Здоровье является сложной категорией и представляет собой результат взаимодействия индивида и окружающей среды (условия его существования, тренировки, ведущие мотивы его жизнедеятельности и мироощущение в целом). Физическое и психическое здоровье необходимо рассматривать в динамике. В современном обществе сложилось противоречие между накопленным научно-технологическим и теоретическим потенциалом физической культуры и уровнем его освоения отдельными людьми. Необходимо рассматривать здоровье человека как самостоятельную социально-медицинскую категорию, которой можно управлять и сущность которой может быть количественно и качественно охарактеризована определенными критериями.
Традиционные методы оценки здоровья человека основываются преимущественно на качественных характеристиках духовного, физического и социального благополучия, а в качестве средств для такой оценки используются, главным образом, различные модификации анкет. В физиологии труда и спорта широко используются методы регистрации отдельных функций и систем с оценкой функционального состояния всего организма. Проблема измерения уровня здоровья стала особенно актуальной в связи с проблемой выживания, как отдельного человека, так и общества в целом[1-3,5-8]. Традиционные методы оценки эффективности разрабатываемых оздоровительных программ физической подготовки, основанные на статистическом анализе заболеваемости или на результатах выполнения различных контрольных упражнений, представляются недостаточно эффективными и практически непригодными для количественной оценки здоровья обследуемых. Решение данной задачи невозможно без разработки теории и практики количественной оценки здоровья. Причем, существенным моментом является освоение технологии измерения и оценки здоровья не только врачами и тренерами, но и отдельным человеком (спортсменом).
Количественное измерение здоровья возможно при решении следующих задач:
выявление наиболее профессионально значимых качеств и свойств организма, обеспечивающих оптимальное функционирование каждого из компонентов деятельности человека, а также набор соответствующих тестов из различных областей для их количественного измерения и оценки;
разработка математического аппарата обработки обширной информации (ее объективной и субъективной составляющих) по результатам комплексного тестирования измеряемых качеств и свойств организма.
Создание соответствующего математического аппарата является основной и достаточно сложной проблемой. Прежде всего, это разнородность информации, поступающей в результате тестирования. Часть информации носит объективный характер (результаты измерения соответствующими приборами), а часть- субъективный характер (результаты тестов, представленные, например, по 3 — или 4 — балльной шкале). Нахождение интегральной характеристики возможно путем использования теории нечетких множеств и метода лингвистической переменной [4]. Ниже приводится в сокращенном виде технология интегральной (количественной) оценки здоровья.
Под комплексным показателем здоровья Z понимается числовая безразмерная неотрицательная величина, изменяющаяся в диапазоне [0; 1] и принимающая значения:
1 – у абсолютно здорового, тренированного среднестатистического человека, систематически занимающегося физкультурой и спортом;
0,5 – у практически здорового нетренированного среднестатистического человека, не занимающегося физкультурой и спортом;
0 – у нездорового человека, находящегося на грани риска.
Показатель здоровья – составной показатель, являющийся функцией ряда параметров, прямо или косвенно определяющих здоровье человека. При необходимости возможно использование другой шкалы (например, пятибалльной или стобалльной). Переход к другой шкале производится путем умножения показателя здоровья на постоянную величину. Исходные параметры, определяющие здоровье, могут быть подразделены:
на глобальные и локальные – по степени влияния на общее состояние здоровья;
на объективные и субъективные – по характеру информации, их определяющей.
Глобальными мы будем называть параметры X = (Х1,Х2,…,Хn), выход которых за определенныеграницы приводит к полной потере здоровья. Выход за границы одного локального показателя приводит к частичной потере здоровья. Глобальными могут быть как простые, так и комплексные параметры, зависящие от нескольких локальных параметров:
Для определения показателя состояния здоровья необходимы следующие исходные данные:
перечень глобальных и локальных параметров, определяющих показатель здоровья;
локальные параметры, объединенные в группы, каждой из которых должен быть сопоставлен комплексный глобальный параметр. Каждому из локальных параметров должен быть присвоен весовой коэффициент, определяющий вклад локального параметра в комплексный глобальный параметр;
для субъективных параметров, определяемых по лингвистической шкале (например, «хорошо», «удовлетворительно», «сильные боли», «незначительные нарушения сна» и т.п.), должны быть заданы списки их лингвистических значений, а также соответствующие им числовые значения в диапазоне [0; 1];
для каждого объективного параметра (локального х и глобального X) должны быть заданы 3 значения (на уровнях 1; 0,5; 0).
Поскольку разные параметры измеряются по различным шкалам в разных единицах и изменяются в различных диапазонах, целесообразно привести их к однотипным безразмерным нормированным переменным (глобальным Y и локальным у) путем операции нормирования.
Критерии. Целью вычисления критериев являются ограничения параметров в диапазоне [0; 1]. Критерии Кi являются нелинейными гладкими функциями нормированных параметров. Критерии принимают значения:
0 – при нулевом или отрицательных значениях приведенного параметра;
0,5 – при значении приведенного параметра, равном 0,5;
1 – при значениях приведенного параметра, равных или превышающих 1.
Как и параметры, определяющие состояние здоровья, критерии могут быть локальными и глобальными. Итоговый показатель здоровья вычисляется как функция от глобальных критериев. Для субъективных параметров критерии совпадают с их числовыми значениями, измеренными по числовой шкале в диапазоне [0; 1]. Критерии вычисляются по нормированным значениям параметров путем нелинейного преобразования:
для глобальных критериев
Определение комплексного показателя состояния здоровья. Комплексный показатель здоровья представляет собой функцию всех глобальных критериев. Функция обладает следующими свойствами:
Комплексный показатель здоровья принимает значение 1 в том и только том случае, если значения всех глобальных критериев равны 1.
Комплексный показатель принимает значение 0 в том случае, если значение хотя бы одного локального критерия равно 0.
Если значение одного из критериев приближается к нулю, комплексный показатель здоровья определяется в основном этим критерием.
Уменьшение критерия, имеющего исходное малое значение, может быть скомпенсировано большим увеличением критерия, имеющего исходное большое значение.
Наиболее подходящей, по нашему мнению, функцией комплексного показателя здоровья является функция вида
где N – число глобальных критериев.
Технология количественной оценки эффективности процесса физического воспитания, методик оздоровления и самого здоровья позволит:
измерять и оценивать состояние здоровья каждого индивида;
контролировать уровень здоровья и влияния на него различных факторов;
оценивать влияние различных технологий и методик физического воспитания на состояние здоровья индивида.
Выводы. На основании представленного математического аппарата нами разработана программа, с помощью которой были проведены измерения и оценка методики направленного применения средств атлетической гимнастики в процессе оздоровления студентов с астеническим синдромом. Показано ее положительное влияние на функциональное состояние и физическую подготовленность студентов. Причем роль разработанной программы не ограничилась контролем количественного измерения здоровья, но программа дала возможность корректировать ход процесса оздоровления. Считаем, что разработка методики измерения и оценки качества здоровья дает возможность оздоровления не только студентов, и широких масснаселения.
Список использованной литературы:
- Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. 3-е изд., доп. и дораб. – М.: ФиС, 1987.– 64 с.
- Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. – СПб, 1992. – 123 с.
- Гаркави Л.X., Квакш Е.Б., Уколова М.А. Адаптационные реакции и резистентность организма. – Ростов — на- Дону: Изд-во РГУ, 1990.–224 с.
- Глушенко А.А., Таран В.А. Инструментальное обеспечение процесса физического воспитания. Ч II. – М.: МПА-ПРЕСС, 2004. – 252 с.
- Голиков Н.А. Школа здоровья. – Тюмень: Вектор Бук, 2000. – 260 с.
- Давыдовский И.В. Проблема причинности в медицине (Этиология). –М.: Гос. изд-во мед. лит-ры, 1962 –17 с.
- Образование и здоровье /Сб науч. ст. /ред. В И. Загвязинский, В М. Чимаров.–Тюмень: Изд. ТюмГУ, 2005. –Тюмень: Вектор Бук. 2005. – 176 с.
- Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты. – Новосибирск: Новосибирская государственная медицинская академия. 2003. –164 с.[schema type=»book» name=»КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ» author=»Щербина Владимир Анатольевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]