Данная статья посвящена анализу координационных способностей юных спортсменов разных специализаций (дзюдо и плавание).
На первом этапе исследования была проведена оценка координационных способностей двух экспериментальных групп, дзюдоистов (в составе 20 человек) и пловцов (в составе 20 человек) первого года обучения с помощью стабилоплатформы «Биомера».
Целью настоящего исследования являлась оценка и сравнение координационных возможностей юных спортсменов диаметрально противоположных видов спорта (дзюдо и плавания).
Методы исследования. Исследования проводились с помощью напольной стабилоплатформы «Биомера». Стабилотренажер «Биомера» регистрирует усилия, направленные на поддержание и изменения позы стоящего на ней человека и, посредством специальной программы, анализирует динамику колебаний общего центра тяжести спортсмена во время проведения теста и формирует соответствующие оценки, или преобразовывает сигнал в команды, управляющие виртуальным объектом (меткой) [1, c. 4].
В работе применялись 3 теста: статическая проба, динамическая проба и проба Ромберга.
1 — Статическая проба выполнялась в произвольной установке стоп, в вертикальной позе, руки свободно вдоль тела. Выполнение данного теста путем варьирования позы тела осуществляется способностью управлять собственным центром тяжести. Для этого необходимо удерживать метку в центре заданного круга в течение всего времени пробы (20 секунд).
Статический тест является пробой с биологической обратной связью (визуальной) по опорной реакции. Иначе тесты такого типа предложено называть двигательно-когнитивными, т.е.количественно исследуется способность стоящего человека выполнить инструкцию (результативное действие, требующее когнитивных действий — восприятия инструкции, внимания и т.д.) по поддержанию заданной позы с визуальным контролем.
2 — Динамическая проба — разновидность двигательно-когнитивных тестов. Выполнялась в вертикальной позе, руки свободно вдоль тела. В данной программе для выполнения динамического теста необходимо обеспечить наилучший контроль центра тяжести тела для перемещения центра давления на платформу согласно специальному алгоритму. Следует удерживать метку, соответствующую центру давления стоящего человека на платформу, сначала на центральном круге (розовый круг на копии экрана ниже), затем быстро и точно, по наикратчайшему пути, перенести метку на новый появляющийся круг, дождаться исчезновения этого круга и «вернуться» в центральный круг. Продолжительность пробы – 30 секунд.
Применение устройства «Стабилотренажер» позволяет получить количественные оценки координационных возможностей человека по его способности контролировать позу [1, c. 7].
3 — Проба Ромберга выполнялась в вертикальной позе, стопы в положении «пятки вместе носки врозь» (по разметке платформы). Руки свободно вдоль туловища. Цель проведения пробы Ромберга — определить различия в способности удерживать вертикальную позу с открытыми и закрытыми глазами. То есть, учесть роль зрения в поддержании равновесия [4, c. 36].
Проба Ромберга состоит из 2-х одинаковых по времени периодов для открытых и для закрытых глаз (по 20 секунд каждый).
Для сравнения результатов тестов были рассчитаны коэффициенты вариации (V) [3, c. 163].
Полученные результаты.
- Статистическая проба:
ДзюдоистыV(1)=25,44%, пловцыV(1)=47,66%.
- Динамическая проба:
ДзюдоистыV2=19,3% , пловцыV2=38,4.
- Проба Ромберга:
Дзюдоисты V3=23,56%, пловцы V3=41,12%.
Полученные результаты позволяют отметить, что юные спортсмены дзюдоисты обладают более совершенными координационными способностями, чем юные пловцы.
В данных программах исследования предусмотрена бальная оценка уровня развития координационных возможностей. Анализ бальных оценок представлен в таблице 1.
Таблица 1.
Анализ результатов 3-х проб. (В каждой группе по каждому виду тестирования дано среднее арифметическое значение и стандартное отклонение).
Проба | Дзюдо | Плавание |
1 | 5,7±19,3 | 4,7±20,7 |
2 | 19,4±8,2 | 17,3±7,3 |
3 | 5,1±25,5 | 4,2±28,6 |
На Рисунке 1 видно, что показатели группы спортсменов специализации дзюдо набрали большее количество баллов, что подтверждает предварительные выводы об уровне развития координационных возможностей данных групп юных спортсменов.
Рисунок 1. Динамика бальной оценки координационных возможностей в 3-х тестах.
ВЫВОДЫ.
Полученные данные позволяют:
— оценить уровень развития координационных способностей юных спортсменов;
— лучше ориентироваться тренеру при отборе спортсменов в группы по видам спорта;
— дать обоснованные рекомендации юным спортсменам при выборе вида спорта.
С помощью данного метода можно контролировать развитие координационных способностей спортсменов и оценивать эффективность применения методов совершенствования координационных способностей [2,c.12-14].
Список литература:
- Программное обеспечение «Стандарт», Москва, 2012 [Электронный ресурс] // URL: https://www.biomera.ru/upload/STPL_Standard.pdf. – Дата обращения 01.05.2014.
- Хамидуллина Г.Ф., Латыпов И.К. Реализация технологии физического воспитания детей 6-9 лет на спортивно-оздоровительном этапе в дзюдо/ Г.Ф. Хамидуллина, И.К. Латыпов // Вестник спортивной науки. – 2006. — № 6 – С. 12-14
- Афанасьев В.В., Муравьёв А.В., Осетров И.А., Михайлов П.В. А 94 Спортивная метрология: учебное пособие / под ред. В.В. Афа- насьева / В.В. Афанасьев, А.В. Муравьёв, И.А. Осетров, П.В. Михайлов. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2009. – 242 с.
- Двейрина, О. А. Координационные способности: определение понятия, классификации форм проявления/ О.А. Двейрина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2008. — № 1(35) – С. 35-38. [schema type=»book» name=»АНАЛИЗ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ» description=»В данной статье оцениваются результаты координационных возможностейюных спортсменов диаметрально противоположных специализаций: дзюдо (где координационные способности имеют важнейшее значение) и плавание – циклический вид спорта. С помощью данного анализа результатов можно проследить, какие различия в координационных данных юных спортсменов видны уже на первом году обучения.» author=»Малахова Ольга Евгеньевна, Пастушенко Евгений Евгеньевич » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]