Образец поведения, отношений, переживаний, способы действий, используемые преподавателем во взаимодействии со своими студентами усваиваются, присваиваются и проявляются в поведении учащихся.
Здоровый педагог становится для своих учеников еще и учителем здорового образа жизни, всем своим поведением убеждает их в том, что именно в этом заключено благополучие каждого, семьи, коллектива и общества.
В настоящее время существует некое противоречие между ростом качества профессиональной деятельности педагога и снижением основных показателей здоровья согласно увеличением общей продолжительности работы в ВУЗе требует анализа представлений о профессиональном здоровье педагога, развития эффективных форм обучения будущих специалистов соответствующим навыкам по укреплению и сохранению здоровья, формирования государственной системы здравоохранения педагогов. Главным критерием труда педагога на сегодняшний день является объем его учебной нагрузки, а качество труда определяется конечным результатом [2, 3].
Педагогическая профессия одновременно выступает как труд, имеет физическую и интеллектуальную нагрузку, включает творческую, организаторскую, исследовательскую деятельность. Психологические, физиологические, гигиенические и другие трудности педагогического труда делают работу в сфере образования значительно сложнее, чем в сфере материального производства и обслуживания. В работе преподавателя присутствует высокая нервно-эмоциональное напряжение, необходимость принимать оперативные решения, неравномерность нагрузки, высокая вероятность эмоциональных контактов, конфликтов, необходимость выполнения запланированного объема работы в жестко регламентированный период времени; значительная мобилизация функций анализаторов, внимания, памяти и т.п. Деятельность педагога характеризуется отсутствием в течение всей трудовой жизни постоянного режима дня; выраженной гиподинамией, постоянной нагрузкой на голосовой аппарат, распределением внимания одновременно на несколько видов деятельности; постоянном самоконтроле, эмоциональном напряжении, мобилизации внимания для достижения высоких педагогических результатов [2].
Специфика труда педагога связана и с отсутствием внутреннего нормирования профессиональной деятельности: продолжает трудиться и в нерабочее время. Даже после прекращения трудового дня «рабочая доминанта» сохраняется еще довольно долго, что обусловливает частое развитие у представителей педагогического труда неврозов, истощает нервную систему.
С этих позиций педагогу особенно важно не только владеть основами знаний о здоровье, но и иметь конкретные средства, технологии обеспечения профессионального здоровья. Будущий специалист должен иметь представление о специфике педагогической деятельности и особенностях влияния профессиональных факторов на его здоровье [1].
Состояние здоровья педагогов во многом определяет эффективность их работы. Если понижается способность к адекватному взаимодействию со студентами на эмоциональном уровне, то возникает эмоциональное отвержение со стороны учащихся, а воспитательный компонент образовательного процесса может приобрести обратный знак [1,4].
Нашим исследованием предусматривалось изучение здоровьесберегающей деятельности педагогов (относительно образа жизни, занятий вне рабочего времени, питания, физической активности).
Для этого был разработан специальный опросник, состоящий их 20 вопросов с несколькими вариантами ответов, а также с возможностью предложить свой вариант ответа. Далее был проведен опрос 73 педагогов, работающих в ВГПУ г.Воронежа, в возрасте от 31 до 66 лет.
Анализ данных опросных листов показал следующие результаты по наиболее актуальным вопросам.
Только 63% педагогов (46 респондентов) оценили свой образ жизни и своей семьи, как здоровый. Регулярными занятиями спортом, гимнастикой, туризмом увлекаются 46% опрошенных (33 педагога) и лишь изредка спорту уделяют время 37% респондентов.
В рамках оценки здоровьесберегающего поведения членов педагогических коллективов, выяснялся вопрос о питании сотрудников, его регулярности. 78% опрошенных (57 педагогов) заявили о нерегулярности своего питания, а среди преобладающих причин назвали отсутствие времени из-за большой занятости – 83% респондентов и отсутствие условий для приема пищи 11% педагогов.
Изучение деятельности во внеучебное время показал, что в оставшееся свободное время педагоги предпочитают пассивный отдых (просмотр телевизора, пребывание за компьютером/планшетом, чтение, шитье и проч.). Напомним, что заболевания зрительного аппарата среди членов педагогических коллективов занимают лидирующие позиции.
Анализ данных также показал неудовлетворенность педагогов гигиеническими условиями обеспечения учебного процесса, а именно 87 % опрошенных (64 педагога) указали на несоответствие нормам по температуре воздуха в помещениях, освещенности, состоянию мебели, ремонту, а также на недостаточную организацию рабочего места педагога.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что ничтожно влияние педагога на своих учащихся, если сам преподаватель не пример для подражания в вопросах сохранения и укрепления здоровья. Большой задачей для решения является формирование культуры здоровья и педагога, и ученика, и общества в целом.
Список литературы:
- Бондаренко О.А. Программа «Здоровье педагога» // URL:
- Ефимова В. М. Формирование культуры здоровья как аспект профессиональной подготовки будущего учителя // Здоровье и образование в XXI веке . №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kultury-zdorovya-kak-aspekt-professionalnoy-podgotovki-buduschego-uchitelya
- Чирков А.А. Здоровый учитель как важнейший фактор сохранения и укрепления здоровья учащихся // URL: https://zdd.1september.ru/view_article.php?id=200801710
- Юдин И.И. Проблема сохранения и укрепления здоровья педагогов (Из опыта работы центра содействия и укрепления здоровья обучающихся) / Юдин И.И., Грейль Н.В., Мелентьева А.В. // URL: https://festival.1september.ru/articles/560101/.[schema type=»book» name=»ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ» description=»В образовании здоровье участников учебно-воспитательной деятельности – это такая составляющая процесса развития личности, без которой не мыслится ни определение содержания обучения и воспитания, его методов, ни оценка результативности их содержательной и практико-ориентированной сути. Целью нашей работы стало изучение здоровьесберегающей мотивации в профессиональной деятельности педагога. Далее с помощью специально разработанной анкеты был проведен опрос преподавателей ВУЗа на предмет их валеологического поведения. Анализ полученных данных показал, что в рамках современных требований к организации учебно-образовательного процесса стало гораздо сложнее реализовывать свой валеологический потенциал. Вероятно, что только тесное взаимодействие руководства, членов педагогического состава, учеников и непосредственное участие медицинских работников может явиться тем необходимым условием для достижения положительных результатов, направленных на укрепление и сохранение здоровья не только педагогов, но и их учащихся.» author=»Грошева Екатерина Сергеевна, Попова Олеся Александровна, Картышева Светлана Ивановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-24″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]