь навыки практической работы (указать какие);
ОК-8. Приобрести опыт творческой деятельности (указать какой);
ОК-9. Приобрести опыт эмоционально-ценностных отношений (указать какой) и т.д.
Все перечисленные выше требования должны найти отражение в содержании учебных разделов, тем образовательной программы ДОД. Наличие сформированных общекультурных компетенций позволяет оценивать компетентность выпускника по результатам его обучения: защиты творческих проектов; организации и проведения персональных выставок своих работ; награждений по результатам участия в конкурсах, научно-практических конференциях, фестивалях детского и юношеского творчества и т.п.
Список литературы
- Дубова, М.В. Компетентностный подход среди современных педагогических подходов в системе общего образования // Интеграция образования. Вып. № 1, Т. 58, 2010. С. 53-59.
- Иванова, Е.О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим [Электронный ресурс ]/ Е.О. Иванова //Интернет-журнал«Эйдос».2007.30сентября.Режим доступа:https://www.eidos.ru/ journal /2007/0930.htm. (Дата обращения: 12.12.2015).
- Концепция развития дополнительного образования детей / Утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
- Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; — 3-е изд., стереотипное. М.: АЗЪ, 1995. 928 с.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М., 1983. 291 с.
- Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей / Утв. на заседании Научно-методического Совета по дополнительному образованию детей 3 июня 2003 года.
- Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 12 декабря. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.eidos.ru, свободный[schema type=»book» name=»КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СОДЕРЖАНИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ» description=»Статья посвящена формированию содержания общекультурных компетенций на основе интеграции компетентностного подхода с культурологическим подходом. Рассмотрены общие основания интеграции этих подходов. Приведена модель формирования общекультурных компетенций. » author=»Мочулаев Валерий Евгеньевич, Остромухова Полина Валерьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-28″ edition=»euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)» ebook=»yes» ]