В связи с социальной ценностью формирования исследовательской направленности будущих специалистов в области педагогического образования, развития способности к прогностическому анализу научных знаний, творческому использованию их на практике, усиливаются требования к формированию научно-исследовательской культуры будущих учителей, в частности учителей музыки, возникает необходимость всестороннего исследования данной проблемы, а именно аспектов, связанных с изучением зарубежного опыта, которые закладывают теоретические основы для научной рефлексии данного вопроса.
В общеевропейскомпедагогическомпространствеизвестнозначительноеколичествопрограммучительскойподготовки, в которыхглавнымзаданиемявляетсяразвитие у будущихспециалистовисследовательскогомышления, уменийпоисковойпознавательной и исследовательскойдеятельности. Среди них программы, ориентированные на подготовку «учителя-ученого» (Broadfood P. [1]), «учителя-исследователя» (Elliot J. [2]), «учителя, который рефлексивно самоуправляется» (Fullan M., Hargreaves A. [3]), «учителя – рефлексивного практика» (Schon D.A. [4]).В программахрассматриваютсяусловияорганизациипрофессиональнойподготовкибудущихучителей, в том числе в области музикально-педагогическогообразования, характер учебноговзаимодействия, которыетрансформируются, подчиняясьтребованиямисследовательскогопоиска.
Изучение зарубежной педагогики свидетельствует, что в высших учебных заведениях Германии организация научно-исследовательской деятельности студентов базируется на концепции высшего образования В. Гумбольдта, то есть сочетании учебной и научно-исследовательской работы. Обучение в вузе рассматривается как работа над наукой и вместе с наукой, род деятельности, приближающийся к исследованию.
Вопрос привлечения студентов к научно-исследовательской творческой деятельности, участия во внедрении ее результатов становится приоритетным в высшей школе Германии. Выдающиеся немецкие ученые (Ф. Вальтер, З. Киль, Я. Ольберц, В. Ян) приходят к выводу, что усвоение научно-методологических знаний и умений, становление методологических позиций представляют основу интенсификации учебного процесса в высших школах.Научно-методологическое образование понимается как реализация научно-исследовательской деятельности, которая не возможна без методологических основ, знаний научных методов и овладения ими. Как отмечает педагог-ученый В. Ян, «каждый выпускник высшей школы должен владеть методами научного труда и навыками научной работы» [5 , с.138].
Особенностью образования по специальности «учитель музыки» становится ее опора на таких трех «китах» как творчество, наука и педагогика. Подготовка учителей музыки для начальной и основной школы в Германии происходит в педагогических (Pädagogischen), научно-воспитательных (Erziehungswissenschaftiichen) и общих высших школах (Gesamthochschulen), для которых характерное единство научного и педагогического подходов.
Важное место занимает созданный Рабочий комитет относительно реализации музыкально-педагогических исследований, на форумах которого находят обсуждение научные и методические труды, новые научные программы, новые методы преподавания. Для проведения научных исследований студентов и повышения квалификации учителей германскими фондами и обществами (Фонд Александра фон Гумбольдта, Фонд имени Конрада Аденауэра, Фонд имени Фридриха Эберта, Общество Макса Планка, Германское научно-исследовательское общество) предоставляются специальные стипендии. Такие действия подтверждают значимость исследовательского поиска, разных проявлений инноваций в практико ориентированной и методической деятельности, что применяются в системе педагогического образования, в частности музыкальной.
Разрабатывая круг проблем в рамках «наука — научная деятельность — самостоятельная научная деятельность студентов», немецкий педагог З. Киль указывает на то, что последняя, как интегрирующая составляющая учебного процесса, является в условиях высшей школы необходимой формой студенческой деятельности; самостоятельная научная деятельность соотносится с научными исследованиями и требованиями общественной практики и требует самостоятельных, сознательных и творческих действий. Ученый отмечает, что эта деятельность должна рассматриваться в контексте ее включения в педагогический процесс, особенно в аспекте личностно-образовательной и воспитательной действенности.Подчеркивается, что студента следует приучать к точному наблюдению и анализу, экспериментированию; воспитывать его логическое, критическое, проблемно-ориентированное междисциплинарное мышление; постепенно ставить в такие условия, которые предусматривают формирование умений понимать сложные взаимосвязи, видеть противоречие, задавать вопрос, проявлять научную любознательность, выражать собственные мнения и идеи [6 ].
В «Заданиях университетов и высших школ …» отмечается роль и значимость теоретического научно-методологического образования студентов в их профессиональном становлении. Перед университетами, высшими школами и научными академиями ставится цель повышения уровня образования и квалификации кадров, и определяются такие взаимосвязанные задания, как:
— перспективное изучение фундаментальных наук, которое требует определения научных стратегий, четких теоретических и методологических исходных позиций и развития адекватного научно-методологического инструментария;
— формирование у студентов стратегического мышления и овладения методами той области науки, которая изучается, в дисциплинарном и междисциплинарном плане.
Усовершенствование умений научно-исследовательской деятельности студентов осуществляется путем привлечения их к научным студенческим кружкам, молодежным объектам, решения заданий в рамках индивидуальных учебных планов (составление библиографии, анализ литературы и т.д.), подготовки курсовых и дипломных работ, учебных проектов, написания докладов, выступлений на научных студенческих конференциях, научных коллоквиумах.
В дидактике высшей школы Германии усиливаются функции преподавателя как научного руководителя и консультанта, приобретают значение разные формы кооперации между преподавателями и студентами (В. Арнольд, Ф. Вальтер, В. Кньохель, Ф. Лихтенеккер, Р. Рецке). Так, Ф. Вальтер связывает высокую производительность научной работы студентов с позитивным развитием отношений между преподавателями и студентами, их сотрудничеством и партнерскими взаимоотношениями. Разделяя эти позиции, В. Арнольд и Г. Кньорншильд приходят к заключению относительно необходимости тесного сотрудничества преподавателя и студента, их общей ответственности за результат в процессе научно-производительной деятельности [481].
В Польше трансформация общего и профессионального образования, которая началась в 90-ые годы, выдвинула серьезные требования к квалификации учителей, которым рекомендуется иметь научную степень магистра, основанием для получения которого является защита магистерской работы, которая должна отвечать определенным критериям, конкретизированным в пределах отдельной дисциплины, а также защита этой работы на соответствующем экзамене. Следовательно, выпускник высшей школы кроме профессиональной подготовленности должен также продемонстрировать умение пользоваться научно-исследовательским аппаратом выбранной специальности.
Анализдиссертационныхработ, защищенныхспециалистамив областимузыкально-педагогическогообразования в Польше, позволяетвыделить два основныхтипаисследований–диагностические, в которыхглавнойцельюявляетсяописаниесуществующегосостояния, и экспериментальные (в основном, пилотажные), в которых в определеннойстепениверифицируютсяновыерешения. Этипоискиосуществляются в двухнаправлениях:исследуетсямузыкальноевоспитание в школе и процессподготовкиучителеймузыки. Значительноеколичествоисследованийсложноквалифицировать однозначно, посколькуонипроводятся на грани разныхнаучныхдисциплин, используютразныеисследовательскиетехникиотносительноизучаемых проблем.
Кромеиндивидуальныхнаучныхпоисковученых, существуютразветвленныеисследования в пределахспециальныхпроектов, заказанныхминистерством. Значительный резонанс в польскойобщественностивызывалипольскиеисследования, именуемые «экспертизаРаковского». Авторы «экспертизы»утверждали, что в направлениимузыкальноговоспитания в учебныхзаведениях, подотчетныхведомству науки, следуетобращатьбольшеевнимание на развитиеакадемическихкадров и интенсификациюисследовательскихтрудов в пределахнаучно-методической проблематики музыкальноговоспитания.
Научно-педагогическиедостиженияв сферепроблематики, связанной с магистерскимиработамивыпускниковвысшихучебных заведений Польши, как в теоретическом, так и в экспериментальном аспектах, являютсядостаточноразветвленными. Эта тема занимаетважноеместо в трудах известныхпольскихдидактов и профессорско-преподавательского состава высшихпедагогическихшкол, университетов и музыкальныхакадемий, средикоторых М. Дудзикова, Р. Гоздецкая, З. Людкевич, М. Низюрский, Й. Петер, Й. Саранч, М. Свентицкий, М. Славская, М. Яковицкая.
Какизвестно, в магистерскихработахбудущих учите лей музыкииспользуетсяметодология той научнойобласти, к которойотноситсявыбранная проблематика. По мнениюпрофессорауниверситета и музыкальнойакадемии в городе Лодзь ЛюциянаЦешляка, выпускникмузыкальногонаправления в образованиидолженвладетьметодологиейисследований, свойственной для гуманитарныхдисциплин, особенноистории и педагогика. Какотмечает професор, опытнаучнойработынеобходим учителю музыки для достиженияуспеха в своейпрофессиональнойдеятельности.
Таким образом, изучение педагогического и музыкального опыта в высшей школе за рубежом (Германии, Польше) свидетельствует, что активизация исследовательских, рефлексивных, инновационных форм обучения, фундаментализация образовательного пространства, «онаучивание» деятельности будущего учителя, в частности музыки, –это те факторы, которые влияют на развитие критического, междисциплинарного, аналитического, методологического мышления будущего специалиста и создают необходимые условия для формирования его научно-исследовательской культуры.
Л И Т Е Р А Т У Р А
- Broadfood Teaching and the Challenge of Change: educational research in relation to teacher education // European Journal of Teacher Education. – 1992. — Vol. 15. — № 1-2. – P. 45-53.
- ElliotJ. (ed.) Reconstructing Teacher Education. — London: Farmer Press, 1993.
- FullanM., Hargreaves A (eds.) Teacher Development and Education Change. — New York: Falmer Press, 1992.
- SchonD.A. Educating the Reflective Practitioner. Towards a New Design for Teaching and Learning in Professions. – London:Jossey Bass, 1987.
- Пуховська Л.П. Професійна підготовка вчителів у Західній Європі: спільність і розбіжності: Монографія / Л.П. Пуховська. – К.: Вища школа, 1997. – 179 с.
- Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие для студентов высш. уч. заведений / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 240 с.[schema type=»book» name=»Изучение проблемы формирования научно-исследовательской культуры будущих учителей музыки за рубежом (Германия, Польша)» author=»Тушева Виктория Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]