Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Не стыдись, когда помогают; тебе

предстоит задание, как бойцу на

крепостной стене. Ну что же делать,

если ты, прихрамывая, не в силах один

подняться на башню, а с другими

вместе это возможно?

Марк Аврелий

В настоящее время в республике наблюдается существенная нехватка профессионально-технических и квалифицированных рабочих кадров.

Извечная беда сначала советского, а позже российского профессионального образования — пропасть между теорией и реальностью.

Ликвидировать разрыв между теорией и практикой приходится предприятию, для которого обеспеченность квалифицированными кадрами — вопрос «жизни и смерти». Каждый решает этот вопрос по-своему. Где-то к новичкам прикрепляют наставников, вводят в должность, где-то разрабатывают и внедряют программы обучения и адаптации. И в результате через пару-тройку лет получают готового к работе и отлично знающего производство специалиста. Не слишком ли накладно — сначала несколько лет учить, а потом почти столько же доучивать и переучивать? Нельзя ли как-то поэффективнее и побыстрее?

Можно! Для этого нужно присмотреться к опыту тех, кто эту задачу уже решил, и небезуспешно. Особенный интерес в этом отношении может представлять для нас система профессионального образования Германии (эта страна, по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы (Швейцария), является одним из лидеров по уровню квалификации кадров). Система дуального образования Германии проверена жизнью и является образцом для всего Европейского Союза.

Немецкое образование имеет глубокие исторические корни и прочные традиции. Уже в Средние века немецкие ремесленники отличались особым мастерством и дольше всех в Европе практиковали передачу ремесла от мастера к ученику. Кстати, ученик полжизни мог оставаться подмастерьем, настолько высоки были требования к его квалификации. Право мастера ставить личное клеймо на товары было символом не только профессионального, но и жизненного успеха.

Новая экономика трансформировала традицию «штучной» подготовки мастером ученика в дуальную систему обучения. Эта особая форма подготовки квалифицированных работников на основе тесного взаимодействия предприятий и профессиональных школ: ученики обучаются профессии у прошедших специальную подготовку «мастеров».

Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности это основа дуального образования

Дуальная система образования предусматривает сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности. Учебный процесс организуется следующим образом: параллельно с обычными занятиями в профессиональном учебном заведении обучающиеся, ходят на работу на конкретное предприятие или фирму, где приобретают практический опыт (профессиональная подготовка). По системе дуального образования может производиться обучение в рамках краткосрочных курсов. Такая форма подготовки и переподготовки работников технического и профессионального профиля позволяет гибко совмещать прохождение теоретического курса и профессиональной подготовки специалистов непосредственно на рабочих местах и обеспечить присвоение обучаемым, более высоких квалификаций (разрядов), возможность расширения функциональных обязанностей. График учебного процесса по дуальной системе образования разрабатывается с учетом специфики каждого конкретного предприятия и требований к компетентности и квалификации обучаемого.

Дуальная система предполагает прямое участие предприятий в профессиональном образовании обучаемых. Предприятие предоставляет условия для практического обучения и несёт все расходы, связанные с ним, включая возможную ежемесячную плату обучающемуся. Учебные заведения на равноправной основе сотрудничают с предприятиями, на базе которых осуществляется производственное или практическое обучение.

Данная система позволяет решать следующие цели:

  1. Развитие технического и профессионального образования путем создания высокоэффективной конкурентоспособной системы подготовки и переподготовки кадров рабочих и технических специалистов.
  2. Внедрение в учебный процесс организаций профессионального образования новых технологий обучения.
  3. Дальнейшее развитие системы непрерывного профессионального образования.
  4. Стимулирование разработки, переработки и усовершенствования профессиональных стандартов рабочих и технических специальностей.

Основной принцип дуальной системы обучения – это равная ответственность учебных заведений и предприятий за качество подготовки кадров.

Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, учащихся, государства:

Для предприятия — это возможность подготовить для себя кадры, сократить расходы, предусмотренные на поиск и подбор работников, их переучивание и адаптацию.

Опыт использования дуальной системы обучения показал следующие преимущества этой системы по сравнению с традиционной:

— дуальная система подготовки специалистов устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения — разрыв между теорией и практикой;

— в механизме дуальной системы подготовки заложено воздействие на личность специалиста, создание новой психологии будущего работника;

— дуальная система обучения работников создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;

— заинтересованностью руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего работника;

— учебное заведение, работающее в тесном контакте с заказчиком, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения;

— дуальная система обучения может широко использоваться в профессиональном обучении.

Муравленковский многопрофильный колледж делает первые шаги к переходу к дуальной системе профессионального обучения. На данном этапе это выражено и организовано в рамках соглашений с предприятиями и направлено на комплексное совершенствование системы профессионального образования и обеспечение кадровых потребностей отрасли, повышение качества подготовки выпускников.

На основании заключенных соглашений осуществляется:

  1. Согласование программ спецпредметов и производственных практик, индивидуальных заданий на технологическую и преддипломную практику, тем курсовых и дипломных работ (проектов).
  2. Рецензирование методических материалов по вопросам организации и проведения производственной практики.
  3. Организация всех видов практик.
  4. Включение представителей предприятий в состав участников

мероприятий, касающихся вопросов подготовки кадров, технологии производства и других вопросов корпоративной культуры и общественной жизни.

  1. Создание единой сети преподавательского состава, выделение

представителей предприятия для проведения преподавательской деятельности. 6. Предоставление имеющейся информации и прочей документации производственного характера для ведения образовательной деятельности.

  1. Выделение ведущих специалистов предприятия для включения в состав Государственных аттестационных и квалификационных комиссий.
  2. Выделение инженерных и руководящих работников предприятия для работы со студентами в качестве руководителей курсовых и дипломных

проектов.

  1. Участие в организации и проведении аттестационных квалификационных практических работ на производстве по получению студентами

квалификации по рабочим профессиям в установленном порядке.

  1. Трудоустройство выпускников колледжа на вакантные места предприятия.

Представители предприятий участвуют в расширенных заседаниях предметных (цикловых) комиссий, на которых обсуждаются вопросы актуализации содержания программ учебных дисциплин, профессиональных модулей и возможности формирования профессиональных компетенций студентов в период прохождения производственной практики.

Для обучающихся – это адаптация выпускников к реальным производственным условиям и большая вероятность успешного трудоустройства по специальности после окончания обучения.

В выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для всей экономики.

Надеемся, в будущем колледж укрепит свои позиции на рынке образовательных услуг как одно из ведущих образовательных учреждений профессионального образования в округе по подготовке специалистов и квалифицированных рабочих в различных областях производства и многопрофильный ресурсный центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

«…на предприятиях по всей России нужны молодые специалисты, владеющие современными знаниями, имеющие навыки применения этих знаний в своей практической деятельности, а также мотивированные к саморазвитию и достижению профессионального успеха»

 Министр образования и науки РФ Д. В. Ливанов

 

Литература:

  1. Агранович М.Л. Экономические и социальные эффекты образования. Опыт статистического анализа. — М.: Просвещение, 2001. — 256 с.
  2. Аникеев А.А., Артуров Е.А. Современная структура образования в Германии// Alma mater. 2012. №3. С. 67-68
  3. Кузембаев С.Б., Альжанов М.К. Вопросы перехода на дуальное образование // Вестник КарГУ – 2013.
  4. Муратов В.С. Возможности дуальной системы образования при подготовке специалистов // Успехи современного естествознания. 2008. №7. С.91.
  5. Публичный доклад о состоянии и итогах работы ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж» за 2013-2014 учебный год
  6. Родиков А.С. Некоторые аспекты профилизации образовательных услуг дуальной системы европейского образования // Вестник Военного университета. — 2010. — № 3 (23). — С. 41-46.
  7. Тешев В.А. Дуальное образование как фактор модернизации системы социального партнерства вузов и предприятий // Вестник Адыгейского государственного университета. 2014. №1. (135). С. 139-144.[schema type=»book» name=»ДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ» description=»в материале представлены пути повышения качества профессионального образования, по средствам дуальной системы обучения.» author=»Бояркина Светлана Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-10″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found