Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

АКТУАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО САМОВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . АКТУАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО САМОВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Несоответствие содержания системы физического воспитания современным установкам на признание приоритета самоценности человека, социальному заказу на формирование человеческой индивидуальности в сфере физической культуры требует пройти путь от механистического, манипулятивного понимания этого процесса к осознанию его гуманистической сущности [1,2].

Преодоление создавшегося противоречия нам видится в кардинальном преобразовании системы физического воспитания, создании новой педагогической парадигмы в системе представлений о целях и задачах, формах и методах становления и развития человека, формирования и совершенствования здорового стиля жизнедеятельности.

Наиболее сложными для решения проблемами гуманизации образования является формирование у учащихся  ценностных ориентации высшего порядка.

Построение системы физического воспитания учитывает ряд основополагающих концептуальных положений [3].

Во-первых, требование к гуманизации процесса воспитания, которое ориентирует педагогическую систему на подход к человеку как высшей социальной ценности, на обязательный учет потребностей, интересов человека и их всемерное развитие.

Во-вторых, развитие демократических начал и либерализации учебного процесса, превращение абсолютного характера самоценности человека из потенции в реальность предоставлением каждому человеку свободы реализации свойственных ему потребностей, свободы избрания им видов физкультурно-спортивной деятельности, условий и способов приобщения к здоровому стилю жизнедеятельности.

В-третьих, создание целостной гармоничной образовательной среды, обеспечивающей адекватное взаимодействие внутреннего мира человека с внешним на основе применения гибких методов обучения и воспитания, стимулирующих творческий поиск и новаторство педагогов, развитие самостоятельности и инициативы занимающихся.

Четвертое положение, связанное с необходимостью непрерывного развития содержания физического воспитания, предполагает рациональный отбор и динамическое преобразование в каждый момент времени, а также постоянное совершенствование многовариантного и многовариативного педагогического процесса в соответствии со структурой и динамикой физического потенциала человека.

Пятое положение ориентирует на формирование мотивационно-потребностной сферы человека в области усвоения ценностей физической культуры на основе интериоризации знаний, достаточного объема разноплановой информации и возвышающего чувства удовольствия от занятий биологически оправданными и личностно предпочитаемыми видами физической активности.

Шестое положение характеризует признание связи духовного, чувственного и физического развития человека с формированием его мировоззрения, отношений к себе и окружающему миру, с осознанием приоритета физической культуры, содержания, форм и методов физической активности в процессах самоопределения и самоорганизации здорового стиля жизни.

Система физического воспитания в учебных заведениях построена на принципиально иной, потребностной основе. Потребностный подход к воспитанию способен обеспечить самореализацию личности во всем многообразии ее способностей и индивидуализации ее развития (в том числе физического). И он не совместим с искусственной и принудительной подготовкой личности человека к каким-либо обязательным усредненным нормативам и требованиям. Принуждение — сильнейший фактор деформации личности, а свобода выбора средств удовлетворения потребностей — важнейшее условие ее индивидуального гармонического развития и воспитания. Этот тезис является основой руководства при разработке концепции физического воспитания. Гуманизация обучения (выявление потребностей, создание условий для их воспитания и развития) осуществляется через следующие взаимообусловленные направления через отбор содержания учебного материала, методы и приемы обучения.

Изменение учебного процесса  предполагает, во-первых, изменение подходов к анализу изучаемых явлений, событий и введение в программы новых тем и вопросов (теоретической подготовки в физкультурно-спортивных занятиях); во-вторых, диалектическую оценку изучаемых явлений и событий через аргументацию фактами, документами, текстами и т.д.

Гуманизация обучения через формы, методы, приемы и виды деятельности учащихся  предусматривает разнообразие форм и методов, научно-исследовательскую, внеучебную работу по предмету, активацию познавательной деятельности учащихся, стимулирующую развитие способностей, индивидуализацию обучения с учетом выявленных спортивных интересов и способностей учащихся, осуществление в каждом педагогическом действии соучастия учащихся на основе учета гармонии человека с природой и культурой, с людьми и с самим собой.

Предполагалось, что гуманизация образовательной области «Физическая культура», обращение к мотивационно-потребностной сфере физического воспитания и самооздоровления позволяют значительно увеличить двигательные возможности индивида, сформировать установки и устойчивые интересы к физическому самосовершенствованию и сохранению здоровья, если:

а) усилить внимание к формированию потребностей в здоровом образе (стиле) жизни у всех участников (возрастных и социальных групп) образовательного процесса;

б) обеспечить доступность необходимого минимума спортивно-оздоровительных услуг;

в) осуществить дифференциацию физической нагрузки в зависимости от подготовленности индивида;

г) создать условия для введения элементов соревновательности в спортивно-оздоровительные программы подготовки учащихся, педагогов, родителей;

д) обратить серьезное внимание на психологическое обеспечение и приобретение конкретных навыков осуществления процесса физического самосовершенствования и самооздоровления.

В качестве путей реализации программы предусматривалось:

  1. Изучение состояния вопроса в условиях образовательного учреждения:

а) создание системы взаимодействия подразделений по изучаемой проблеме;

б) разработка критериев оценки состояния здоровья, физического развития, физической и функциональной подготовленности учащихся (включая экспресс-оценку);

в) проведение необходимых социологических исследований по проблеме среди учащихся, их родителей и педагогов;

г) проведение комплексных исследований и анализ состояния здоровья, двигательной и функциональной подготовленности обследуемого контингента.

  1. Разработка и обоснование эффективных форм, средств и методов работы с учащимися различного возраста и уровня подготовленности, с родителями и педагогами:

а) внедрение и оценка эффективности новых тренажерных устройств, спортивного оборудования и инвентаря;

б) разработка индивидуальных программ для самооздоровления и повышения физических кондиций участников экспериментальных исследований (включая такие, как стретчинг, шейпинг и др.).

  1. Оценка эффективности внедрения интегративной педагогической системы формирования потребностей сохранения здоровья и физического самосовершенствования учащихся, педагогов, родителей.
  2. Издательская деятельность по выпуску пособий, методических разработок, памяток для учащихся, педагогов.
  3. Проведение областных и региональных конференций, семинаров по сохранению здоровья учащейся молодежи.[3]

Если учащийся долгое время не имеет возможности проявить себя в социально-значимой деятельности, он будет стремиться сделать это в деятельности асоциальной. Отсюда вытекает необходимость привлечения к полезной деятельности всех детей, что составляет одну из наиболее актуальных проблем формирования личности и ее отношений с помощью средств спорта. Следовательно, самовоспитание и самоутверждение, будут выступать как социальный мотив.

Самовоспитание можно рассматривать как систему взаимосвя­занных и соподчинённых мотивов деятельности, сознательно определяющих линию поведения, показатель существующих потребностей учащихся или того, в чём личность испытывает недостаток.

Такое разделение стало возможным потому, что сочетание различных составляющих, как дви­гательных, так и интеллектуальных, информаци­онных, мировоззренческих и других, позволяет для каждого учащегося в отдельности установить связь между потребностью человека в здоровье целенаправленно.

Для объективной оценки уровня физического развития учащихся с различной ориентацией на физическое самовоспитание были проведены  измерения экспериментальной группы (ЭГ) и контрольной группы (КГ) представленные в таблице 1.

Учащиеся КГ не осозна­ют значимости физического воспитания для самовоспитания, вследствие чего имеют низкий уровень физиче­ской подготовленности. Они не занима­ются физкультурно-оздоровительной деятель­ностью самостоятельно, нерегулярно посещают занятия по физическому воспитанию. Педагоги­ческое наблюдение за состоянием их здоровья позволило выявить более высокую частоту бак­териальных инфекций.[6]

Испытуемые ЭГ продемонстрировали яв­ную убеждённость в том, что физическое совершенствование, как и сопутствующие им гигиенические, медицинские восстановительные мероприятия, могут оказать большую помощь в поддержании собственного здоровья.У таких студентов уро­вень физической подготовленности становит­ся выше среднего и преобладает устойчивый интерес к физкультурно-оздоровительной дея­тельности. Кроме того, учащихся стремятся обо­гатить свои знания поиском и использованием дополнительной литературы.В беседах обозначалась ценность физкультурно-оздоровительной дея­тельности в укреплении и сохранении здоровья, улучшении настроения, снятии усталости, под­чёркивалось её социальное значение.

Таблица 1.

Уровень физического развития двигательной и функциональной подготовленности различной ориентацией на физическое самовоспитание(n=270)

№ п.п. Исследуемые показатели Группы испытуемых

Достоверность

различий(Р)

 

 

 

 

экспериментальная контроль­ная  

 

    М±σ М±σ  
1 Рост, см 165,4±5,6 165±4,8 > 0,05
2 Вес, кг 57±7,5 53,7±5,8 > 0,05
3 Весо-ростовой индекс, гр./см 246±7,0 320,9±33,6 < 0,05
4 Окружность грудной клетки, см 87,9±7,3 82,9±7,3 < 0,05
5 Окружность таза, см 94,8±6,4 91,3±6,1 > 0,05
6 Окружность бедра, см 53,8±3,7 50,1±4,9 > 0,05
7 Окружность голени, см 34,4±2,8 31,6±3,9 > 0,05
8 Прыжок в длину с места 198,7±15,6 173±820,2 < 0,01
9 Прыжок спиной вперед 111,7±11,8 96,6±12,8 < 0,01
110 Сгибание-разгибание туловища за 1 мин, кол-во 47,4±8,6 30,1±11,9 < 0,01
111 Сгибание-разгибание туловища за 2 мин, кол-во 76,6±14,3 50,9±17,0 < 0,01
112 Сгибание разгибание рук в упоре лежа, кол-во 26,5±11,1 11,4±6,2 < 0,01
113 Вис на согнутых руках, с 50,8±34,1 16,1±12,1 < 0,01
114 Теппинг-тест за 5 с, кол-во 35,7±4,5 36,9±4,7 > 0,05
115 Бег 4×9 метров, с 10,18±0,7 12,92±1,1 < 0,01
116 Прыжки на скакалке за 1 мин, кол-во 132±28,9 113±28,4 > 0,05
117 Сила сгибания кисти, кг 27,2±3,1 27,3±2,7 > 0,05
118 Относительная сила кисти, отн. ед. 45,8±6,8 46,2±7,0 >0,05
119 Задержка дыхания на вдохе, с 61,3±23,0 48,3±23,3 > 0,05
220 Задержка дыхания на выдохе, с 34,6±13,6 33,6±10,4 > 0,05
221 Задержка дыхания после стандарт­ной нагрузки, с 38,4±12,2 23,7±10,0 < 0,05
222 Наклон вперед сидя, см +17,7±7,6 +11,1±5,3 > 0,05
223 Коэффициент подвижности (шпагат-рост), см +13,3±11,5

5,1±10,8

< 0,01
224 Коэффициент гибкости по Доленко, ед. 40,1±5,1 33,1±4,8 > 0,05

Сужде­ния подтверждены примерами из своей жизниимеются ссылки на личный опыт. Обладая техническими навыками создания индивидуальных программ сохранения здоровья и физического самосовершенствования, студенты часто принимают на себя руководящую роль в физкультурно – оздоровительных мероприятиях.

Как доминирующий мотив в зависимости от характера ситуации выступают различные мотивы. Посещение учащимися занятий, и самостоятельно тренируются в клубах, спортивных секциях,  интересуются  информацией по методике самостоятельных занятий выходят на индивидуальный оздоровительный проект, самостоятельно добывают нужную формацию,  владеют диагностическими навыками самоконтроля, умеют регулировать объем и интенсивность физкультурно-оздоровительной деятельности. [4, 5]

Личность человека создают ценностные ориентации, которые складываются в его жизненном опыте и которые он проецирует на свое будущее. Поскольку ценностные ориентации личности — это призма восприятия не только внешнего, но и внутреннего мира личности, они являются связующим элементом сознания и самосознания. Через посредство изучения ценностных ориентации личности мы подходим к само регуляции, к вопросам устойчивости личности.

Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии.

Ценность — это форма проявления определенного рода отношений между субъектом и объектом. Отношение индивида к ценности объекта социальной действительности и его оценка формирует особый вид отношения к нему — ценностное отношение. Наиболее значимыми для себя учащиеся определили следующие ценности: здоровье, любовь, наличие хороших друзей, счастливая семья, свобода, интересная работа, материальная обеспеченность.

Наименее значимыми ценностями у учащихся являются такие ценности, как: «общественное признание», «развлечения», «благополучие Отечества», «счастье других».

Потребностно — мотивационный подход к формированию личности учащихся позволяет рассмотреть физическое воспитание в университете по — новому, а именно, как процесс формирования у занимающихся такого набора и такой иерархии потребностей, которые наиболее благоприятны для его здоровья, физического развития и совершенствования.

Потребность в построении педагогических систем актуализации физического самовоспитания учащихся задается обозначившимися тенденциями гуманизации, дифференциации и экологичности социальных процессов, возвышающими функцию воспитания в структуре образовательных процессов и вызывающими необходимость нового прочтения понятия об образовании как о синтезе процессов обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации индивида.

Концептуальная модель физического самовоспитания учащихся является моделью психолого-педагогического взаимодействия педагога и ребенка (подростка); она построена на идее актуализации, определяемой отношением перехода принципиальной возможности самовоспитания в действительность физического самовоспитания подростка – вмотивированный, индивидуализированный и саморегулируемый процесс физического самоопределения, саморазвития, самосовершенствования.

В качестве исходных сущностных характеристик актуализации физического самовоспитания ребенка (подростка) выступают представления:

— об актуализации как о переходе возможного в действительное — философский аспект;

— о самоопределении как о процессе и результате выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах социальной жизни; о самоопределении как основном механизме обретения и проявления человеком внутренней свободы — социологический аспект;

— о самовоспитании как о сознательной деятельности, направленной на возможно более полную реализацию собственных духовных и физических сил (потенций); о физическом самовоспитании как процессе, в результате которого происходит осознание школьником собственных социально значимых интегральных физических способностей, адекватное и активное проявление их в учебно-познавательной деятельности, мышлении, общении, овладении опытом физической культуры с учетом требований, которые предъявляются к школьнику в процессе реализации программ общего образования — педагогический аспект;

— об актуализации физического самовоспитания как о субъект-субъектном взаимодействии в процессе решения проблемных ситуаций физического развития, имеющем форму принятой школьником педагогической поддержки и определяющем процесс физического самовоспитания в параметрах «зоны ближайшего развития» и «зоны риска» — психологический аспект.

Список литературы

  1. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) // Теор. и практ. физ. культ.1990, № 1, с. 22 — 26.
  2. Быков В.С.Теория и практика физкультурного самовоспитания школьников. Дис. …докт.пед.наук. Челябинск, 1999. – 364 с.
  3. Быков В.С. , Олияр В.И. Теоретико-методологические основы актуализации физического самовоспитания учащихся //Теория и практика физ. Культуры. – 2002.- № 3 – С. 11-14
  4. Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации / Л.И.// Теория и практика физ. Культуры. – 2002.- № 3 – С. 11-14
  5. Лубышева Л.И.Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности//Теория и практика физ. культуры. 2001, № 4, с. 11-13.
  6. Черепов Е.А. Интеграция общего и дополнительного физического воспитания в школе на основе создания межшкольного спортивного клуба// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.2015, № 1 с.22-26[schema type=»book» name=»АКТУАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО САМОВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ» author=»Быков Виктор Степанович, Янчик Елена Милесовна, Киекпаева Ольга Васильевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found