Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ, УБЕЖДЕНИЙ, ПРИНЦИПОВ И ИНДИКАТОРОВ УСПЕХА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ, УБЕЖДЕНИЙ, ПРИНЦИПОВ И ИНДИКАТОРОВ УСПЕХА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия означает полное вовлечение ребёнка с особыми образовательными потребностями (ООП) в жизнь школы. Смысл инклюзии – не просто поместить ребёнка в обычный класс на часть дня или целый день, а таким образом изменить организацию пространства класса, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь необычного ребёнка в жизнь класса. В идеале инклюзивный класс должен объединять несколько групп детей с ООП, чтобы дети имели возможность общаться друг с другом [1].

В процессе планирования инклюзивного образования необходимо не только определить его общую концепцию, но также составить соответствующий конкретный план действий, а именно:

— Инклюзивное образование должно быть подкреплено системой ценностей, убеждений, принципов и индикаторов успеха. Эта система будет формироваться, и развиваться в процессе реализации инклюзивного образования, и не нужно заранее доводить её «до совершенства». Однако, если у людей, участвующих в организации инклюзивного образования, абсолютно разные ценности, или если эти ценности чётко не определены и не осознаны, то система инклюзивного образования может легко разрушиться.

— Инклюзивное образование не является разовым проектом. Основная ошибка заключается в том, что решения, приемлемые в одном культурном контексте, впоследствии используются в совершенно другой культурной среде. Опыт показывает, что решения должны разрабатываться с учётом местных особенностей при полном использовании всех местных ресурсов, в противном случае такие решения не будут обоснованными.

— Инклюзивное образование не будет успешным, если оно будет лишь мёртвой структурой. Это динамичный процесс, и чтобы сделать его «живым» требуется постоянный совместный мониторинг, с привлечением ВСЕХ участников к критическому анализу и оценке действий. Основным принципом инклюзивного образования является гибкость данного вида образования и его способность реагировать на постоянные изменения, которые невозможно спрогнозировать.

Всё это создаёт сильный, динамичный и живой организм со способностью к адаптации и развитию в местной культурной среде и существующих условиях [3].

В течение многолетней деятельности в области профессионального образования людей с ООП в Республике Саха (Якутия) были достигнуты достаточно уникальные результаты. В рамках реализации системы социально-психолого-педагогического сопровождения студентов с проблемами зрения в процессе их профессионального образования. В Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова, в котором обучаются около двухсот студентов с ООП, в 2010 году завершён педагогический эксперимент по методическому сопровождению учебного процесса студентов с ООП, в результате чего была разработана и внедрена теоретическая модель организационно-педагогического сопровождения учебного процесса людей с ООП посредством использования адаптивных, компьютерных технологий. Также была разработана и преподаётся в течении многих лет уникальная учебная программа (72 часа) «Адаптивные компьютерные технологии в инклюзивном образовании студентов с проблемами зрения».

В 2010 году впервые за всю историю существования высшего профессионального образования в одном из Российских высших учебных заведений, а именно в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова решением Учёного совета создана уникальная по своему статусу и оснащённости современным оборудованием по мировым стандартам учебно-научная лаборатория адаптивных компьютерных технологий. Данная учебно-научная лаборатория создана на базе учебно-производственного вычислительного центра «Толбон» и обеспечивает методическое и педагогическое сопровождение учебного процесса студентов с ООП посредством использования адаптивных компьютерных технологий, занимается вопросами внедрения непрерывной системы инклюзивного образования людей с ООП в Республике Саха (Якутия). Для оснащения учебно-научной лаборатории адаптивных компьютерных технологий, из восьми сотрудников которой четверо являются специалистами с проблемами зрения, современным оборудованием было выделено 12000000 (двенадцать миллионов) рублей. Ни один Российский университет за последние двадцать пять лет не выделял такую значительную сумму для поддержки учебного процесса студентов с ООП.

По приказу министра образования и науки Российской федерации А.А. Фурсенко от 30 декабря 2010 года за № 2211 Северо-Восточный федеральный университет включён в перечень базовых образовательных учреждений высшего профессионального образования Российской федерации, обеспечивающих условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В докладе на Всероссийском совещании-семинаре, состоявшемся в октябре 2010 года в г. Московске, директор департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки РФ А.А. Левицкая говорила, что необходимо распространять во всех субъектах Российской Федерации современные образовательные и организационно-правовые модели, обеспечивающие успешную социализацию детей с ООП. В каждом субъекте Российской федерации нужно организовать стажеровочные площадки для обучения региональных команд специалистов органов и учреждений системы образования по вопросам образования и социализации детей с ООП.

Мы предлагаем внедрить в Республике Саха (Якутия) непрерывную систему инклюзивного образования людей с проблемами зрения посредством использования адаптивных компьютерных технологий, которая включает в себя все ступени развития образования (детский сад, школа, Суз, Вуз).

31 мая 2010 года в парламенте нашей Республики впервые состоялся круглый стол на тему «Инклюзивное образование в РС (Я): проблемы и перспективы». Круглый стол был подготовлен Комитетом по науке, образованию, культуре и СМИ Государственного Собрания (Ил Тумэн). На этом круглом столе мы выступили со своими рекомендациями по развитию инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия).

На наш взгляд, при переходе к системе инклюзивного образования людей с ООП необходимо обеспечить выполнение следующих условий:

* Учебное заведение общего назначения в случае обучения в нём людей с ООП должно расширять свои социальные функции, решая не только профессионально-образовательные, но одновременно и реабилитационные задачи, и выступая, тем самым, в качестве двойственной реабилитационно-образовательной педагогической системы.

* Необходимо инициировать развитие образовательных ресурсов в сфере адаптивных компьютерных технологий:

— организация изучения адаптивных компьютерных технологий с целью обмена опытом в лучших школах, а также в реабилитационных учреждениях Российской Федерации;

— методическая проработка имеющихся учебных курсов для применения их в инклюзивном образовании;

— организация специальной подготовки педагогических кадров для инклюзивного образования;

— внедрение адаптивных компьютерных технологий в деятельность различных организаций и учреждений для обеспечения доступности их услуг людям с ООП.

* Координация деятельности по внедрению и использованию адаптивных компьютерных технологий в масштабах Республики Саха (Якутия) и всей страны, в частности, обобщение и тиражирование положительного опыта учебного центра «Толбон» [2].

* Создание специализированных учебно-методических центров, занимающихся проработкой вопросов использования адаптивных компьютерных технологий в интересах профессиональной реабилитации людей с ООП (рекомендации по комплектации компьютерных рабочих мест и использованию программного обеспечения для специалистов разных профессий, разработка адаптивных программных средств и т.д.).

* Для прозрачности и эффективного использования выделяемых финансовых средств на инклюзивное образование из Федерального, Республиканского, муниципальных бюджетов и других источников необходимо включать в создаваемые рабочие группы по всем соответствующим проектам представителей общественных организаций инвалидов в качестве консультантов и наблюдателей. К примеру, по инклюзивному образованию людей с проблемами зрения можно привлекать специалистов учебного центра «Толбон», которые вот уже на протяжении двадцати четырёх лет занимаются проблемами профессиональной реабилитации и социальной интеграции людей с ООП в Республике Саха (Якутия).

* Из вышеуказанных выделяемых финансовых средств необходимо предусматривать финансовые средства не только на закупку персональных компьютеров, но и на специальные адаптивные технические средства, лицензионное адаптивное и стандартное программное обеспечение, а также на проведение соответствующих курсов подготовки и повышения квалификации тьютеров, педагогов и специалистов в данной области.

Литература:

  1. Белкин, Л. // New York Times. – 2004. – 12 сент.
  2. Егоров, П.Р. Организационно-педагогические условия профессионального образования людей с особыми образовательными потребностями посредством использования адаптивных компьютерных технологий: автореф. дис…кан. пед. наук: 13.00.01 / Егоров Пантелеймон Романович. – Якутск, 2010. – 21 с.
  3. 3.Stubbs, Sue. Inclusive Education Where There are few resources = Стабс,С. Инклюзивное образование при ограниченных ресурсах: пособие. – Oslo, 2002.[schema type=»book» name=»ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ, УБЕЖДЕНИЙ, ПРИНЦИПОВ И ИНДИКАТОРОВ УСПЕХА» description=»В данной статье авторы утверждают, что в процессе планирования инклюзивного образования необходимо не только определить его общую концепцию, но также составить соответствующий конкретный план действий и определить какие условия необходимо обеспечить при переходе к системе инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями. Описываются результаты, достигнутые в Республике Саха (Якутия) в рамках реализации системы социально-психолого-педагогического сопровождения студентов с проблемами зрения в процессе их профессионального образования в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова.» author=»Егоров Пантелеймон Романович, Егорова Глафира Федоровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-31″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found