Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК И ЛЕГЕНД КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАРОДА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК И ЛЕГЕНД КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАРОДА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В фольклоре крымских татар отражаются быт, культура, социально-экономические и педагогические воззрения создавшего его народа, требования к духовному и физическому облику личности, выражены идеалы и цели народного воспитания.

В фольклоре крымских татар раскрыты основные положения крымскотатарской этнопедагогики. В большей своей части они основаны на общечеловеческих, гуманистических, религиозно-национальных принципах.  Фольклорные памятники крымских татар (чине, пословицах, поговорках, легендах и сказках) в лаконичной и образной форме формируют у детей положительные отношения к окружающему миру, чувство гордости за собственный народ, преданность и уважение старших и семьи, воспитывают любовь к родному краю, интерес к традициям народа, потребность сохранить народную традицию, веру, язык, культуру.

Такие видные фольклористы как Д. Бекиров [1], М.А. Хайруддинов [10],  постоянно указывали на важность использования исторического фольклора для изучения духовной культуры, мировоззренческих и педагогических воззрений народа, исторического прошлого. В их трудах содержится и методика использования фольклора как источника. Использование фольклорных данных в филологических исследованиях на материале Крыма и крымских татар впервые поставлено на научную основу Д. Бекировым [1].

Интерес ученых к фольклору крымских татар возникает в конце XVIII- начале XIX, в период присоединения Крыма к России. В этот период времени были опубликованы записи устнопоэтических произведений крымских татар А.М. Самойловичем [7], П. Фалевым [9].

Материалы по фольклору крымских татар встречается и в общих этнографических трудах В. Кондараки [2], Н. Маркса [5], отдельные вопросы крымскотатарского фольклора затрагивались в работах М. Драгоманова, А.М. Самойловича и др. [7]

Устное народное творчество позволяет нам более объемно представить веками отшлифованное традиционное отношение этноса к тем или иным поведенческим, социальным и ситуационным аспектам повседневной жизни. Нас, прежде всего, интересуют эти проблемы в ракурсе этнопедагогических воззрений крымских татар на проблему нравственного воспитания подрастающего поколения.

Фольклор – это важнейшая составляющая духовной культуры крымскотатарского народа, т.к. народная мудрость, отображенная в фольклоре, играла не меньшую роль, чем предписания Корана, Хадисы пророка, заповеди св. Али и служили руководством во взаимоотношениях в семье и общине, помогали в формировании нравственного облика молодежи.

Изучение влияния этнопедагогических традиций крымских татар в нравственном воспитании детей дошкольного возраста невозможно без обращения к устному народному творчеству, так как именно фольклор является основным источником сохранения духовной культуры народа, в том числе и педагогической.

Так как целью исследования является изучения влияния этнопедагогических традиций крымских татар в нравственном воспитании, то мы остановимся только на анализе роли крымскотатарского фольклора в нравственном воспитании подрастающего поколения.

Одним из наиболее значимых источников, которые помогают понять и разгадать разнообразные явления духовной культуры крымскотатарского народа, являются сказки и легенды. Именно в них воплощаются мудрые советы, наставления, приобретенные вследствие жизненной практики, наблюдений над человеком, его привычками и характером, над общественными взаимоотношениями людей.

Главным источником нравственного воспитания, мощным воспитывающим средством и явлением мировой культуры, у крымских татар являются легенды и сказки, так как легенды – явление интернациональное. Многие мотивы легенд крымских татар переплетаются с легендами народов соседей по культурно-географической рекреации (караимы, крымчаки, греки, украинцы и др.).

В фольклоре крымских татар встречаются персонажи, сюжеты и герои, характерные как для мусульманских народов, так и христианского населения Крыма.

В легендах и сказках крымских татар с массой колоритных фигур местного происхождения соседствует Лукман-Хеким (Сказка о грозном хане и Лухман-Хекими»), Иблис („Сказка о блудливом Кадии”), султаны и падишахи, пройдоха Тильки („Сказка о Хаджи Тильки и правоверных пилигримах”), упоминаются загадочные существа, якобы населявшие Крым в незапамятные времена („Сказка о бедном дровосеке и чудесном талисмане”). Действия в легендах разворачиваются не только в Крыму, но и в Стамбуле, Средней Азии, Египте, на перекрестке морских и караванных путей, стыке самых разнообразных культур и влияний.

В богатом крымскотатарском мире сказок и легенд чувствуют себя свободно и исторические личности: крымские ханы Менгли Герай („Сказка о блудливом кадии”), Арслан-Герай (легенда „Гибель Гирея”), турецкий султан Сулейман Великолепный („Сказка о Бекри Мустафе”), и сказочные персонажи: Шайтан („Легенда Чертова баня”), Аждаха („Сказка о лисе и Беш-Салкым-бее”), слышны отзвуки страшных геологических катастроф – землетрясение и горообразование (в легендах об Аю-Даге, „Мамаева могила”, „Живые скалы”, „Легенда о скалах Дива, Монах и Кошка”, „Легенда о скалах близнецах у Гурзуфа”, „Легенда о Демерджи-Кая” и др.), фигурирует множество географических реалий (в легендах „Разбойничья пещера”, „Султан-Салэ” и др.).

Интересоваться сказками и легендами крымских татар в России начали со времен А.С.Пушкина. Они вкрапливались в поэмы, повести, мемуары, путевые очерки о Крыме. Одним из первых собирателей и издателей крымского фольклора был В.Х.Кондараки, автор многотомных сочинений „Универсальное описание Крыма”, „В память столетия Крыма”, где приводятся тексты сказок и легенд [2].

В 1927 г. в Ленинграде издано интересное собрание мифов и легенд крымско-татарского народа. В 1930 г. выходит сборник А.Кончевского „Сказки, легенды и предания крымских татар” [3].

Проанализировав содержание легенд и сказок крымских татар, мы пришли к выводу, что у легенд и сказок крымскотатарского народа имеются свои специфические сюжеты и мотивы. Легенды и сказки крымскотатарского народа повествуют о горах, скалах, холмах, деревьях, исторических деятелях: ханах, султанах, о простых людях, выделяя нравственные качества, которые дают возможность создать мир, природу богатства человеческой души. Например, легендарный герой крымскотатарского народа, разбойник Алим (Алим Азамат огълу, легенда „Разбойничая пещера”, который грабил только богатых, отличался необыкновенной отвагой и добротой, милосердием к бедным. Так же, как и Алим, любимым героем у крымских татар был известный Ахмет-ахая – сказочник, персонаж, близкий Ходже Насреддину, отличавшийся смекалкой, умом, хитростью, критикой богатых и глупых [6].

Легенды и сказки крымско-татарского народа, имеют свои специфические сюжеты. В частности взаимозависимость и взаимосвязь человека и животных нашли свое отражение в сказках („Сказка о Бедном дровосеке и чудесном талисмане”), („Сказка о лисе и Беш-Салкым-бее”), („Сказка о плачущем гранате и смеющейся айве”), которые прославляют доброту и милосердие к живым существам.

Природа в сказках одушевлена. Если человек благочестив, добр, любит родной край, уважает народные традиции, не обижает животных то природа ему всегда поможет, это было отмечено в сказке („Сказка о трех талисманах”).

Крымскотатарские легенды и сказки, критикуют зависть и жадность, безответственность, халатность („Сказка о Джигерджи-Деде”, а также в легендах „Хоста-Баш”, „Кыдерлез”).

В педагогическом смысле сказки и легенды воплощают присущие крымскотатарскому народу нравственные черты, среди которых наиболее важными являются любовь к Родине, уважение к родителям, трудолюбие, честность и мужество, справедливость и дружба, а также порицается жадность, трусость, глупость и другие нравственные качества.

Главными героями в крымскотатарских легендах и сказках выступают обычные, простые люди („Сказка о грозном хане и Лухман-Хекиме”, „Сказка об Усеине, сыне Асана”, „Сказка о чабане и хане”, „Сказка о мудрой девушке”) („Сказка о Кичкенэ”). Все они трудолюбивы, добросовестны, выносливы, смелы и щедры. Они полны решимости бороться за свободу, преисполнены желанием выполнить свой долг перед родителями, народом, оградить свою землю от разорения.

Содержание легенд и сказок свидетельствует, что вышедшие из простого народа герои сказок и легенд осуждают несправедливость, жадность и скупость.

В крымскотатарских легендах и сказках – образы героев наделены в первую очередь положительными нравственными качествами. Например, в таких легендах как: – („Легенда об Арзы-хыз”), на примере образа Арзы воспитываются патриотические чувства, любви к Родине и народу. („Разбойничья пещера”), прославляется отвага, благородство, стремление народного мстителя помочь людям, любовь к народу. („Гибель Гирея”, „Мюск-Джами”). В легенде („Гуляш-ханым”) говорится о девичьей чести; материнская любовь к ребенку показано в легенде („Живые скалы”).

Основная мысль легенд и сказок в том, что человек должен за свои плохие дела, бесчеловечность, жадность получить наказание, которое является естественным последствием его поступков и поведения.

Проведенное исследование показывает, что первым источником знаний этнопедагогических традиций воспитания, сложившихся под влиянием народной жизни является фольклор.

В результате изучения крымскотатарского фольклора мы пришли к выводу, что в крымскотатарском фольклоре есть особенности, которых нет у других народов Крыма:

  • основным героем крымскотатарских легенд и сказок являются простые люди;
  • в фольклоре с географической точностью описаны места обитания;
  • сюжеты крымскотатарских легенд связаны с реальными событиями в жизни народа.

Этнопедагогика крымских татар – новая отрасль педагогической науки. Поэтому многие ее вопросы, в том числе и фольклор, как основной источник этнопедагогических знаний, мало рассматривается, поэтому может быть еще исследован как в педагогике, так и в фольклористике.

Список литературы:

  1. Бекиров Д. Бала фольклоры / Детский фольклор. – Симферополь: Таврия, 1993. – 111 с.
  2. Кондараки В.Х. Легенды Крыма. – М.: Тип.Чичерина, 1883. – 100 с.
  3. Кончевский А. Сказки, легенды и предания Крыма / А. Кончевский. – М. – Л.: Физкультура и спорт, 1930. – 91 с.
  4. Коцюбинский С.Д. О сказках крымских татар. Сказки и легенда татар Крыма: Фольклорный сборник. – М.: Новости, 1992. – С.11-40.
  5. Маркс Н. Легенды Крыма / Н. Маркс Вып. I-III. – М., 1914-1917. — 93 с.
  6. Поляков В. Е. Ахмет-ахай и другие удивительные истории. – Симферополь: Доля, 2000. — 36 с.
  7. Самойлович А.Н. Избранные труды о Крыме. – Симферополь, 2000, — 296 с.
  8. Сказки и легенды крымских татар / Сост. А.Г. Зарубин, В.Г. Зарубин – Симферополь: Малое предприятие «Дар», 1991. – 160 с.
  9. Фалев П. Пословицы, поговорки и приметы крымских татар, собранные А. Боданинском, О. Мурасовым и Мартино / П. Фалев // Известия Таврической ученой архивной комиссии, 1915. — № 52.
  10. Хайруддинов М.А. Этнопедагогика крымскотатарского народа: Монография. – К.: Наук. світ, 2002. – 336 с.[schema type=»book» name=»ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК И ЛЕГЕНД КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАРОДА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ» author=»Кадырова Левиза Иловиевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found