Изучение иностранного языка всегда являлось одним из самых востребованных направлений образования. Шагая в ногу со временем в быстроразвивающимся поликультурном мире, потребность в знании, общении на иностранном языке все более возрастает. Подтверждением этого факта является введение единого государственного экзамена по иностранному языку в школе как обязательного в долгосрочной перспективе.
Современное развивающее общество диктует свои правила, в рамках которых каждый индивид постепенно развивается, отвечая заданным параметрам и потребностям этого самого общества. Совершенно определенно можно говорить о том, что увеличивается потребность в обучении иностранному языку на разных уровнях образования. Реформа образования, изменяющиеся образовательные стандарты определяют общую тенденцию развития современного образования, в рамках которого каждый ученик, студент, преподаватель развивается, отвечая заданным требованиям.
Сегодня невозможно представить наше общество без компьютера, который стал неотъемлемым инструментом работы, обучения, общения. Поэтому широкое распространение информационно-коммуникационных технологий в системе образования является естественным следствием развивающегося общества и системы образования.
Согласно Федеральному Закону № 149-ФЗ «информационная технология – это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов» (ГОСТ 52653-2006) [3]. К основным устройствам современных информационных технологий можно отнести компьютер с установленным программным обеспечением.
По области методического назначения средства информационных и коммуникационных технологий делят на:
— обучающие (сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения);
— тренажеры (предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала);
— информационно-поисковые и справочные (сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации);
— демонстрационные (визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения);
— имитационные (представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик);
— лабораторные (позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании);
— моделирующие (позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения);
— расчетные (автоматизируют любые расчетные и другие рутинные операции);
— учебно-игровые (предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме) [4].
В обучении иностранному языку самыми распространенными средствами ИКТ в области методического назначения являются обучающие, тренажеры, информационно-поисковые и справочные и учебно-игровые. Важно заметить, что посредством данных средств ИКТ во время практических интерактивных занятий создается необходимая информационно-образовательная среда. Под ИОС понимают «систему инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий (ГОСТ Р 53620-2009) [5].
Обучающие компьютерные программы выступают в качестве инструмента оптимизации процесса обучения иностранному языку. Данные программы должны быть тщательно отобраны по критерию содержания, языковому уровню, языковым аспектам (лексика, грамматика). Разработано множество обучающих компьютерных программ к различным учебникам, таким как Outcomes, New Headway, New Progress to Proficiency, New Cutting Edge, Inside out, Market Leader. Преимуществом данных программ является то, что они разработаны как система онлайн обучения полного учебно-методического комплекса с определенными образовательными задачами, направленными на системную подачу материала, тем самым обеспечивая необходимый системный уровень усвоения знаний. Вышесказанное говорит в пользу того, что в основе использования обучающих компьютерных программ лежат следующие принципы: «принцип интерактивности, принцип доступности, принцип активности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков, принцип информативности» [6].
В этом же сегменте обучающих средств ИКТ можно выделить дополнительные информационные ресурсы, которые служат дополнительным материалом в обучении иностранному языку. Это учебники в разрезе различных языковых аспектов: лексика, практическая грамматика, практическая фонетика, аудирование, письмо. Наиболее известные разработанные учебники с приложенными электронными изданиями, записанными на CD: Successful Writing, Writing Essays, Writing in Paragraphs, Real Wring, English Grammar in Use, My Grammar Lab, Oxford English Grammar Course, English Grammar in Context, Real Listening and Speaking, Listening and Speaking Skills, Oxford Word Skills, Phrasal Verbs in Use, English Vocabulary in Use, English Phonetics and Phonology. Все они находятся в открытом доступе на многих сайтах, одним из которых является https://intermingling.ru/category/vocabulary/.
Кроме того, широко применяются онлайн презентации и такие интернет ресурсы, как: www.bbc.news.com, www.learning.English.com, www.ccprose.com, www.getfreebooks.com, www.gutenberg.com, www.manybooks.net. Телекоммуникационные технологии — телевидение bbc.news and cnn.news, видеозаписи; также онлайн уроки, общение по skype также выступают дополнительным обучающим средством. Все эти интернет ресурсы можно найти в открытом доступе и использовать их как на практических занятиях, так и для самостоятельной работы студента.
Рассмотренные обучающие компьютерные программы в комплексе с дополнительными информационными и интернет ресурсами способствуют эффективному обучению основным видам речевой деятельности: говорению, слушанию, письму и чтению.
Как в обучающих компьютерных программах, так и в электронных изданиях содержаться различные задания, в которых деятельность обучаемых реализуется и игровой форме. Игра – это «форма, содержание которой должно быть учение, овладение видами речевой деятельности» [2, с. 224]. В процессе реализации учебно-игровой ситуации студенты решают определенные коммуникативные задачи, что стимулирует их мыслительную деятельность [1]. Учебно-игровые ситуации активизируют языковую деятельность студентов, развивают творческий потенциал индивида, мотивируют на дальнейшее изучение иностранного языка.
Еще одним средством информационных и коммуникационных технологий выступают тренажеры. Согласно журналу «Аккредитация в образовании» интернет-тренажеры – это «программно-методический комплекс, в основу которого положена методика критериального оценивания знаний, умений студентов, система диагностики и интерпретации полученных ответов, алгоритмы целенаправленной подготовки студентов в процессе многократного повторного выполнения тестовых заданий и объяснения причин их невыполнения» [7]. Интернет — тренажеры используются с целью текущего и итогового контроля в вузе, для диагностического тестирования студентов-первокурсников, также с целью проведения полидисциплинарного тестирования для поступающих в магистратуру. В обучении иностранному языку используются лингвистические тренажеры, которые направлены на отработку и закрепление языковых навыков и умений в основных видах речевой деятельности.
Информационно-поисковые и справочные средства в обучении иностранному языку представлены следующими интернет-ресурсами, находящимися в открытом доступе:
- интернет — энциклопедии: www.britannica.com, www.encyclopedia.com, www.education.yahoo.com/reference/encyclopedia, www.wikipedia.org:
- online-словари: www.merrian-webster.com, www.dictionary.cambridge.org, www.thefreedictionary.com;
- языковой корпус: www.natcorp.ok.ac.uk, www.corpus.bye.edu/bnc, www.americannationalcorpus.org, www.ausnc.org.au
- электронные библиотеки: www.getfreebooks.com, www.gutenberg.org, www.manybooks.net, www.ebooks.adelaide.edu.au, www.planetpdf.com/free-ebooks.net.
Информационно-поисковые и справочные средства дают возможность студенту и преподавателю находить необходимые данные в интернет пространстве. Обработка большого количества различной учебной, научной, методической литературы в открытом доступе повышает продуктивность образовательной деятельности, способствует развитию аналитического мышления.
В условиях модернизации современного образования возрастает масштабность использования технологий. Безусловно, применение информационно-коммуникационных технологий в образовании в целом, и в обучении иностранному языку в частности, способствует улучшению качества и повышению уровня образования. Кроме того, современное высшее профессиональное образовании в свете новых стандартов является прочной платформой как для социальной, так и для профессиональной адаптации студента в динамически развивающемся обществе.
Список литературы:
- Дорошенков В.А. Английский структурный синтаксис// РУКОНТ: национальный цифровой ресурс. https://rucont.ru
- Пассов Е. И. Урок иностранного языка. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 640 с.
- https://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=6&page=0&month=5&year=2014&search=ГОСТ%20Р%2052653–2006&RegNum=1&DocOnPageCount=15&id=12
- https://www.dissercat.com/content/optimizatsiya-protsessa-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-neyazykovykh-vuzakh-na-osnove-kompy
- type=»book» name=»ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ» author=»Синицына Юлия Николаевна, Гассий Татьяна Ивановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]