Современное педагогическое образование характеризуется значительным уровнем информативности. Социальный заказ общества ориентирует педагогику и школьную практику на формирование, развитие творческой личности с определенными способностями. Развитие творческой предприимчивости учащихся, способных реализовываться в обществе, связано с социальными и информационными изменениями. Содержание многих школьных предметов перегружено теоретическими сведениями, которые должен изучить и усвоить учащийся.
На основе анализа педагогической литературы можно предположить, что творческая деятельность – это один из типов учебно-познавательной деятельности, элемента целостного процесса обучения, который представляет собой целенаправленное, систематически организованное, управляемое извне или самостоятельное взаимодействие учащегося с окружающей реальностью, результатом которой является овладение на уровне воспроизведения или творчества системой научных знаний и способами деятельности. Творческая познавательная деятельность учащихся характеризуется тем, что они самостоятельно раскрывают новые стороны изучаемого материала, приобретают знания о новых фактах, умеют видеть новое в уже известных им фактах [1, С.34]. В процессе этой деятельности учащиеся овладевают такими приемами деятельности, как умение наблюдать, сравнивать, обобщать, намечать порядок работы, а затем упражняться в применении названых приемов. Можно выделить на основе анализа педагогической литературы следующие модели творческой активности учащихся (таб. 1). Данные модели образуют иерархию в зависимости от баланса двух составляющих: меры свободы субъективного выбора учащихся и объема управляющих воздействий педагога.
Структурными компонентами модели творческой активности учащихся является познавательный интерес в той или иной стадии развития и самостоятельность[4, С. 17].Диагностика и стимуляция мотивационной установки выявляет уровень готовности и степень выраженности качеств и способностей, необходимых для актуализации творческой деятельности [3, С. 1225].
Таблица 1
Модели творческой активности учащихся
Название модели |
Описание модели |
1. Свободная модель. | Определение интенсивности и продолжительности учебных занятий, свободного планирования времени и самостоятельных средств обучения (В.С. Библер, С.Ю. Курганов). |
2. Личностная модель.
|
Создание условий формирования доверительного взаимодействия, вариативности учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей к обучению – «целостного личностного роста» (Л.В. Занков, И.В. Нечаев). |
3. Развивающая модель. | Обеспечение теоретического мышления, рефлексии, самостоятельности в решении разнообразных нестандартных и учебных задач в режиме активного диалога (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). |
4. Активизирующая модель. | Повышение уровня познавательной активности за счет включения в учебный процесс проблемных ситуаций (М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина). |
5. Формирующая модель. | Управление процессом усвоение знаний и умений на основе программированного и алгоритмического обучения (В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин). |
Для построения структурной модели творческой деятельности учащихся на занятиях по курсу «Информационные технологии», необходимо выделить уровни развития стремления учащихся к творческой активности при изучении данного предмета. Учебно-познавательная деятельность учащихся зависит от их подготовки, от характера и объема учебного материала. Деление познавательной деятельности на уровни условно, отражает в обобщенном виде лестницы восхождения учащихся от воспроизводящей или репродуктивной, к творческой деятельности[2, С. 15]. Предположим следующие уровни развития творческой активности на занятиях (таб.2).
Таблица 2
Уровни развития творческой активности
Уровень | Характеристика |
Максимальный | самостоятельное нахождение и преодоление трудностей, интерес к решению проблемы, самопроизвольная познавательная активность. |
Средний-максимальный | целеустремленность и настойчивость к накоплению информации, стремление к поиску самостоятельных решений при помощи педагога в случае необходимости |
Средний-минимальный | эпизодический интерес к поставленным вопросам, ожидание помощи в практическом применении полученных знаний, активность, требующая систематических побуждений |
Минимальный | познавательная инертность, низкий интерес к поставленным вопросам, практически полная бездеятельность в практическом применении знаний |
На основе уровней развития творческой деятельности разработана структурная модель при изучении дисциплины «Информационные технологии» с применением прикладных программ, представленная схемой (рис.1). Данная модель является инвариантной, а действия учащихся можно модифицировать в зависимости от специфики учебного процесса.
Рисунок 1 Структурная модель творческой деятельности учащихся
Построенная структурная модель выполняет определенные функции в творческой деятельности учащихся:
- Осознание частных целей в работе.
- Воспроизведение знаний, связанных с рассматриваемой проблемой.
- Контроль полученных знаний.
- Принятие общих и частных целей в работе с выбранной проблемой.
- Применение знаний и выбор необходимых условий решения рассматриваемой проблемы.
- Корректировка деятельности.
- Определение общей и принятие частичных целей деятельности.
- Частично-самостоятельная систематизация и обобщение знаний.
- Оценка результата деятельности, определение и исправление ошибок.
- Определение общей и частной целей творческой деятельности.
- Определение, выбор и применение способов действия, определение места нового решения в системе знаний.
- Оценка результатов творческой деятельности с точки зрения практической значимости, определение качества знаний.
С учетом недостаточного количества занятий по развитию творческой деятельности учащихся, был разработан и внедрен в учебно-воспитательный процесс гимназии учебно-методический комплекс раздела «Прикладное программное обеспечение пакета Statistika» по дисциплине «Информационные технологии» для учащихся старшего школьного возраста. Учащимся были предложены нестандартные задачи, предоставлена возможность самостоятельно определить способ решения и реализации в программном пакете Statistika. Он включает типы уроков с проблемной ситуацией и творческий урок и состоит из блоков:
- электронные учебные носители (электронный учебник) и компьютерные обучающие системы в мультимедийном варианте;
- учебно-тренировочные упражнения, тесты;
- задания разных уровней сложности по развитию творческой деятельности учащихся средствами реализации программного пакета Statistika;
- компьютерные средства программного пакета Statistika.
При разработке конспектов в электронной среде учитывался опыт педагога-практика Ю.В. Зайцевой [4]. После теоретического изучения учащиеся знакомятся с современным пакетом прикладных программ Statistika, реализующим изученные материалы, и пользуются этот пакетом при выполнении домашних заданий. При разработке заданий по развитию творческой деятельности учащихся средствами реализации программного пакета Statistika, условно были определены три уровня сложности. Первый уровень включает стандартные задачи, второй уровень – задачи повышенной сложности, третий уровень – задачи практического жизненного уровня. В течение изучения дисциплины осуществляется текущий контроль знаний учащихся путем сдачи выполненных лабораторных работ и написании контрольных тестов. Итоговым контролем знаний является творческое задание или проект, которое учащиеся выполняют самостоятельно.
В результате опытно-экспериментальной работы на базе гимназии «Перспектива», г. Самара были разработаны задания различного уровня сложности и получен результат до и после использования учебно-методического комплекса с учетом нестандартных задач по дисциплине «Информационные технологии» (рис.2).
Рисунок 2. Диаграмма сравнительного результата решения нестандартных задач учащимися до и после внедрения УМК
Выводом анализа сравнительных результатов является то, что актуализация творческого потенциала учащихся осуществляется за счет внедрения средств работы с прикладными программами, повышается уровень знаний по предмету информатика. Формирование умений и навыков творческой деятельности проходит на более высоком уровне, если в учебную среду разработать и внедрить учебно-методический комплекс с учетом творческих задач
Список литературы:
- Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности / В.И. Андреев. – М.: Высш. шк., 1981. – 240 с.
- Аниськин В.Н. Возможности ИКТ в проведении педагогических исследований и формировании технологической культуры исследователей. Самара: Издательство СГПУ, 2008.-278
- Афанасьева С.Г. Содержание технологии обучения профессионально-творческого саморазвития студентов при изучении высшей математики. -: Известия Самарского научного центра Российской академии наук, Том 13,Номер 4(4), 2011.-1242 с.
- Зайцева Ю.А. Практикум по эконометрике с использованием системы STATISTICA: Учебное пособие для студентов специальности «Математические методы в экономике». – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2005. – 62 с.
- Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.[schema type=»book» name=»АКТУАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА » description=»В статье рассматривается педагогическая проблема современного школьного образования развития творческой деятельности с одной стороны, и недостаточной разработанностью методики в школьном курсе дисциплины различных циклов, с другой. Определены уровни развития учащихся к творческой активности, построена структурная модель, выделены виды занятий для активации творческой деятельности учащихся, разработаны содержание и структура учебно-методического комплекса по дисциплине «Информационные технологии» для учащихся старшего школьного возраста.» author=»Афанасьева Светлана Геннадьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]