Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ ПОСРЕДСТВОМ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ ПОСРЕДСТВОМ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Сегодня в системе высшего профессионального образования применяются различные образовательные технологии, которые позволяют:

– в определении конечных результатов деятельности и процессе их достижения участвовать преподавателю и студенту;

– на протяжении всего цикла обучения студенту учиться самоуправлению обучением;

– преподавателю искать и создавать условия для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала студента.

Указанные характеристики современных технологий ярко выражены в модульном обучении [1].

Технологию модульного обучения изучали Т. И. Шамова, П. Ю. Цявичене М. Н. Катханова и В. В. Карпова, С.Я. Батышев.

По мнению М. Н. Катханова и В. В. Карпова «модуль – это организационно-методическая междисциплинарная структура учебного материала, предусматривающая выделение семантических понятий в соответствии со структурой научного знания, структурирование информации с позиции логики познавательной деятельности будущего специалиста».

По определению П. Ю. Цявичене, «модуль – это блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных целей» [5].

С. Я. Батышев рассматривает модуль как разделение содержания образования по каким-либо основаниям. Модульная структура учебного материала обеспечивает возможность реализации развивающей функции обучения. Он считает, что модульная система преподавания предметов позволяет плавно пересаживаться с парты среднего специального учебного заведения (например, лицея) на университетскую скамью.

Рассмотрим применение модуля как логически завершенной части (раздела, темы, элемента) курса для индивидуализации обучения информатике в период адаптации студента к системе высшего профессионального образования, то есть на первом и втором курсах [4]. Модульная технология позволяет осуществлять студенту и преподавателю выбор:

  • содержания обучения,
  • темпа усвоения,
  • уровня самостоятельности,
  • метода и способа учения,
  • способа контроля и самоконтроля.

На младших курсах вузов студенты углубляют знания по информатике, изучение которой началось в школе. Студенты, закончившие информационно-технологический профиль старшей школы, имеют более высокий уровень подготовки по информатике, показывают хорошие результаты на входном контроле, им требуется меньше временных затрат на освоение модуля на уровне «знать», «уметь», «владеть». У студентов, которые обучались в профильных классах, в которых не предусмотрено углублённое изучение информатики, как правило, в меньшей степени развита готовность к выполнению самостоятельной учебной деятельности. Им требуется больше консультаций преподавателя, больше временных затрат на освоение модуля, что приводит к дефициту времени.

Уровень базовых знаний студентов различный, процесс адаптации к новой системе обучения у каждого студента происходит по-разному. Следовательно, преподавание  информатики должно быть индивидуальным. Индивидуализация обучения дисциплинам базового цикла на младших курсах в системе высшего профессионального образования – это способ организации образовательного процесса, при котором учитываются:

  • уровень базовых знаний студента;
  • уровень адаптации к новой системе обучения;
  • способности студента к изучению дисциплины.

Для реализации индивидуализации обучения применяется модульная технология [3].

Как применить модульное обучение к дисциплине, которая  изучалась студентами в школе и по которой студенты имеют базовые знания? Используем эту технологию следующим образом. В начале изучения информатики преподаватель проводит входной контроль. Результаты входного контроля дают преподавателю представление об уровне базовых знаний каждого студента. Это позволяет сделать преподавателю для себя некоторый прогноз индивидуализации обучения в течение каждого модуля и дисциплины в целом.

Определяя уровни базовых знаний по дисциплине, преподаватель ориентируется на классификацию уровней. Иванов П.С. выделяет уровни подготовки (рис.1):

Рис. 1. Уровни подготовки студентов

После подведения итогов входного контроля, преподаватель готовит рекомендации студентам по индивидуальной траектории обучения. Предварительно он знакомит студентов с модулями (разделами) информатики, которые будут изучаться в течение семестра, учебными элементами, учебно-методическим обеспечением, видами самостоятельной работы внутри модуля, рекомендуемой литературой. Это дает возможность студенту расставить акценты на темах модуля: выделить для себя те, которыми, по его мнению, владеет на продуктивном уровне, на репродуктивном уровне, и темы, которые ранее им не изучались. Дальнейшее решение по индивидуализации обучения принимаются совместно преподавателем и студентом.

Далее студент подбирает необходимую рекомендованную литературу из основного и дополнительного перечня, учебно-методические пособия. Такой вид самостоятельной работы как расчетно-графическая работа студент, владеющий темой на продуктивном уровне, может выполнить задолго до контрольной точки. В случае если студент всеми модулями семестра владеет на продуктивном уровне, то он может сдать все расчётно-графические работы досрочно. Освободившееся в учебном процессе время студент имеет возможность посвятить углубленному изучению дисциплины, участию в научно-исследовательской работе. Таким образом, в зависимости от уровня подготовки, способностей к изучению информатики, адаптации к новым условиям обучения студенты реализуют намеченный совместно с преподавателем индивидуальный план изучения дисциплины. Этот план может выглядеть следующим образом (табл.1).

Таблица 1

Примерный план реализации индивидуализации обучения при изучении дисциплины

Уровни базовых знаний студентов. Посещение  лекций, лабораторных (практических) занятий. Выполнение домашних заданий. Выполнение РГР (контрольных работ). Учебно-исследова

тельская подготовка.

4 Возможно посещение лекций, лабораторных занятий по отдельным темам или модулям. Решение нестандартных задач, изучение дополнительных вопросов, рассмотрение учебно-проблемных ситуаций. Досрочная сдача. Самостоятельное учебное ис­следование, подготовка к участию в научно-практических конференциях, научных чтениях.
3 Возможно посещение лекций, лабораторных занятий по отдельным темам или модулям. Различных по содержанию, выполняемых разными способами.

 

Возможна досрочная сдача. Написание рефератов, подготовка докладов, подготовка к научно-практическим конференциям, работа над проектом.
2 Возможно посещение лекций, лабораторных занятий по отдельным темам или модулям. Различных по содержанию, выполняемых разными способами.

 

Возможна досрочная сдача. Написание рефератов, работа над проектом.
1 Обязательное посещение всех лекций, лабораторных занятий. Одинаковых по содержанию, но выполняемых разными способами. По графику.

 

 
0 Обязательное посещение всех лекций, лабораторных занятий.

 

Различных по содержанию, но выполняемых одинаковым способом.

 

По графику.

 

 

Для всех студентов консультации проводятся по графику и по запросу индивидуально. В процессе обучения план может меняться.

Успешному овладению знаниями, умениями и навыками  при любом уровне подготовки, способностей, адаптации способствует: изложение учебного материала доступно, конкретно, выразительно, в диалоговой форме; формулирование рекомендаций студентам; быстрая дифференциация студентов по способностям (индивидуальное усвоение предмета преподаватель может рекомендовать отдельным студентам сразу после первых модулей); интенсификация обучения (усвоение большего объема информации через компьютерные сети во время индивидуальной и самостоятельной работы); реализация обратной связи – основы управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний; индивидуализация обучения [2].

Обучение в первом семестре на первом курсе связано с адаптацией студентов к различным нововведениям в их жизни, к новым технологиям обучения, к балльно-рейтинговой системе, к модульному обучению в том числе. Задача преподавателя модульного обучения заключается в том, чтобы сделать очевидными преимущества новой технологии, т. е. менять взгляды на учебные действия, смыслы новой технологии, ее принципы. Поэтому особую роль играет пропедевтика принципов и возможностей модульных программ, способов работы и учебных средств. Характерным особенностям модульного обучения надо придать позитивную окраску. Правильное соотношение эмоциональных и познавательных процессов в обучении приобретает особую значимость [6].

Индивидуализация обучения посредством модульной технологии способствует:

  • раскрытию и проявлению у студентов индивидуальных способностей, формированию собственных качеств познавательных процессов, индивидуального стиля деятельности;
  • адаптации студентов к новым формам обучения;
  • реализовывать задачу по приведению уровней освоения дисциплины не ниже продвинутой продуктивной подготовки.

Список литературы:

  1. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы: учеб. пособие для студентов педагогических вызов / М.Т. Громкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 447 с.
  2. Лебедев М.А. Психологические особенности адаптации личности в социальной среде в период ранней взрослости / Высшее образование сегодня. – Москва. Изд-во «ЛОГОС»– 2012. — №5 – 26-30 с.
  3. Панишева Е.В. Обеспечение индивидуализации учебной деятельности студента вуза как проблема профессионального образования. / Профессиональное образования в современном мире. – Новосибирск. Ид-во СО РАН. – 2013. — № 3(10). – 81-86 с.
  4. Татур, Ю. Г. Образовательный процесс в вузе: методология и опыт проектирования : учеб. пособие / Ю. Г. Татур. – Изд. второе, перераб. и доп. – М. : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2009. – 43-67 с.
  5. Цявичене П.Ю. Теория и практика модульного обучения //Сов. Педагогика. – 1990. — №1. – С. 55-60.
  6. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова ; под ред. Т. И. Шамовой. – М.: Академия, 2005. – 384 с.[schema type=»book» name=»ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ ПОСРЕДСТВОМ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ» description=»В статье дано обоснование необходимости индивидуализации обучения в техническом вузе в соответствии с отечественными традициями в образовании. Указаны причины применения модульной технологии для реализации индивидуализации обучения. Рассмотрено применение модуля как логически завершенной части (раздела, темы, элемента) курса в период адаптации студента к системе высшего профессионального образования, то есть на младших курсах. Приведена технология прогнозирования индивидуализации обучения в течение каждого модуля и дисциплины в целом. » author=»Гуримская Ирина Анатольевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found