Развитие одаренных детей — основного интеллектуального и творческого потенциала страны — забота о развитии науки, технологий, культуры и социальной жизни России в будущем.
Осмысление процессов обучения и воспитания одаренных детей и подростков обусловлено социальными ожиданиями и потребностями педагогической науки. Каковы возможности образовательных организаций в создании условий для развития и самореализации одаренного ребенка?
В современной науке и практике довольно полно представлены исследования факторов личностного развития одаренных детей, их врожденных задатков, интересов и способностей, мотивации достижения, стремление к знаниям, познавательных потребностей. В исследованиях в рамках личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования в условиях общеобразовательной школы и дополнительного образования описаны развивающие образовательные технологии, которые изменили отношение к этой категории учащихся; определена стратегия по созданию новой модели образования, способствующей разностороннему развитию каждого школьника. [1]
«Рабочая концепция одаренности», разработанная Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадриковым, А. В. Брушлинским, В. Н. Дружининым, В. С. Юркевич и др., отражает общую позицию ведущих отечественных специалистов в области психологии одаренности и дает единую теоретическую базу для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации и др.
Приоритетнымицелями обучения одаренных детей, выделенными в «Рабочей концепция одаренности», являются:
-развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей;
-создание условий для развития творческой личности;
-развитие индивидуальности одаренного ребенка;
-обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого
уровня, развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.[2]
Сегодня в системе образования, как и в социально-экономическом развитии нашей страны в целом, происходят интеграционные процессы, объединяющие возможности школы и организаций дополнительного образования детей; муниципальной или региональной системы образования, создающие новые условия для развития детей. Одаренный ребенок может выбирать услуги, оказываемые другими типами образовательных организаций в своем районе, регионе.
Большим, но не реализованным в полной мере, потенциалом для поддержки, развития одаренных детей обладает система высшего образования. Традиции и формы образовательной деятельности высшей школы благоприятствуют развитию способностей и одаренности ребенка Педагогические работники высших учебных заведений имеют наиболее высокий уровень квалификации,компетентностив преподавании специальных и профильных дисциплин; углубленное содержание образования имеет академическую основу, чтопозитивно влияет на успешное развитие одаренного ребенка; одаренные дети и подросткиполучают возможность осваивать новые формы коллективного общения, вовлечения в сферу научных интересов, активного интеллектуального труда;
взаимодействие ВУЗа и школы,способствует развитию мотивации, формирует систему ценностей, т.к. интегрирует положительное влияние единого образовательного пространства на личность обучающихся.
В рамках исследования А.Д. Обутовой, А.И. Голикова, Д.У. Сапаловой рассмотрены теоретические и методические обоснования обеспечения сотрудничества ВУЗа и школы, которые стали основанием для разработки моделей взаимодействия учреждений общего и высшего образования, предложены различные направления сопровождения одаренных детей с учетом их склонностей.
Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренности у детей и подростков предполагает выявление одаренности у детей и подростков; оказание психологической консультации посамопрезентации, самоанализу, самоконтролю, эффективной коммуникации и т.д.; создание психолого-педагогических условийуспешной социализации одаренных детей через реализацию различных проектов.
Методическое сопровождение формирования и развития профессиональных компетенций учителя по выявлению и развитию одаренности у детей и подростковпредполагает разработку, реализацию и апробирование учебно-методического комплекса для учителей по выявлению и развитию одаренности у школьников по математическому, физическому, гуманитарному направлениям; проведение обучающих семинаров, краткосрочных курсов, мастер-классов, конкурсов для учителей школ, методических олимпиад; организацию научно-методических лабораторий.
Психолого-педагогическое просвещение родителей в форме обучающих семинаров для родителей по раскрытию сущности одаренности детей и подростков; организация совместных летних школ для родителей и детей и т.п.
Дистанционное обучение предполагаетсоздание условий для развития и поддержки одаренности у учащихся образовательных учреждений, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях через возможности дистанционных технологий по математическому, физическому,гуманитарному профилям.
Сетевое взаимодействие: вуз — общественная организация — школа» обеспечивает условия эффективного взаимодействия университета и школ в области развития и поддержки одаренности у детей и подростков посредством деятельности общественной организации и может включать использование учебно-методических, научно-методических информационных ресурсов, организацию обучающих семинаров; мониторинг эффективности системы взаимодействия учреждений общего и высшего образования в области развития и поддержки одаренности у детей и подростков.
Модель «Вуз — Малая Академия — Школа» ориентирована на создание организационно-педагогических условий для выявления, поддержки и развития одаренности у детей и подростков путем организации интегрированной системы обучения на базе творческих мастерских, лабораторий, малых академий и ресурсных центров университетов; на разработку проектов взаимодействия учителей и преподавателей по творческому сопровождению развития и поддержки одаренности у детей и подростков, обеспечивающих реализацию программ на основе социального партнёрства. [3]
Особый интерес представляет опыт группы специалистов ЯГПУ им. К. Д. Ушинского и разработанная ими модель взаимодействия вуза и образовательных организаций по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на одаренных детей.
Цель взаимодействия: создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в процессе взаимодействия вузов и учреждений общего образования.
Форма взаимодействия– Межрегиональный ресурсный центр по поддержке одаренных детей и подростков.
Направления взаимодействия:
- выявление одаренных детей и мониторинг их развития, интеграция образовательных учреждений разных типов в работе с одаренными детьми,
- непрерывное социально-педагогическое сопровождение одаренных детей и подростков,
- организация подготовки педагогических кадров к работе с одаренными детьми,
- обеспечение мотивационной поддержки работы с одаренными детьми, развитие техносферы научно-исследовательской, научно-технической, проектной, поисковой деятельности школьников,
- научно-методическое и информационное обеспечение процесса выявления, поддержки и развития одаренных детей и подростков.[1]
Результатом реализации предлагаемой модели можно считать появление у одаренного ребенка профессионального интереса, профессиональное самоопределение, получение углубленных знаний, умений и навыков в избранном предмете деятельности, а также выбор учебного заведения для продолжения профессионального образования.
Поддержка одаренных детей в процессе взаимодействия вузов и образовательных организаций позволит создать новые условия для развития творческих способностей и научно-технического творчества молодежи, привлечения одаренных детей к научно-исследовательской деятельности и решения других проблем.
Литература
1.Модель взаимодействия вуза и образовательных учреждений в процессе поддержки одаренных детей и подростков [Текст] //Ярославский педагогический вестник.– 2011. – № 3. – Т. II (Психолого-педагогические науки). – С.191.
2.Рабочая концепция одаренности [Текст] /под ред. Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, А.В. Брушлинский, В.Н.Дружинин,И.И. Ильясов, И.В. Калиш,Н.С. Лейтес,А.М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, В.И. Панов,Д.В. Ушаков,М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич. — М., 2003. –90с.[schema type=»book» name=»АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ: В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И ИНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» description=»Обоснованы возможности вузов в оказании поддержки одаренным детям в условиях взаимодействия образовательных организаций. Представлены направления и формы поддержки одаренных детей и подростков.» author=»Федорова Елена Евгеньевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.02.2017_2(35)» ebook=»yes» ]