Главное в обучении детей состоит не в том, что им сообщается,
а в том, как им сообщается изучаемое
Н. Пирогов
В конце занятия обязательно оставляйте время для ответов на возможные вопросы студентов. Обязательно отвечайте на вопросы студентов и по ходу занятия, либо перенесите ответ в специально отведённое для этого время (окончание занятия – в конце основной части, перед заключительной частью).
Преподаватель, который может дать немедленный ответ на возникающие вопросы, показывает уровень своей профессиональной компетентности. Конечно, возможны и даже неизбежны ситуации, когда ответ сразу бывает дать затруднительно. В этом случае, если вы не готовы отвечать, – скажите об этом прямо: искренность ценится аудиторией выше компетентности. Надо записать вопрос и обязательно к нему вернуться в следующий раз, подготовив подробный и исчерпывающий ответ.
Поощряйте вопросную активность студентов, ведь студент, задающий вопрос, так проявляет свою заинтересованность в освоении учебного материала, что очень ценно. Студенческие вопросы свидетельствуют о мыслительной активности и заинтересованности слушателей. По меткому выражению американского литератора Т. Фуллера: «Кто ни о чём не спрашивает, тот ничему не научится» [4]. Без стеснения уточняйте, что имел в виду спрашивающий, если вам непонятен вопрос. Отвечая на вопрос, отвечайте всем, а не только задавшему его. Ответ на вопрос не должен становиться лекцией. Отвечайте кратко. Слушайте вопрос до конца, даже если вы заранее знаете, что отвечать. Полезно, выслушав вопрос, немного подумать. Не начинайте ответ на вопрос со слов «нет» или «вы не правы».
При подготовке к занятию предположите, какие вопросы могут быть вам заданы, и подготовьте ответы на них. Если вы предполагаете, что вам будут задавать трудные вопросы, сами предложите, чтобы вопросы были острыми [1,2].
Если кто-то из обучающихся явно скучает на занятии, либо преподаватель чувствует снижение вовлечённости части аудитории в учебный процесс, он может использовать приём прямого обращения с вопросом, замечанием, требованием к конкретному обучающемуся активизировать внимание ввиду важности излагаемой (сообщаемой) информации. Этому обучающемуся в силу необходимости надо или «включить» мышление, или напрячь память, или задействовать речевой аппарат. Данный приём активизирует учебную деятельность других обучающихся хотя бы уже потому, что не исключается вероятность того, что следующим спросят тебя, и необходимо быть к этому готовым.
Используйте приемы ускорения запоминания (мнемонические, ассоциативные); приёмы, способствующие прочности и надёжности запоминания и базирующиеся (основанные) на научных исследованиях экспериментальной и педагогической психологии. Приведём ещё одни очень важные для деятельности преподавателя данные. Учёными получены экспериментальные данные [5], которые свидетельствуют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой – до 50%, при проговаривании – до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) – до 90% (табл. 1).
Табл.1. Увеличение объёма усваиваемой информации в зависимости
от применяемых методов обучения
Метод обучения |
Лекционная подача материала | Самостоятельная работа с литературой | Проговаривание | Личное участие в изучаемой деятельности |
Объём усваиваемой учебной информации |
≤ 20-30% |
До 50% |
До 70% |
До 90% |
Применение логического приёма выделения главных и наиболее существенных положений в излагаемом материале весьма и весьма важен. Также это относится и к выделению тех основных вопросов, в которых надлежит разобраться обучающимся. Почему это важно? Во-первых, потому, что намного проще уяснить и припомнить самое основное, нежели всё, что сказано, целиком. Не следует перегружать память подробностями и деталями. При необходимости вокруг главного нетрудно будет добавить уточняющий материал. Во-вторых, поняв самое главное в сказанном, будет легко представить содержание темы в целом. В-третьих, если обучающийся настроен на выбор самого главного (целевая установка), оно будет более хорошо понято и усвоено. Выдающийся педагог Ян Амос Коменский говорил про главное при чтении книги (учебника): «Один важный плод чтения – усвоение читаемого, выбор главного. И только это поддерживает ваш ум в постоянном напряжении, усваивает увиденное в вашей памяти и ослепляет его очень ярким светом. Не выбрать из книги ничего, означает пропустить все» [4].
Практически все тексты избыточны и насыщены несущественной информацией, словами и предложениями, которые являются второстепенными и неважными. То же самое можно отнести и к устному изложению учебного материала. Чтобы научиться выделять из текста или из сказанного главное, необходимо знать ряд правил и выработать на основании этого знания навык работы с текстом (с конспектом лекции) по выделению главного. Подробно о правилах, навыках работы по выделению главного описано в источнике [3].
Способность выделять главное (основное, важное), отделять его от второстепенного является одним из главных навыков, важных и необходимых не только для успешного учения, но и для разрешения многих жизненных (житейских) ситуаций. По образному выражению М. Горького, «Кто не умеет различать главное от второстепенного, тот жарит курицу с перьями» [4].
Важно на каждом учебном занятии систематически и настойчиво, сквозь каждый раздел учебной программы, сквозь каждую тему, учить обучающихся одной из основных мыслительных операций и, в то же время, одному из основных логических методов – выделению главного и отбрасыванию второстепенного, отказу от ненужного.
Применение логического приёма сравнения (сопоставления) – незаменимо в педагогической деятельности. Сравнение имеет исключительное значение, особенно когда сравнения подобраны удачно, что придает выступлению исключительную яркость и большую силу внушения. К.Д. Ушинский указывал на огромную роль сравнения в активизации УПД обучающихся и считал, что «сравнение есть основа всякого понимания и мышления, что все в мире познается не иначе, как через сравнение» [4]. Психологический механизм воздействия сравнения на мыслительную деятельность человека пытался в свое время раскрыть еще Гельвеций: «Всякое сравнение предметов между собой, – писал он, – предполагает внимание; всякое внимание предполагает усилие, а всякое усилие – побуждение, заставляющее сделать это» [4].
Ключевым является также применение логического метода (приёма) обобщения (формулирования выводов, составления заключений, резюмирования). Работа над новой темой (разделом) при устном изложении учебного материала, как правило, должна заканчиваться кратким обобщением, формулированием теоретических выводов, закономерностей и итогов (промежуточных и конечных). Это утверждение относится к разным словесным (вербальным) методам: лекции, рассказу, объяснению, беседе, диалогу, дискуссии и др. Можно с блеском вести аргументацию, но все же не достигнуть желаемой цели, если, в конечном итоге, мы не сумеем обобщить предлагаемые факты и сведения. Поэтому, чтобы добиться как можно большей убедительности, мы обязательно должны сами сделать выводы и предложить их собеседнику (обучающемуся), потому что факты никогда не говорят сами за себя.
В ходе доведения учебного материала до обучающихся не следует сводить свое изложение к простому пересказу учебника, а делать его более глубоким по содержанию, дополняя его новыми деталями и интересными примерами. Надобно также уметь придавать своему изложению увлекательный характер, делать его живым и интересным; необходима занимательная, выразительная и эмоциональная форма ведения занятия, изложения учебного материала; нестандартность, нешаблонность ведения учебного занятия.
Преподаватель не должен читать слово в слово (то ли со слайда, то ли с текста на листе) то, что написано и высвечено на слайде. Слайд необходим, чтобы представить «картинку» (рисунок, фотоизображение, график, схему) для иллюстрации того, о чём говорится. Когда текст высвечен на экране, и он же зачитывается вслух слово в слово лектором (докладчиком), с точки зрения психологии, происходит следующее. Считывание информации по зрительному каналу происходит много быстрее, чем по слуховому. Восприятию и осмыслению обучающимся текста на слайде препятствует проговаривание лектором того же текста, но с меньшей скоростью, с отставанием. Это мешает концентрации внимания и создаёт помехи работе мышления: невозможно сосредоточиться на смысле текста. Такое «наложение со сдвигом» одной и той же информации по разным каналам восприятия создаёт вредное умственной (интеллектуальное), психоэмоциональное напряжение, дискомфорт, вызывает раздражение обучающихся и наносит ощутимый вред процессу обучения: способствует развитию утомления, усталости, уменьшение работоспособности. Это «наложение со сдвигом» обусловлено различной скоростью прохождения информации по зрительному и слуховому каналам.
Ещё учителями древности было замечено, что новое, ранее неизвестное заметно активизирует процесс познания и обучения. Древнегреческий философ, мыслитель и учёный Аристотель придавал первостепенное значение эмоции удивления, изумления в развитии познавательной потребности «Познание начинается с удивления» [4]. Создание ситуации новизны, актуальности, важности, современности; приближения содержания обучения к самым важным открытиям в науке и технике, к явлениям общественно-политической внутренней и международной жизни – важный приём активизации УПД. Русский писатель, прозаик и поэт Александр Грин писал по поводу человеческой потребности в необычайном: «Потребность необычайного, – может быть, самая сильная после сна, голода и любви» [4].
Применение приёма регулярного непрерывного обновления методов, средств, форм обучения – верный признак высокой профессиональной компетентности преподавателя. Информативность учебного процесса, то есть насыщенность новым, неизвестным, привлекает и обостряет внимание обучающихся, побуждает к изучению темы, овладению новыми способами и приемами учебной деятельности. Но по мере усвоения знаний обостренность их восприятия постепенно начинает снижаться. Обучающиеся привыкают к тем или иным методам, формам, средствам, теряют к ним интерес. Для того чтобы этого не произошло, педагогу необходимо разнообразить методы, способы, приёмы обучения, используемые технологии и средства обучения. Правильно подобранные преподавателем электронные и другие учебные средства дают возможность формировать познавательный интерес обучающихся. Этому способствует подчёркивание новизны уже усвоенных знаний; возможность взглянуть на ранее изученное с другой стороны; раскрытие научной и практической значимости знаний; обеспечение внутрипредметных и межпредметных связей; демонстрация достижений современной науки, техники, возможностей человека и пр. Все это способствует созданию у обучающихся новых впечатлений, вызывает удивление, побуждает их мыслить, вызывает интерес к изучаемому.
В образовательном процессе педагогическая психология рекомендует всемерное применение принципа наглядности (с использованием разнообразных средств наглядности): предъявление учебного материала; демонстрация (показ) картин, схем, диаграмм, таблиц, рисунков, фотоизображений; электронных слайдов (статических и анимационных); кинофильмов и видеофильмов; кино- и видеофрагментов; стендов, плакатов, чертежей; приборов, макетов, моделей, реальных образцов изучаемой техники, устройств, оборудования; показ действий, приёмов, отдельных двигательных действий, а также демонстрация опытов, экспериментов; иллюстрации звукового и текстового учебного материала и т.п. Наглядные методы обучения можно классифицировать на методы предметной, изобразительной и словесной наглядности.
Помимо предметной и изобразительной наглядности, большое значение и влияние имеет наглядность словесная. Живое слово преподавателя, яркая, образная, впечатляющая речь буквально приковывает внимание обучающихся.
Словесная наглядность имеет силу выразительности не меньшую, если не большую, чем наглядность визуальная – наивыразительнейшая из всех видов наглядности: яркая, образная, захватывающая, увлекающая, приковывающая внимание, рисующая образ, захватывающий тебя целиком и полностью. «Заставляющая осязать кожей прикосновение любимого человека, слышать шелест трав и лёгкое дуновение ветра, обонять аромат цветущих лугов, чувствовать вкус и упругие формы сорванного и надкушенного яблока» [3].
Мрачная до дрожи словесная наглядность, бросающая «в средневековье, в тёмные зловещие подвалы пыток инквизиции, освещённые лишь мерцающим светом чадящих факелов» [3]. Словесная образная наглядность, рисующая «тяжёлый красный бархат нескончаемых вычурных анфилад Колизея с вакханалиями и пиршествами патрициев Римской империи» [3]. Наглядность словесная, уносящая «в вязкие, тёмные, маслянистые воды венецианских каналов, отсвечивающих жидкими фонарями, окружённые удушливыми, тесными комнатами, куда тайком пробирался Казанова на встречу со своей новой всепожирающей страстью» [3].
Наглядные средства используются не только для создания у обучающихся образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей – одного из важнейших положений дидактики. Ощущение и понятие – различные ступени единого процесса познания.
Еще Я.А. Коменский выдвинул «золотое правило» обучения: «Всё, что можно – предоставлять для восприятия чувствам…» [4].
Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах И. Песталоцци. Отстаивая необходимость наглядности в обучении, он считал, что «органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, то есть сформировать у обучающихся понятия» [4].
В педагогической системе К.Д. Ушинского использование наглядности в обучении органически связано с преподаванием родного языка. Ушинский считал, что лучшим средством добиться самостоятельности детей в процессе развития дара слова служит наглядность. Необходимо, чтобы предмет непосредственно воспринимался ребенком и чтобы под руководством учителя «…ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово» [4].
В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным (тактильным), обонятельным, вкусовым, моторным (двигательным, вестибулярным) и др.). Исследователями доказано, что до 80-90% окружающей информации человек воспринимает через зрительный анализатор. Поэтому необходимо максимально эффективно задействовать этот канал восприятия. Однако есть ряд правил и рекомендаций, регламентирующих правильное и максимально эффективное применение этого важнейшего принципа обучения с использованием средств наглядности [1]:
– не предъявлять все средства наглядности сразу, наглядность следует вводить на занятии постепенно, в нужный момент, по мере необходимости;
– максимальная визуализация учебного материала;
– разнообразие средств наглядности;
– последовательность показа (демонстрации), иллюстрации должна быть синхронизирована в соответствии с последовательностью устного изложения учебного материала;
– удачное словесное сопровождение средств наглядности (следует детально продумывать пояснения в ходе демонстрации);
– чёткость, освещённость и соразмерность с учебным классом наглядных пособий (чтобы все обучающиеся могли хорошо видеть объект, модель, изображение на экране, демонстрацию опыта, показ приёма, действия и т.п.);
– отображение главной и существенной информации в содержании визуального кадра, красочность оформления демонстрационных картинок (слайдов), анимация демонстрации;
При изготовлении и применении средств наглядности важно и необходимо всячески использовать современные возможности мультимедийных компьютерных средств: 3D-графика, звуковое (музыка и аудиотекст) и текстовое (письменный текст на экране различными шрифтами, выделениями, размером, бегущей строкой) сопровождение, гиперссылки, анимация, звуковые и цветовые эффекты (мигание, смена цвета), изменение масштаба, размеров элементов изображения (крупный – средний – мелкий план) и ракурса демонстрации (сверху – снизу – сбоку – спереди – сзади – изнутри).
В методическом арсенале использования средств наглядности преподавателя ценно сочетание приёмов статического и динамического способа предъявления информации. Такая методика позволяет принудительно удерживать непроизвольное внимание на объекте внимания (вспомните часто меняющиеся телевизионные кадры рекламных и «клиповых» роликов и ваш безотрывный взгляд на экран с безмолвным вопрошанием «Что там будет дальше?»).
Если преподаватель использует для записей и начертания изображений учебную доску, флипчарт, экран и другие подобные средства, то небрежности в его действиях быть не должно. Перед обучающимися должны предстать чёткая, аккуратная запись и аккуратный, наглядный рисунок на доске; правильное, ненагромождённое, взаимосвязанное расположение учебного материала.
При задействовании принципа наглядности обучения немалую роль играет метод применения основных научных (экспериментальных) положений педагогической и экспериментальной психологии по закономерностям протекания познавательных (когнитивных) процессов. Так, например, не все преподаватели знают, что, педагогически целесообразно и методически грамотное применение звуковых устройств увеличивает объем усваиваемой информации на 15%, визуальных – на 25%, совместное использование аудиовизуальных средств обеспечивает усвоение информации до 65% (табл. 2) [5].
Табл. 2. Увеличение объёма усваиваемой информации в зависимости
от применяемых технических (компьютерных) средств
Применяемый вид технического средства обучения |
Аудиосредства | Визуальные
средства |
Аудиовизуальные
средства |
Объём усваиваемой учебной информации | На 15% | На 25% |
До 65% |
Одним из эффективных методов активизации УПД является метод применения структурно-логических схем (СЛС). Логические структурные схемы – оригинальный эффективный инструментарий для активизации всех познавательных способностей студента, к которым, в первую очередь, относятся восприятие, воображение, память, представление, мышление. Графические СЛС позволяют на уровне образного мышления в доступной форме довести до сознания студента суть понятия, показать его основные особенности, отличия, выявить характерные признаки.
Представление учебной информации в форме структурно-логических схем (СЛС) – это одна из форм изобразительной наглядности. Изучаемый материал представляется в конкретной и структурированной форме, отражая содержание отдельных вопросов темы или раздела, в виде графиков, чертежей, схем, формул, уравнений. Каждая схема имеет опорный сигнал – символ, точнее обобщенный образ восприятия, который, с одной стороны, объединяет вопросы, представленные на СЛС, а с другой – помогает обучающимся увидеть особенности отдельных вопросов, тем или разделов изучаемого курса.
Применение СЛС при работе со студентами позволяет преподавателю: а) реализовать принцип крупноблочного представления информации, сократить время на изложение теоретического материала; б) установить более тесный контакт с аудиторией и активизировать работу студентов.
Проведенные исследования показали, что применение СЛС в учебном процессе способствует активизации психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, а также самостоятельной познавательной деятельности студентов, значительно повышает ее эффективность [1,5].
Для изготовления удерживающей внимание и вызывающей интерес презентации, либо отдельных учебно-наглядных пособий с использованием электронных слайдов (например, в редакторе Power Point) необходимо руководствоваться следующими правилами и рекомендациями [2]:
– используйте не более трёх цветов на одном слайде;
– используйте не более трёх шрифтов на одном слайде;
– оформляйте все слайды в одном стиле;
– в одном слайде должно быть не более 40 слов;
– всю информацию, которую можно отобразить образами или символами, отобразите образами или символами;
– не используйте шрифтов с засечками, они плохо воспринимаются;
– не перегружайте выступление слайдами, человек способен воспринять за 20 минут лишь 7 информативных слайдов;
– не дублируйте на слайде того, о чём вы говорите. Слайд только иллюстрирует ваши слова или закрепляет ключевые моменты;
– подберите освещение так, чтобы изображение на экране было чётким и без помех воспринимаемым;
– расставьте оборудование таким образом, чтобы демонстрационный экран и учебная доска были по левую руку от вас.
Многие приёмы, методы и способы, описанные в статье, могут и должны быть с успехом применены на иных, нежели лекции, учебных занятиях.
Информационные источники
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2002. – 384 с.
- Мотивация активности учебно-познавательной деятельности студентов. Учебно-методическое пособие / Под ред. С.И. Студеникина. Т.2 – Одинцово: АНОО ВПО «ОГИ», 2013. – 280 с.: ил.
- Студеникин С.И. Дидактика. Современные методы и средства обучения. Учебно-методическое пособие. – М.: Спутник+, 2011. – 463 с.
- Хоруженко К.М. Педагогика: Словарь афоризмов и изречений. – М.: «Социальный проект», 2009. – 320 с.
- ; сайт группы психологии развития познавательных процессов ПИ РАО.[schema type=»book» name=»АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (лекционные занятия – часть 2)» author=»Студеникин Сергей Иванович, Рублёв Александр Иванович, Лядова Любовь Алексеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]