Реформы школьного образования привели к осмыслению роли гимназического образования как уникального образовательного пространства, отвечающего современным требованиям и тенденциям развития образования, определяющего новое видение решения стратегических целей общества, приоритетно направленного на становление личности и создание условий для успешной адаптации подрастающего поколения к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни.
Гимназия, как вид общеобразовательного учреждения, возникла в России в XVIII в. Гимназическое образование связывалось с ориентацией на подготовку к университетскому образованию (М.В. Ломоносов); с необходимостью дать учащимся всестороннюю общеобразовательную подготовку (Н.И. Пирогов); акцентированием внимания на гуманитарной направленности гимназического обучения (В.В. Розанов, В.Я. Стоюнин). В 1804 г. был принят первый устав гимназий, по которому образование в них определяется как классическое и элитарное.
С 80-х годов XX-го века в развитии образования происходит процесс самореорганизации массовой школы в новые образовательные учреждения, поиск новой образовательной философии. В России появляются различные типы средних учебных заведений повышенного уровня — лицеи, гимназиии др., которые столкнулись с проблемами соотношения взаимосвязей целей, организационных форм, содержания образования.
В Законе «Об образовании в РФ» (1992 г.) утверждаются три группы образовательных учреждений: лицеи, служащие для профильного углубления, гимназии, дающие углубленное образование и общеобразовательные школы. Сегодня обучающимся и родителям предлагается выбор образовательного учреждения, профиля образования, программ, учебников, итоговых экзаменов и форм получения образования [1].
Гимназическое образование, как одна из форм углубленного образования, сегодня ориентированы на подготовку выпускников, способных к успешной интеллектуальной деятельности. При этом подготовка гимназистов к эффективной интеллектуальной деятельности не сводится только к формированию у них когнитивно-операционного опыта, а направлена на расширение и обогащение сферы и содержания человеческой субъективности, воли, чувств, эмоций.
Специфика гимназического образования определяется наличием в нем двух составляющих: универсальности и элитности. Универсальность состоит, во-первых, в получении обучающимися максимума знаний об основных (классических) объектах окружающего мира, во-вторых, в обучении различным способам и методам присвоения или создания информации, т.е. стратегиям поиска и получения знаний. Элитность гимназического образования заключается, в отборе интеллектуальной молодежи, имеющей повышенный уровень мотивации к получению образования, во-вторых, в обеспечении, на основе конкурса учителей, повышенного уровня преподавания, в-третьих, в индивидуализации воспитательного и образовательного процесса, в-четвертых, в гарантиях поступления воспитанников гимназии в аккредитованные и престижные ВУЗы.
Уникальность гимназического образовательного пространства исходит из особенностей содержания образования, как соединения, минимум четырёх компонентов, обеспечивающих формирование учебно-познавательной компетентности:
- содержания базового общего (начального, основного и среднего) образования (как единства содержания обучения, воспитания и развития);
- содержания гимназического образования;
- содержания дополнительного образования (как общеразвивающего, так и специфически гимназического);
- содержания «скрытого образования» (hidden curriculum – термин западных исследователей).
Последний компонент определяют по-разному: «дух школы» (К.Д. Ушинский) [3], «атмосфера образовательного учреждения», «институциональный контекст образования» (ряд западных учёных), «особенность соорганизации различных процессов в школе» (Я. Миллер, У. Селлев, X. Даниелс), «неизучаемая учебная программа» (Н. Оверлей), «стиль жизнедеятельности, явные или не явные нормы и правила организации» (А.Н. Тубельский) [2].
Анализ педагогической литературы по исследуемой проблеме позволяет выделить возможности гимназического образования в формировании учебно-познавательной компетентности старшеклассника. Гимназия выполняет свои социально-педагогические функции, если реализуются следующие возможности данного типа образовательного учреждения:
— процесс обучения данным образовательным учреждением строится как довузовский этап в системе непрерывного образования;
— основная цель гимназии, заданная как конечный результат, выражается в социально-значимом самоопределении (учебно-познавательной компетентности) выпускника гимназии;
— содержание образования строится на основе гуманитаризации всех циклов учебных предметов;
— внутри каждой ступени созданы условия для многоаспектной дифференциации и индивидуализации как учения, так и преподавания;
— отношение между учителем и учащимися построены на признании уникальности и неповторимости каждой личности и являются высшей ценностью педагогической деятельности;
— управление педагогическим процессом строится на демократической основе, предполагающей оптимальное соотношение управления – самоуправления.
Отметим, что образовательный процесс современной гимназии обеспечивается образовательной программой, имеющей сущностные характеристики. К ним отнесены:
- Наукоёмкостъ, предполагающая научное обеспечение образовательной программы.
- Субъектная ориентированность на гимназиста и педагога как субъектов образовательной деятельности.
- Ресурсообеспеченность, предполагающая наличие административных, финансовых, материально-технических, кадровых, интеллектуальных, информационных ресурсов.
- Нормативность, понимаемая как управленческая характеристика (когда управляет сама программа как норма функционирования) и определяемая не как догма, а как постоянный процесс нормотворчества, следования принятым нормам.
- Структурированность, предполагающая – наличие составляющих программу структурных компонентов – подпрограмм, – иерархическую подчинённость и соподчинённость структурных компонентов.
- Уникальность, которая задаётся с учётом опыта или отсутствия опыта функционирования образовательной организации во вновь открываемой гимназии; образовательной ситуацией, анализом ближайшего социума, процессом проектирования образовательной программы участниками образовательного процесса.
- Открытость, придающая образовательной программе не только и не столько характер плана действий и их результата, сколько характер процесса [4].
Таким образом, гимназическое образование, представляет собой образовательное пространство, отвечающее последним требованиям современного образования в контексте формирования высокоинтеллектуальной, самодостаточной, успешной личности, построенное на традициях преемственности академического (классического) и инновационного образования.
Список литературы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании».- М.: ИНФРА-М, 2000.- 52 с.
- Тубельский, А.Н. Трансформация педагогической деятельности: от традиционного обучения к продуктивному / А.Н. Тубельский // Шк. технологии.- 1999.- №4.- С.71-78.
- Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский.- М.; Л., 1939.- Т.2.- 413с.
- Шамардина, Т.В. Модернизация гимназического образования. Теория и практика: Сборник научно-методических работ / Под. ред. В.Г. Рындак, Т.В. Шамардиной – Оренбург: Издательство ОГАУ, 2003. – 181c.[schema type=»book» name=»ГИМНАЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА» description=»В данной статье раскрывается особенности образовательного процесса современной гимназии; описываются возможности гимназического образования в формировании учебно-познавательной компетентности старшеклассника.» author=»Шамардина Татьяна Владиленовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-04″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_09(18)» ebook=»yes» ]