Становление вторичной профессионально ориентированной языковой личности студента неязыкового вуза происходит в образовательном процессе иноязычной подготовки, который претерпевает в настоящее время значительные преобразования. Целью иноязычной подготовки является овладение основами иноязычного общения, в процессе которого осуществляется воспитание, развитие и образование личности. Этот процесс является системным, поэтому важным условием дальнейшего совершенствования процесса воспитания средствами предмета иностранный язык является его оптимизация, которая предполагает определенный выбор содержания, форм, методов, приемов и средств педагогического взаимодействия профессорско-преподавательского состава кафедр иностранного языка, кафедр специальных дисциплин и студентов, обеспечивающего наибольший воспитательный эффект в образовательном процессе неязыковых вузов.
Анализ процесса воспитания студентов нелингвистических специальностей средствами иностранного языка показывает, что его организация в целом позволяет решать задачи по формированию и развитию вторичной языковой личности обучающихся. Однако, практика воспитательной работы средствами иностранного языка в образовательном процессе показывает, что большинство преподавателей неязыковых вузов недостаточно ориентируются в вопросах организации, содержания и методики воспитания студентов: не всегда принимаются во внимание особенности воспитательной работы в соответствии с лингвистическим и культурологическим контекстом иностранного языка и профилем вуза; планирование воспитательного аспекта на занятиях по иноязычной подготовке осуществляется с низким качеством.
Основными причинами сложившейся ситуации являются, в частности, недооценка роли воспитательной работы средствами учебной дисциплины иностранный язык, в организации и содержании которой недостает нужной целеустремленности, в связи с переменами, происходящими в высшем образовании, недостаточно разработанным лингводидактическим и методическим обеспечением воспитательного аспекта практических занятий по иностранному языку. Большая часть методических разработок в воспитательном аспекте не обладает целенаправленным характером и не связана с задачами формирования и развития вторичной профессионально ориентированной языковой личности студента неязыкового вуза. Так, в современной высшей школе сложилась ситуация, которая характеризуется, с одной стороны, возрастающими требованиями к современным специалистам (а иностранный язык является одним из них), а с другой – недостаточным использованием имеющихся потенциальных возможностей воспитательной работы средствами иностранного языка.
С учетом профессиональной направленности формирования вторичной языковой личности целесообразно будет выделить вербально-семантический, когнитивный и прагматические уровни.
Вербально-семантический уровень предполагает такой уровень владения иностранным языком, который соответствует уровню носителя языка. Когнитивный уровень позволяет получать новые знания, необходимые для профессиональной деятельности, через иностранный язык. Прагматический уровень позволяет перейти к реальному речевому общению, учитывая цели, мотивы, интересы студентов.
Многоаспектность цели обучения профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетентности, включающей помимо учебной, методической и научной работы воспитательную работу. Такая воспитательная работа предполагает целенаправленный, систематический и организованный процесс взаимодействия профессорско-преподавательского состава на сознание, чувства, волю студентов с целью формирования у них высоких профессиональных качеств в соответствии с требованиями современного рынка труда.
Достижение этой цели связано с реализацией следующих задач воспитания студентов нелингвистических специальностей:
- формирование уважительного отношения к стране изучаемого языка, ее истории и традициям;
- развитие потребности пользоваться иностранным языком как средством общения в условиях профессионального общения;
- построение взаимосвязи воспитательного процесса с учебной и научной работой;
- стимулирование познавательной деятельности, необходимой для будущей профессиональной деятельности;
- подготовка профессорско-преподавательского состава на индивидуальную работу со студентами;
- формирование иноязычной профессионально ориентированной компетентности.
Таким образом, обобщая все выше сказанное, можно предложить следующие пути совершенствования воспитательной работы в процессе иноязычной подготовки:
- повышение эффективности и результативности системы воспитания, совершенствование ее структурных элементов, содержания и методики;
- реализация принципа воспитывающего обучения;
- повышение роли профессорско-преподавательского состава в обеспечении высокой эффективности воспитательного процесса средствами иностранного языка.
Список литературы:
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. – М., 1995
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М., 1987
- Халеева, И.И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста. Язык-система, язык-текст, язык-способность / И.И. Халеева. – М., 1995.[schema type=»book» name=»ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОДЕРЖАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ» description=»В статье рассматривается педагогическая система формирования профессионально ориентированной вторичной языковой личности студентов неязыковых вузов через комплекс взаимосвязанных направлений, важнейшим из которых является целенаправленная воспитательная работа.» author=»Ростовцева Полина Петровна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-13″ edition=»euroasia-science_28_28.07.2016″ ebook=»yes» ]