В наше время новые технологии входят практически во все сферы человеческой деятельности, само общество вовлекается в процесс компьютеризации и информатизации.
В современной школе переход к новейшим технологиям (в том числе – к компьютерным) актуален в связи с потребностью сформировать активную личность и обеспечить информационную культуру учащихся. Компьютер не только служит средством повышения эффективности обучения, но и позволяет качественно изменить организацию обучения и стимулировать мотивацию к обучению, однако без творческого учителя никакая техника не может решить задачи, стоящие перед образованием. Инновационные технологии дают в руки учителя мощный и универсальный инструмент, расширяющий возможности и учителя, и ученика. Роль учителя меняется – он становится координатором информационного потока.
Новые образовательные стандарты подразумевают обновление содержания образования. В связи с этим особое внимание уделяется созданию образовательных ресурсов по различным предметам, в которых традиционный знаниевый подход сочетается с компетентностным путём создания и внедрения в образовательный процесс новых технологий.
К числу активно внедряемых в современный образовательный процесс технологий относятся технологии личностно ориентированного обучения. Перспективность данного подхода к обучению связывается, прежде всего, с общей гуманистической направленностью современного образования, так как личностно ориентированный подход обеспечивает приоритет личности над всей образовательной деятельностью, способствуя раскрытию и развитию личностного потенциала, прежде всего духовных и нравственных возможностей обучающихся. Свою реализацию эта идея находит в индивидуализации и дифференциации обучения.
Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков. Нормативными документами предусматривается стандартизируемая и нестандартизируемая часть содержания образовательного процесса, где стандартизируемая часть представляет «минимум, нижнюю планку содержания и является рефлексией на заказ общества», вариативная же часть содержания, выходя за рамки стандартов, «предполагает широкий выбор предметных и образовательных областей самим учеником и его родителями и таким образом, является рефлексией на заказ самой личности»[5, c.24]. Дифференциация обучения и воспитания основана на различии особенностей личности ученика, его способностей, интересов, склонностей, готовности к образованию и предполагает гибкость и подвижность, что позволяет учителю в процессе обучения подходить индивидуально к каждому ученику и способствовать общей активизации класса.
И.С. Якиманская, обосновывая принципы личностно ориентированного обучения в современной школе, рассматривает понятие «индивидуальность» как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. «Индивидуальность – обобщенная характеристика особенностей человека, устойчивое проявление которых, их эффективная реализация в игре, учении, труде определяют индивидуальность, стиль деятельности как личностное образование» [7, c.78]. Личностно ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей.
Актуальность современных технологий в преподавании русского языка чрезвычайно велика. Обучение языку – та область, где компьютеризация может изменить и методы работы, и её результаты. Использование компьютерных технологий является обязательным условием современного урока, так как позволяет существенно повысить учебно-познавательную мотивацию учащихся, разнообразить способы деятельности на уроке, расширить представления учащихся о предмете.
Эффективное использование компьютерных технологий освобождает время учителя и учащихся для творческой работы и позволяет:
- наглядно презентовать учебный материал (с помощью компьютерной медиатеки ( «(англ. Media «носитель» + греч. θήκη «место хранения») – фонд … учебных и методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, компьютерных презентаций, а также техническое обеспечение для создания и просмотра фонда: компьютер, … проекторы») [2] ;
- расширить знания школьников по определенной учебной теме (так, использование соответствующих информационных носителей или обучающих порталов представляет массу интересной и полезной информации, которой в обычных пособиях уделено, как правило, недостаточно внимания);
- диагностировать полученные знания и умения учащихся (с помощью компьютерных программ можно протестировать школьников, выполнить контрольные упражнения, решить проблемные задачи);
- представить творческие работы разного рода (доклады, рефераты, презентации и др.).
Компьютер как средство обучения обучения, воспитания и развития учащихся [3] в силу своей универсальности помогает актуализировать дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в преподавании русского языка, обеспечивает основы для проектирования индивидуальной траектории обучения и развития школьников, т.к.:
- увеличивается скорость овладения учебным материалом;
- усиливается положительная динамика движения детей из групп со слабой и средней успеваемостью в группы со средней и высокой успеваемостью;
- качественно улучшается самоконтроль учащихся при решении учебных задач;
- повышается мотивация учебной деятельности.
Важно, чтобы учебный материал по русскому языку был представлен и наглядно. Свойством наглядности обладают презентации [6]. Благодаря этому свойству презентации, у учащихся активно работает зрительная память. Отличительной особенностью презентации является её интерактивность, то есть создаваемая для пользователя современными компьютерными средствами возможность взаимодействия с изображением. «Интерактивность – это принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы» [2]. Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптироваться под особенности обучающихся, использовать их для дифференцированной работы. Благодаря мультимедийному комплексу (звук, анимация, графика) появляется возможность организовать индивидуальное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, сделать изучение учебного материала интересным и запоминающимся.
Индивидуальную и дифференцированную работу по русскому языку в сети Интернет можно организовать различными способами: либо в виде домашнего задания, либо включить работу в Сети в ход урока (например, творческое задание индивидуальное или для группы учащихся).
Компьютерные технологии могут использоваться на всех этапах урока русского языка (при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков); на уроках развития речи; для контроля знаний учащихся в виде тестирования, при подготовке к ЕГЭ. Важно, что на каждом этапе может использоваться принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Работа учащихся с сетевыми ресурсами по русскому языку делают обучение интересным, направленным на самостоятельный поиск важной информации, а преподавателю позволяет давать ученикам разного рода индивидуальные и дифференцированные задания, что позволяет сделать материал урока доступным для каждого школьника с разными способностями и интересами.
Кроме того, ресурсы сети Интернет важны и для подготовки самого учителя к урокам, внеклассным мероприятиям. В помощь учителю создана Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (русский язык), в которой представлены материалы для учащихся и учителей: наборы цифровых ресурсов к учебникам (ЦОР к учебникам русского языка), поурочные планирования (например, урока вежливости, уроки речевого этикета), методические рекомендации (например, методические рекомендации по использованию набора ЦОР к учебникам русского языка), инновационные учебные материалы («Учим правила по алгоритму»), инструменты учебной деятельности (электронные тренажёры), электронные издания (журналы), коллекции (таблицы, диктанты, тесты), инструменты организации учебного процесса (платформа «1С: Образование») [4]. Существуют и виртуальные толковые словари терминов [1].
Использование компьютерных технологий на уроках русского языка позволяет реализовать актуальные на данный момент (введение ФГОС) принципы метапредметности в учебном процессе, создает условия для реализации вариативного подхода в обучении, использования творческого потенциала учителя и учащихся. Они не только актуализируют дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в преподавании русского языка, но и обеспечивают основы для проектирования индивидуальной траектории обучения и развития учащихся.
Список литературы:
- Бабенко В.С. Виртуальная реальность: Толковый словарь терминов. СПб.: ГУАП, 2006. – 86 с.
- Википедия. – Режим доступа:
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. – М.: Педагогика, 1987. – 264с.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа:
- Перевозный А.В. Дифференциация школьного образования: история и современность. – Минск, 1996. – 523 с.
- Солоницын Ю.А. Презентация на компьютере. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. – М.: Сентябрь, 2000. – 176 с.[schema type=»book» name=»ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» description=»В статье рассматриваются актуальные для преподавания русского языка в современной школе вопросы индивидуализации и дифференциации обучения с использованием компьютерных технологий.» author=»Бренчугина-Романова Анна Николаевна, Денисова Лариса Оганесовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-24″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]