Актуальность. Воспитание физических качеств содействует решению социально обусловленных задач: всестороннему и гармоничному развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социально-экологическим условиям, повышению адаптивных свойств организма [2, c. 96].
Одним из важных физических качеств является гибкость. Гибкость — свойство упругой растягиваемости телесных структур (главным образом мышечных и соединительных), определяющее пределы амплитуды движений звеньев тела. Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявление таких физических качеств, как сила, быстрота реакции и скорость движения, выносливость, увеличивать энерготраты и снижать экономичность работы и зачастую приводит к серьезным травмам мышц и связок [4, c. 122].
Следовательно, повышение показателей развития гибкости у школьников старшего школьного возраста должно стать приоритетным направлением школьного физического воспитания, что предполагает соответственно разработку методик, обеспечивающих прирост показателей гибкости за период их обучения в школе [9, c.114].
Объект исследования — развитие гибкости у школьников старшего школьного возраста.
Предмет исследования — средства и методы гимнастики, способствующие развитию гибкости у школьников старшего школьного возраста.
В арсенале средств физического воспитания должны широко использоваться гимнастика, занятия по программе школы и производственных училищ, спорт и туризм [8, c. 59].
Физические упражнения оказывают положительное влияние на умственную деятельность и работоспособность лишь в том случае, если они не вызывают переутомления. Важно помнить, что сильными не рождаются, сильными становятся в результате мышечной деятельности [1, c. 69; 6, с. 12].
Подвижность суставов проявляется в двух формах: при пассивных и активных движениях. Пассивное движение осуществляется с помощью партнёра или собственной силой (например, сгибание кисти левой руки правой). Активное движение выполняется за счёт сокращения мышц, участвующих в движении. Величина активной подвижности всегда меньше пассивной, которая является резервом для увеличения первой [7, c. 99].
Если систематически выполнять специальные упражнения на растягивание, то за короткий срок (6-8 месяцев) можно достичь амплитуды предельно возможных движений в суставах. Так, например, при систематической тренировке мышечно-связочного аппарата сгибание ноги в тазобедренном суставе возможно до упора ноги о туловище [3, c. 217; 5, с. 73].
Тестирование. Для определения показателей гибкости мы использовали следующие тесты: выкрут рук и продольный шпагат.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе СОШ №2 города Набережные Челны в 2013/2014 учебный год. В эксперименте приняли участие школьники, обучающиеся в 10 – 11 классах.. Экспериментальную группу составили 20 человек (10 девушек и 10 юношей).в ЭГ проводились дополнительные занятия с использованием разработанных комплексов гимнастических упражнений 2 раза в неделю. Контрольная группа представлена так же 20 студентами (10 девушек и 10 юношей), которые посещали только уроки физической культуры.
В таблице 1 представлены результаты в тесте «выкрут рук».
Результаты теста «Выкрут рук»
Показатель |
Основные
статистические характеристики |
Контрольная
группа |
Экспериментальная группа | |||||||
Сентябрь | Март | Сентябрь |
Март |
|||||||
м | ж | м | ж | м | ж | м | ж | |||
Выкрут рук
(см) |
Среднее
значение |
79,67 | 74,67 | 79,0 | 73,91 | 77,33 | 74,17 | 73,47 | 66,76 | |
T рас.
T кр.=2,22 |
1,99 | 2,12 | 2,38 | 2,30 | 1,99 | 2,12 | 2,38 | 2,30 | ||
Стандартное
отклонение |
9,07 | 13,51 | 3,61 | 14,22 | 10,26 | 13,16 | 11,44 | 12,94 | ||
Коэффициент
вариации |
11,39 | 18,10 | 4,56 | 19,23 | 13,27 | 17,74 | 14,85 | 18,0 | ||
Стандартная
ошибка |
5,24 | 3,90 | 2,08 | 4,10 | 5,93 | 3,80 | 6,43 | 3,74 | ||
Рис.1. Показатели выкрута рук у девушек КГ и ЭГ
Рис.2. Показатели выкрута рук у юношей КГ и ЭГ
Показатели гибкости, рассчитанные по углу в тазобедренном суставе в положении «продольный шпагат» дают более полную картину о развитии гибкости. Так, этот показатель в начале учебного года у контрольной группы составил 172 градуса, в конце обследуемого периода — 174 градуса. В контрольной группе соответствующие показатели составили также 172 градуса в начале исследования и достигли 179 градуса в конце исследования. Разница по этому показателю в обычной группе составила всего 2 градуса, в экспериментальной группе — 7 градусов. Эти различия весьма существенны и статистически достоверны (t = 4,17 при р < 0, 01).
Таблица 2
Показатели развития гибкости в градусах в контрольной группе
Ф.И.О. |
Тест на гибкость до (см), град |
Тест на гибкость после (см), град |
|
Средние показатели гибкости, см. | -1,4/ 172 | 0,87/174 | |
в экспериментальной группе
Средние показатели
гибкости, см |
— 1,4/172 | +1,31/178 |
Рис.3. Показатели развития гибкости в градусах контрольной и экспериментальной групп
В результате анализа полученных данных, мы видим, что произошел некоторый прирост показателей. На наш взгляд это связано с тем, что средства гимнастики являются основными для развитие гибкости в любом возрастном периоде.
Таким образом, результаты проведенных нами исследований подтверждают гипотезу исследования, о том что занятия по экспериментальной методике оказали положительное влияние на развитие показателей гибкости детей старшего школьного возраста.
Список литературы
- Авдеев Н.Н. В. Здоровье как ценность и предмет научного исследования : мир психологии, 2000. — № 1. – С. 68-72.
- Бароненко В.А. Культура физического воспитания студентов педагогического вуза: учебное пособие. М.: Советский спорт, 2004. – 156 с.
- Биохимия мышечной деятельности: Учеб. для студентов вузов физ. воспитания и спорта. Киев: Олимпийская литература, 2000. – 503 с.
- Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М.: Физкультура и спорт, 1997. – 143 с.
- Булкова Т.М. Улучшение физического состояния студентов вузов физической культуры на основе реализации индивидуальных программ. Теория и практика физической культуры, 2007. — № 4. – С. 73-74.
- Волжанин С.Е. Повышение уровня физической подготовленности студентов вуза средствами атлетизма: Автореф. дис. . канд. пед. наук.Улан-Уде, 2007. – 24 с.
- Давыдов О.Ю. Физическая подготовка студентов подготовительного отделения технического вуза: Монография. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2005. – 131 с.
- Моченов В.П. Всемирный саммит по физической культуре. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2000.-№ 1.-С. 56-63.
- Швардыгулин А.В. Методика проведения занятий гимнастикой в вузе: учебно-методическое пособие. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. – 160 с.[schema type=»book» name=»ВЛИЯНИЕ ГИМНАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» author=»Кудяшева Альбина Наильевна, Кудяшев Наиль Хасанович, Ашрафуллина Гульназ Шамилевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]