Несоответствие содержания системы физического воспитания современным установкам на признание приоритета самоценности человека, социальному заказу на формирование человеческой индивидуальности в сфере физической культуры требует пройти путь от механистического, манипулятивного понимания этого процесса к осознанию его гуманистической сущности [1,2].
Преодоление создавшегося противоречия нам видится в кардинальном преобразовании системы физического воспитания, создании новой педагогической парадигмы в системе представлений о целях и задачах, формах и методах становления и развития человека, формирования и совершенствования здорового стиля жизнедеятельности.
Наиболее сложными для решения проблемами гуманизации образования является формирование у учащихся ценностных ориентации высшего порядка.
Построение системы физического воспитания учитывает ряд основополагающих концептуальных положений [3].
Во-первых, требование к гуманизации процесса воспитания, которое ориентирует педагогическую систему на подход к человеку как высшей социальной ценности, на обязательный учет потребностей, интересов человека и их всемерное развитие.
Во-вторых, развитие демократических начал и либерализации учебного процесса, превращение абсолютного характера самоценности человека из потенции в реальность предоставлением каждому человеку свободы реализации свойственных ему потребностей, свободы избрания им видов физкультурно-спортивной деятельности, условий и способов приобщения к здоровому стилю жизнедеятельности.
В-третьих, создание целостной гармоничной образовательной среды, обеспечивающей адекватное взаимодействие внутреннего мира человека с внешним на основе применения гибких методов обучения и воспитания, стимулирующих творческий поиск и новаторство педагогов, развитие самостоятельности и инициативы занимающихся.
Четвертое положение, связанное с необходимостью непрерывного развития содержания физического воспитания, предполагает рациональный отбор и динамическое преобразование в каждый момент времени, а также постоянное совершенствование многовариантного и многовариативного педагогического процесса в соответствии со структурой и динамикой физического потенциала человека.
Пятое положение ориентирует на формирование мотивационно-потребностной сферы человека в области усвоения ценностей физической культуры на основе интериоризации знаний, достаточного объема разноплановой информации и возвышающего чувства удовольствия от занятий биологически оправданными и личностно предпочитаемыми видами физической активности.
Шестое положение характеризует признание связи духовного, чувственного и физического развития человека с формированием его мировоззрения, отношений к себе и окружающему миру, с осознанием приоритета физической культуры, содержания, форм и методов физической активности в процессах самоопределения и самоорганизации здорового стиля жизни.
Система физического воспитания в учебных заведениях построена на принципиально иной, потребностной основе. Потребностный подход к воспитанию способен обеспечить самореализацию личности во всем многообразии ее способностей и индивидуализации ее развития (в том числе физического). И он не совместим с искусственной и принудительной подготовкой личности человека к каким-либо обязательным усредненным нормативам и требованиям. Принуждение — сильнейший фактор деформации личности, а свобода выбора средств удовлетворения потребностей — важнейшее условие ее индивидуального гармонического развития и воспитания. Этот тезис является основой руководства при разработке концепции физического воспитания. Гуманизация обучения (выявление потребностей, создание условий для их воспитания и развития) осуществляется через следующие взаимообусловленные направления через отбор содержания учебного материала, методы и приемы обучения.
Изменение учебного процесса предполагает, во-первых, изменение подходов к анализу изучаемых явлений, событий и введение в программы новых тем и вопросов (теоретической подготовки в физкультурно-спортивных занятиях); во-вторых, диалектическую оценку изучаемых явлений и событий через аргументацию фактами, документами, текстами и т.д.
Гуманизация обучения через формы, методы, приемы и виды деятельности учащихся предусматривает разнообразие форм и методов, научно-исследовательскую, внеучебную работу по предмету, активацию познавательной деятельности учащихся, стимулирующую развитие способностей, индивидуализацию обучения с учетом выявленных спортивных интересов и способностей учащихся, осуществление в каждом педагогическом действии соучастия учащихся на основе учета гармонии человека с природой и культурой, с людьми и с самим собой.
Предполагалось, что гуманизация образовательной области «Физическая культура», обращение к мотивационно-потребностной сфере физического воспитания и самооздоровления позволяют значительно увеличить двигательные возможности индивида, сформировать установки и устойчивые интересы к физическому самосовершенствованию и сохранению здоровья, если:
а) усилить внимание к формированию потребностей в здоровом образе (стиле) жизни у всех участников (возрастных и социальных групп) образовательного процесса;
б) обеспечить доступность необходимого минимума спортивно-оздоровительных услуг;
в) осуществить дифференциацию физической нагрузки в зависимости от подготовленности индивида;
г) создать условия для введения элементов соревновательности в спортивно-оздоровительные программы подготовки учащихся, педагогов, родителей;
д) обратить серьезное внимание на психологическое обеспечение и приобретение конкретных навыков осуществления процесса физического самосовершенствования и самооздоровления.
В качестве путей реализации программы предусматривалось:
- Изучение состояния вопроса в условиях образовательного учреждения:
а) создание системы взаимодействия подразделений по изучаемой проблеме;
б) разработка критериев оценки состояния здоровья, физического развития, физической и функциональной подготовленности учащихся (включая экспресс-оценку);
в) проведение необходимых социологических исследований по проблеме среди учащихся, их родителей и педагогов;
г) проведение комплексных исследований и анализ состояния здоровья, двигательной и функциональной подготовленности обследуемого контингента.
- Разработка и обоснование эффективных форм, средств и методов работы с учащимися различного возраста и уровня подготовленности, с родителями и педагогами:
а) внедрение и оценка эффективности новых тренажерных устройств, спортивного оборудования и инвентаря;
б) разработка индивидуальных программ для самооздоровления и повышения физических кондиций участников экспериментальных исследований (включая такие, как стретчинг, шейпинг и др.).
- Оценка эффективности внедрения интегративной педагогической системы формирования потребностей сохранения здоровья и физического самосовершенствования учащихся, педагогов, родителей.
- Издательская деятельность по выпуску пособий, методических разработок, памяток для учащихся, педагогов.
- Проведение областных и региональных конференций, семинаров по сохранению здоровья учащейся молодежи.[3]
Если учащийся долгое время не имеет возможности проявить себя в социально-значимой деятельности, он будет стремиться сделать это в деятельности асоциальной. Отсюда вытекает необходимость привлечения к полезной деятельности всех детей, что составляет одну из наиболее актуальных проблем формирования личности и ее отношений с помощью средств спорта. Следовательно, самовоспитание и самоутверждение, будут выступать как социальный мотив.
Самовоспитание можно рассматривать как систему взаимосвязанных и соподчинённых мотивов деятельности, сознательно определяющих линию поведения, показатель существующих потребностей учащихся или того, в чём личность испытывает недостаток.
Такое разделение стало возможным потому, что сочетание различных составляющих, как двигательных, так и интеллектуальных, информационных, мировоззренческих и других, позволяет для каждого учащегося в отдельности установить связь между потребностью человека в здоровье целенаправленно.
Для объективной оценки уровня физического развития учащихся с различной ориентацией на физическое самовоспитание были проведены измерения экспериментальной группы (ЭГ) и контрольной группы (КГ) представленные в таблице 1.
Учащиеся КГ не осознают значимости физического воспитания для самовоспитания, вследствие чего имеют низкий уровень физической подготовленности. Они не занимаются физкультурно-оздоровительной деятельностью самостоятельно, нерегулярно посещают занятия по физическому воспитанию. Педагогическое наблюдение за состоянием их здоровья позволило выявить более высокую частоту бактериальных инфекций.[6]
Испытуемые ЭГ продемонстрировали явную убеждённость в том, что физическое совершенствование, как и сопутствующие им гигиенические, медицинские восстановительные мероприятия, могут оказать большую помощь в поддержании собственного здоровья.У таких студентов уровень физической подготовленности становится выше среднего и преобладает устойчивый интерес к физкультурно-оздоровительной деятельности. Кроме того, учащихся стремятся обогатить свои знания поиском и использованием дополнительной литературы.В беседах обозначалась ценность физкультурно-оздоровительной деятельности в укреплении и сохранении здоровья, улучшении настроения, снятии усталости, подчёркивалось её социальное значение.
Таблица 1.
Уровень физического развития двигательной и функциональной подготовленности различной ориентацией на физическое самовоспитание(n=270)
№ п.п. | Исследуемые показатели | Группы испытуемых |
Достоверность различий(Р) |
|
|
|
экспериментальная | контрольная |
|
М±σ | М±σ | |||
1 | Рост, см | 165,4±5,6 | 165±4,8 | > 0,05 |
2 | Вес, кг | 57±7,5 | 53,7±5,8 | > 0,05 |
3 | Весо-ростовой индекс, гр./см | 246±7,0 | 320,9±33,6 | < 0,05 |
4 | Окружность грудной клетки, см | 87,9±7,3 | 82,9±7,3 | < 0,05 |
5 | Окружность таза, см | 94,8±6,4 | 91,3±6,1 | > 0,05 |
6 | Окружность бедра, см | 53,8±3,7 | 50,1±4,9 | > 0,05 |
7 | Окружность голени, см | 34,4±2,8 | 31,6±3,9 | > 0,05 |
8 | Прыжок в длину с места | 198,7±15,6 | 173±820,2 | < 0,01 |
9 | Прыжок спиной вперед | 111,7±11,8 | 96,6±12,8 | < 0,01 |
110 | Сгибание-разгибание туловища за 1 мин, кол-во | 47,4±8,6 | 30,1±11,9 | < 0,01 |
111 | Сгибание-разгибание туловища за 2 мин, кол-во | 76,6±14,3 | 50,9±17,0 | < 0,01 |
112 | Сгибание разгибание рук в упоре лежа, кол-во | 26,5±11,1 | 11,4±6,2 | < 0,01 |
113 | Вис на согнутых руках, с | 50,8±34,1 | 16,1±12,1 | < 0,01 |
114 | Теппинг-тест за 5 с, кол-во | 35,7±4,5 | 36,9±4,7 | > 0,05 |
115 | Бег 4×9 метров, с | 10,18±0,7 | 12,92±1,1 | < 0,01 |
116 | Прыжки на скакалке за 1 мин, кол-во | 132±28,9 | 113±28,4 | > 0,05 |
117 | Сила сгибания кисти, кг | 27,2±3,1 | 27,3±2,7 | > 0,05 |
118 | Относительная сила кисти, отн. ед. | 45,8±6,8 | 46,2±7,0 | >0,05 |
119 | Задержка дыхания на вдохе, с | 61,3±23,0 | 48,3±23,3 | > 0,05 |
220 | Задержка дыхания на выдохе, с | 34,6±13,6 | 33,6±10,4 | > 0,05 |
221 | Задержка дыхания после стандартной нагрузки, с | 38,4±12,2 | 23,7±10,0 | < 0,05 |
222 | Наклон вперед сидя, см | +17,7±7,6 | +11,1±5,3 | > 0,05 |
223 | Коэффициент подвижности (шпагат-рост), см | +13,3±11,5 | —
5,1±10,8 |
< 0,01 |
224 | Коэффициент гибкости по Доленко, ед. | 40,1±5,1 | 33,1±4,8 | > 0,05 |
Суждения подтверждены примерами из своей жизниимеются ссылки на личный опыт. Обладая техническими навыками создания индивидуальных программ сохранения здоровья и физического самосовершенствования, студенты часто принимают на себя руководящую роль в физкультурно – оздоровительных мероприятиях.
Как доминирующий мотив в зависимости от характера ситуации выступают различные мотивы. Посещение учащимися занятий, и самостоятельно тренируются в клубах, спортивных секциях, интересуются информацией по методике самостоятельных занятий выходят на индивидуальный оздоровительный проект, самостоятельно добывают нужную формацию, владеют диагностическими навыками самоконтроля, умеют регулировать объем и интенсивность физкультурно-оздоровительной деятельности. [4, 5]
Личность человека создают ценностные ориентации, которые складываются в его жизненном опыте и которые он проецирует на свое будущее. Поскольку ценностные ориентации личности — это призма восприятия не только внешнего, но и внутреннего мира личности, они являются связующим элементом сознания и самосознания. Через посредство изучения ценностных ориентации личности мы подходим к само регуляции, к вопросам устойчивости личности.
Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии.
Ценность — это форма проявления определенного рода отношений между субъектом и объектом. Отношение индивида к ценности объекта социальной действительности и его оценка формирует особый вид отношения к нему — ценностное отношение. Наиболее значимыми для себя учащиеся определили следующие ценности: здоровье, любовь, наличие хороших друзей, счастливая семья, свобода, интересная работа, материальная обеспеченность.
Наименее значимыми ценностями у учащихся являются такие ценности, как: «общественное признание», «развлечения», «благополучие Отечества», «счастье других».
Потребностно — мотивационный подход к формированию личности учащихся позволяет рассмотреть физическое воспитание в университете по — новому, а именно, как процесс формирования у занимающихся такого набора и такой иерархии потребностей, которые наиболее благоприятны для его здоровья, физического развития и совершенствования.
Потребность в построении педагогических систем актуализации физического самовоспитания учащихся задается обозначившимися тенденциями гуманизации, дифференциации и экологичности социальных процессов, возвышающими функцию воспитания в структуре образовательных процессов и вызывающими необходимость нового прочтения понятия об образовании как о синтезе процессов обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации индивида.
Концептуальная модель физического самовоспитания учащихся является моделью психолого-педагогического взаимодействия педагога и ребенка (подростка); она построена на идее актуализации, определяемой отношением перехода принципиальной возможности самовоспитания в действительность физического самовоспитания подростка – вмотивированный, индивидуализированный и саморегулируемый процесс физического самоопределения, саморазвития, самосовершенствования.
В качестве исходных сущностных характеристик актуализации физического самовоспитания ребенка (подростка) выступают представления:
— об актуализации как о переходе возможного в действительное — философский аспект;
— о самоопределении как о процессе и результате выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах социальной жизни; о самоопределении как основном механизме обретения и проявления человеком внутренней свободы — социологический аспект;
— о самовоспитании как о сознательной деятельности, направленной на возможно более полную реализацию собственных духовных и физических сил (потенций); о физическом самовоспитании как процессе, в результате которого происходит осознание школьником собственных социально значимых интегральных физических способностей, адекватное и активное проявление их в учебно-познавательной деятельности, мышлении, общении, овладении опытом физической культуры с учетом требований, которые предъявляются к школьнику в процессе реализации программ общего образования — педагогический аспект;
— об актуализации физического самовоспитания как о субъект-субъектном взаимодействии в процессе решения проблемных ситуаций физического развития, имеющем форму принятой школьником педагогической поддержки и определяющем процесс физического самовоспитания в параметрах «зоны ближайшего развития» и «зоны риска» — психологический аспект.
Список литературы
- Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) // Теор. и практ. физ. культ.1990, № 1, с. 22 — 26.
- Быков В.С.Теория и практика физкультурного самовоспитания школьников. Дис. …докт.пед.наук. Челябинск, 1999. – 364 с.
- Быков В.С. , Олияр В.И. Теоретико-методологические основы актуализации физического самовоспитания учащихся //Теория и практика физ. Культуры. – 2002.- № 3 – С. 11-14
- Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации / Л.И.// Теория и практика физ. Культуры. – 2002.- № 3 – С. 11-14
- Лубышева Л.И.Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности//Теория и практика физ. культуры. 2001, № 4, с. 11-13.
- Черепов Е.А. Интеграция общего и дополнительного физического воспитания в школе на основе создания межшкольного спортивного клуба// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.2015, № 1 с.22-26[schema type=»book» name=»АКТУАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО САМОВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ» author=»Быков Виктор Степанович, Янчик Елена Милесовна, Киекпаева Ольга Васильевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]