Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «СВОБОДНОГО» ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «СВОБОДНОГО» ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В основе развития современного (информационного общества) лежат процессы поиска, сбора, обработки и хранения информации [3]. Для управления этими процессами в ходе развития цивилизации и научно-технического прогресса были созданы информационные технологии. Содержание этого термина включает в себя широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, с помощью вычислительной техники.

Внедрение информационных технологий во все сферы деятельности человека (глобальная информатизация) обусловливает развитие информатизации образования, которая является одним из важнейших условий реформирования модернизации системы отечественного образования, так как именно в этой сфере подготавливаются и воспитываются те люди, которые формируют новую информационную среду.

В связи с этим в дефектологии особой актуальной обладает проблема использования информационных технологий именно в этой сфере. Большой вклад в исследование рассматриваемой проблемы внесли такие ученые-дефектологи – сотрудники Института коррекционной педагогики (РАО) г. Москва, как Королевская Т.К., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. и другие. В качестве приоритетной задачи ими была выдвинута разработка концептуальных основ использования информационных технологий в специальном образовании.

В настоящие время, особое место в коррекционной работе среди компьютерных программ занимают специализированные программы для детей с различными нарушениями развития. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором.

Использование компьютерной программы повышает мотивацию ребенка к учебной деятельности, совершенствует высшие психические функции, а так же в процессе общения с вымышленными героями программы ребенок с ОВЗ осваивает модели коммуникации. Занятия на компьютере имеют большое значение для развития моторной координации и произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками, имеющими различные нарушения в развитии. У детей развиваются волевые качества: самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

Исходя из этого, сложилась ситуация, когда эффективность использования информационных технологий в специальном образовании практически и теоретически доказана, но внедрение этих технологий связано со многими трудностями, в частности [4]:

— необходимость адаптации существующих и разработки новых программных продуктов для детей с ограниченными возможностями здоровья;

— недостаток средств у учреждения системы специального образования на покупку существующих программных продуктов;

— недостаточная организация технической поддержки используемых в специальном образовании программных продуктов;

— осложнённость дополнения и совершенствования программных продуктов силами сотрудников учреждений системы специального образования;

— незаконность бесплатного распространения программных продуктов и др.

В то же время, в сфере информационных технологий на протяжении более чем тридцати лет существует тип программного обеспечения  — open sourse (открытое программное обеспечение), использование которого в системе специального образования, по нашему мнению,  позволит в достаточной степени нивелировать вышеперечисленные трудности и обеспечить повышение уровня информатизации этой системы, а, следовательно, наиболее полно удовлетворять образовательные потребности детей с ограниченными возможностями.

Свободное программное обеспечение (СПО) — программное обеспечение, пользователи которого имеют права («свободы») на его неограниченную установку, запуск, а также свободное использование, изучение, распространение и изменение (совершенствование), распространение копий и результатов изменения. Если на программное обеспечение есть исключительные права, то свободы объявляются при помощи свободных лицензий.

Таким образом, у СПО существуют следующие преимущества перед проприетарным ПО, выраженные Ричардом Столлманом — основателем движения «Ореп-sоиrсе», в виде четырех «свобод»:

  • программу можно свободно использовать с любой целью («нулевая свобода»);
  • можно изучать, как программа работает, и адаптировать её для своих целей («первая свобода»);
  • можно свободно распространять копии программы – в помощь товарищу («вторая свобода»);
  • программу можно свободно улучшать и публиковать свою улучшенную версию («третья свобода») [6].

Поэтому современный этап информатизации системы образования в России, который, характеризуется процессом активного внедрения свободного программного обеспечения в общеобразовательные учреждения страны, привлек к себе внимание широкого круга специалистов и вызвал активные дискуссии.

Для наиболее четкого понимания сути рассматриваемого процесса и поиска решений, возникших в этой сфере проблем, прежде всего, необходимо изучить причины и пути его исторического развития в контексте политических, экономических и социальных условий, сложившихся в стране в начале XXI в.

Одно из первых, значимых событий, имеющее отношение к истории внедрения СПО в школы, произошло 21 ноября 2006 г., когда в России был инициирован судебный процесс по делу А.М. Поносова – бывшего директора средней общеобразовательной школы села Сепыч Верещагинского района Пермского края, который был обвинен в незаконном использовании компьютерных программ корпорации «Microsoft» в возглавляемой им школе. Прокуратурой было выявлено, что на школьных компьютерах установлены не лицензионные копии Windows и Microsoft Office общей стоимостью 254 тысячи рублей. Директор школы отрицал свое участие в установке программ и заявил, что они были инсталлированы поставщиком компьютеров. Несмотря на это 7 мая 2007 года А.М. Поносов был приговорён к штрафу в размере 5 тыс. рублей. Позже он обжаловал приговор и 19 декабря 2008 года был полностью оправдан.

Так называемое «дело Поносова» получило широкий общественный резонанс и привлекло к себе внимание правительства России. В результате, 21 сентября 2007 г. исполняющий обязанности первого вице-премьера Д.А. Медведев заявил, что «в течение ближайших трех лет все отечественные школы должны быть избавлены от пиратских компьютерных программ и перейти, преимущественно, на отечественные».

12 октября 2007 г. Федеральным агентством по образованию был объявлен конкурс «Разработка и апробация в пилотных субъектах Российской Федерации пакета свободного программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 2007—2008 годах». Конкурс выиграла компания «РБК-ЦЕНТР», которая успешно осуществила внедрение дистрибутивов, производимых компанией «ALT Linux» в более чем 1000 школах Пермского края, Татарстана и Томской области. К проекту по собственной инициативе присоединились 25 вузов и более 1000 школ из 70 субъектов страны. По итогам этого внедрения в конце 2008 г. Правительством РФ было принято взвешенное и обоснованное решение о продолжении внедрения свободного программного обеспечения во всех регионах России [2].

В августе 2011 г Министерством образования и науки РФ был объявлен конкурс № ИО-2 «Развитие информационных технологий на базе свободного программного обеспечения для использования в научно-исследовательской и образовательной деятельности», который 22 сентября 2011 г. был выигран компанией «PingWin Software» [5].

Компания взяла на себя обязательства осуществлять техническую поддержку операционных систем на базе Linux не только в школах, но и в ВУЗах на срок до 2014 г., а так же обеспечить разработку драйверов для не менее чем 20 наиболее распространенных периферийных устройств.

Вместе с тем, особую актуальность сегодня приобретают вопросы возможности использования СПО не только в сфере школьного, но и дошкольного, высшего и специального образования.

Linux (также Линукс) — общее название операционных систем, основанных на одноимённом ядре. Ядро Linux создаётся и распространяется в соответствии с моделью разработки свободного и открытого программного обеспечения. Поэтому общее название не подразумевает какой-либо единой «официальной» комплектации Linux; они распространяются в основном бесплатно в виде различных готовых дистрибутивов, имеющих свой набор прикладных программ и уже настроенных под конкретные нужды пользователя.

На начальном этапе Linux бесплатно разрабатывался только энтузиастами-добровольцами, но с успехом Linux и его массовым коммерческим использованием дорабатывать ОС и вносить свой вклад стали и компании, со временем став значительной силой. Подавляющее большинство ПО в современных дистрибутивах по-прежнему доступно по свободным лицензиям, как правило, за исключением небольшого количества проприетарных компонентов [7].

Более целесообразным для использования при обучении и развитии детей с ОВЗ мы считаем дистрибутив Alt Linux Сепtaurus.

Альт Линукс 7.0 Кентавр (Alt Linux  7.0 Сепtaurus) — многофункциональный дистрибутив для серверов и рабочих станций, прежде всего предназначен в корпоративных сетях, но так же может быть использован на домашних компьютерах пользователей и в любых других организациях государственного и негосударственного секторов [1].

Следует отметить, что в оформлении дистрибутива отсутствуют яркие контрастные цвета, что способствует большей сосредоточенности внимания человека на выполняемой им работе, это особенно важно, если за компьютером работают дети, тем более, имеющие сниженный объем и устойчивости внимания (что наблюдается практический при всех видах психического дизонтогенеза). Кроме того, интерфейс операционной системы не перезагружен элементами управления, он логичен и понятен любой категории пользователей, в том числе и детям с ОВЗ.

Список литературы:

  1. Альт Линуск Кентавр [Электронный ресурс] / ALYLinux. – Режим доступа:
  2. Дело Поносова [Электронный ресурс] / Свободная энциклопедия «Википедия». – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%EB%EE_%CF%EE%ED%EE%F1%EE%E2%E0
  3. Информационный процесс [Электронный ресурс] / Свободная энциклопедия «Википедия». – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%F4%EE%F0%EC%E0%F6%E8%EE%ED%ED%FB%E9_%EF%F0%EE%F6%E5%F1%F1
  4. Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л. Позиция ИКП РАО в оценке в оценке современного этапа развития государственной системы специального образования в России [Текст] // Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО, 2000 г. Выпуск 1.
  5. Сведенья о заказе №0173100003711000515 [Электронный ресурс] / Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов. – Режим доступа:
  6. Свободное программное обеспечение [Электронный ресурс] / Свободная энциклопедия «Википедия». – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E2%EE%E1%EE%E4%ED%EE%E5_%EF%F0%EE%E3%F0%E0%EC%EC%ED%EE%E5_%EE%E1%E5%F1%EF%E5%F7%E5%ED%E8%E5
  7. Linux [Электронный ресурс] / Свободная энциклопедия «Википедия». – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Linux.[schema type=»book» name=»ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «СВОБОДНОГО» ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» author=»Мякушко Александра Николаевна, Алексеев Илья Александрович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found