При решении проблем в любой области знаний необходимой является исследовательская компетентность. Исследовательская компетентность, по мнению многих ученых, относится к числу ключевых и формируется на базе врожденного качества человека – исследовательского поведения (С.М. Бондаренко, А.Н. Поддъяков, В.С. Ротенберг, А.И. Савенков и др.), а также целого комплекса элементов, входящих в состав различных образовательных компетентностей. Формирование исследовательской компетентности в сфере будущей профессиональной деятельности является одной из важнейших целей всех современных программ высшего образования (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, В.Д. Шадриков и др.) [1].
В ФГОС ВО третьего поколения по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)с присвоением квалификации «академический бакалавриат»утверждается, что исследовательская деятельность является одной из видов профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники.В стандарте указано, что в области исследовательской деятельностибакалавр решает следующие профессиональные задачи: постановку и решение исследовательских задач в области науки и образования; использование в профессиональной деятельности методов научного исследования[6].
Анализируя понятие «исследовательская компетентность» рассмотрим более общее понятие«исследование» и определим его роль в формировании исследовательской компетентности бакалавра.
Нет сомнения в том, что потребность в исследовании окружающего мира присуща человеку от рождения, т.к. исследование помогает ему не только познавать окружающую действительность, а и ориентироваться в ней. Кроме того, в процессе исследования человек познает самого себя, развивает способность к анализу, обобщению, формирует мировоззрение.
Н.И. Кондаков определяет исследование как «процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления – материального или идеального) с целью выявления его закономерностей возникновения, развития и изменения и преобразования его в интересах общества. Всякое подлинное исследование есть единство накопленного предшествующего опыта, имеющих знаний, применения соответствующихинструментов и орудий и методов, способов подхода к изучаемому объекту» [4, с. 248]. Тем самым исследование предполагает владение инструментарием познания.
А.П. Егоршин полагает, что исследование – это вид деятельности, состоящий в распознании проблем и ситуаций в системе накопленных знаний, нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения. Он выделяет следующие характеристики исследования: научная обоснованность исследования, методология исследования, организация исследования, оригинальность исследования, результат и эффективность исследования [9].
В монографии Н.М. Яковлева трактует научное исследование как процесс познания объективного мира, где исследованиеесть деятельность по преобразованию и познанию объекта [10].
Можем заключить, что исследование есть феномен человеческой культуры, его суть заключена в познании окружающей действительности человеком и открытии им себяв процессе исследования. Результатом исследования является объективное знание, отраженное в системе понятий в определенной области.
С целью трактовки определения «исследовательская компетентность», рассмотрим понятие «компетентность».Анализ философской, психолого-педагогической литературы показал, что в понятие «компетентность» ученые вносят «осведомленность в определенном круге вопросов» (Н.Ю. Конасова); «способность к практической деятельности» (А.М. Новиков); «способность, основанная на знаниях, опыте ценностях, приобретенных в ходе обучения» (С.Г. Шишов, В.А. Кальней); «целостное образование в структуре личности» (Ю.В. Фролов, Н.К. Бакланова); общие (универсальные) способности и умения (И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер)[5]; «общая способность и готовность личности к деятельности» (И.Г. Агапов, С.Е. Шишов) [8].
Следуя позиции авторов И.Г. Агапова и С.Е. Шишова, под компетентностью будем понимать способность и готовность бакалавра к действиям, направленным на разрешение определенных исследовательских проблем, задач.
Исследовательская компетентность бакалавра естьспособность и готовностьбакалавра самостоятельно осуществлять различные виды исследовательских работ, в соответствии с выявленной проблемой, поставленной целью. Кроме того заметим, что исследовательская деятельность предполагает развитие аналитических способностей, задействовавшие логических средств познания (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, определение и деление понятий и др.).
Таким образом, в основе «исследовательской компетентности» лежит базовая категория – «исследовательская деятельность». В докторском исследование Н.Н. Ставриновой «Система формирования готовности будущих педагогов к исследовательской деятельности» исследовательская деятельность рассматривается как базирующая на научной методологии деятельность субъекта образовательного процесса по получению нового, научно обоснованного знания.На основе анализа ФГОС ВО третьего поколения исследовательская компетентность бакалавра с присвоением квалификации «академический бакалавр» связана с компетенциями общекультурного, общепрофессионального и профессионального характера
Рассмотрим элементы исследовательских компетенций, которые связаны с исследовательской компетентностью. С позиции А.В. Хуторского компетенция – это «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [7, с. 141].
Тем самым полагаем, что анализ и интеграция понятий «компетенция» и «исследование» позволили определить что исследовательская компетенция бакалавра включает уровень знаний и умений, опыт практического использования.Для бакалавров важно уметь грамотно и лаконично представить результаты своей исследовательской деятельности как в устной, так и в письменной форме. Для этого необходимо освоить общекультурную компетенцию – способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4). При освоении данной компетенции бакалавры должны приобрести следующие исследовательские умения: способность к устной и письменной коммуникации в ходе исследования;способность анализировать и сопоставлять тексты различных жанров (аннотации, конспект, тезисы, реферат и т.д.);способность выявлять особенности текстов различных жанров;способность исполнять требования нормоконтроля для разных научных работ; способность переводить необходимую информацию для исследования с иностранных источников и др.
В современном мире в процессе исследовательской деятельности командная работа приобрела большую популярность. Не менее важно при работе в команде уметь адекватно реагировать на критику своих коллег. Поэтому бакалавру необходимо освоить общекультурную компетенцию – способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5).При ее освоение бакалавры приобретают навыки, необходимые при исследовательской деятельности: способность координировать учебно-исследовательскую деятельность в коллективе (организовывать, взаимодействовать, распределять обязанности, принимать и исполнять решения);способность к критике и самокритике (к верификации научного знания, владение культурой научной дискуссии).Такой подход в рассмотрении исследовательской деятельности, исследовательской компетентности позволяет развивать теоретическое мышление, критическое мышление, преодолевая проблемы догматического мышления.
Важную роль в исследовательскойдеятельности играет общекультурная компетенция – способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6).При ее освоении бакалары приобретают следующие умения: способность осуществлять поиск, оценку, отбор и структурирование информации, представленной на разных носителях;способность извлекать сведения непосредственно из практики (применять методы исследования); способность ставить цель и задачи исследования; способность планировать свою исследовательскую деятельность; способность проектировать, организовывать, контролировать исследование. Основываясь на положении теории управления и теории обучения выделяют следующие функции самоуправления: целеполагания (осознание и определение целей и задач, стоящих перед обучающимися); диагностическая и оценочная (выражаются в самооценке); информационная (проявляется в отборе необходимого материала, знание которого необходимо для достижения цели); регулирующая (выделение способов деятельности и самоконтроль) [2].
При выполнении различных видов исследовательских работ бакалавры осуществляют публичнуюзащищату результатов своих исследований. В связи с этим, бакалаврам необходимо обладать общепрофессиональной компетенцией – владение основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5).При освоении данной компетенции студенты приобретают исследовательские навыки: владеть устной научной речью; владеть культурой выступления; устанавливать контакт с аудиторией; обладать чувством времени; владеть невербальными приемами общения. Тем самым устанавливается связь мышления и речи, обогащающая мировоззрение обучающихся.
Участие бакалавров в исследовательской деятельности связано с поиском новых решений. Следовательно, согласно ФГОС ВО, важное значение приобретают профессиональные компетенции: готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11) и способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12). При освоении профессиональных компетенций бакалавры должны приобрести следующие исследовательские навыки и умения: способность ставить цель и задачи исследования; способность определять последовательность исследовательских действий; способность выбирать методы и средства исследования, адекватные поставленным задачам; способность анализировать, сравнивать, обосновывать свою позицию по предмету исследования;определять объект, предмет исследования;способность выделять главные позиции проведенного исследования; способность определять и обосновывать новизну выполненного исследования; способность оценивать эффективность достигнутых результатов; оценивать теоретическую и практическую значимость полученных результатов; способность планировать учебно-исследовательскую деятельность обучающихся;способность проектировать, организовывать, контролировать исследование.
Бакалавр включается в систему исследовательской деятельности как субъект,которому свойственна способность сознательно и целенаправленно действовать, а именно: планировать свои действия, т.е. выбирать свои цели, определять программы и методы их достижения; организовывать, т.е. объединять свои ресурсы для решения поставленных задач; осуществлять самоконтроль с последующей коррекцией своих действий; самостоятельно стимулировать свою активную деятельность; осуществлять связь на основе передачи информации, обеспечивающей принятие решений.
На основе анализа, синтеза, обобщений была установлена связь между исследовательской деятельностью и формированием исследовательской компетентности бакалавра. Если в учебном процессе вуза планировать исследовательскую деятельность бакалавра, использовать исследовательские и инновационные формы работы, проблемные и исследовательские методы обучения, то и формирование исследовательской компетентности бакалавра будет более эффективным, что позволит бакалавру стать субъектом познания, субъектом деятельности, то есть формировать его как в профессиональном, так и в личностном плане.
Список литературы
- Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. – 2-е изд, перераб. – М. : Изд-во МПСИ : ВОРОНЕЖ : МОДЭК, 2003. – 480 с.
- Ильясов, Д.Ф. Теория управления образованием: учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. специальностей и руководителей образоват. учреждений (учебное пособие) / Д.Ф. Ильясов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 344 с.
- Ищенко Т.Н. Исследование – творческий процесс познания / Т.Н.Ищенко // Интегрированная система профессионального образования : проблемы и пути развития (25-26 октября 2012 г., Красноярск) / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. – Красноярск, 2012. – С. 98-102.
- Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: ИНТОР, 1994. – 128 с.
- Савостьянова И.Л. Формирование исследовательской компетентности в процессе профессиональной подготовки студентов экономических специальностей вузов // Высшее образование сегодня, 2010. – №9. – С. 45-48.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования БАКАЛАВРИАТ. Направление подготоки 44.03.01 Педагогическое образование.
- Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А.В. Хуторский. – Спб : Питер, 2004. – 541 с.
- Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию : прихоть или необходимость? // Стандарты и мониторинг в образовании, 2001, март-апрель. – С.58-62.
- Юрченко А. В. Исследование систем управления : учебно-методическое пособие. – Ярославль : Типография ООО «С-Принт 72», 2008 – 104 с.
- Яковлева Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. – Челябинск : ЧГПУ, 191. – 82 с.[schema type=»book» name=»ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРА» description=»В статье исследовательская деятельность рассматривается как средство формирования исследовательской компетентности бакалавра. Описан состав исследовательской компетентности бакалавра с присвоением квалификации «академический бакалавр», установлена связь между исследовательской деятельностью и формированием исследовательской компетентности бакалавра, выявлена роль логических средств познания.» author=»Амельченко Алёна Владимировна, ИщенкоТатьяна Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]