Основное требование к современному специалисту — умение эффективно и оперативно решать задачи и принимать решения в условиях как большого объема противоречивой неполной информации и дефицита времени, так и посторонних информационных воздействий. Для решения этой задачи необходима стройная аксиоматическая система.
Аксиоматика представляет собой систему аксиом той или иной науки. Аксиоматический метод – это научный инструмент и метод познания мира. В состав аксиоматизируемой теории входят логическое исчисление (логические аксиомы и правила вывода), термины конкретно-научного языка и внелогические аксиомы. Сила аксиоматического метода состоит в том, что он позволяет применять целые аксиоматически развитые теории в различных областях знаний.
Аксиомы заимствованы из опыта и эмпирики. Поэтому все последующие факты, выводимые в аксиоматической теории, хотя их получают на основе аксиом чисто умозрительным, дедуктивным путем, имеют тесную связь с жизнью и могут быть применены в практической деятельности.
Рассмотрение аксиоматики социально-эмоционального интеллекта в структуре профессиональной компетентности специалиста представляет собой последовательность моделирования основных компонентов социально-эмоционального интеллекта, в результате чего упорядочивается компетентностная структура специалиста в определенной области. Появляется определенный механизм, позволяющий влиять на формирование социально-эмоционального интеллекта в соответствии с заданной целью образовательного учреждения.
Первая аксиома — эмоциональный интеллект. Российские и зарубежные научные школы развернули исследования, которые стимулируются происходящими изменениями в культуре общества, которое уже не рассматривает ученых и художников как элиту. Среди главных жизненных ориентиров для современного человека стали успешные в практических делах люди: политики, военные, администраторы, бизнесмены. А высокий интеллект, академические успехи и даже креативность стали восприниматься как курьез. Смена ценностных ориентиров с необходимостью привела к исследованию проблем практического интеллекта, начатые Э. Торндайком, как проблемы социального интеллекта и Р. Стернберга, как проблемы практического интеллекта. Психологические изыскания конца ХХ века убедительно свидетельствуют о том, что для успеха недостаточно наличие глубоких и разносторонних знаний.
Термин «эмоциональный интеллект», как внутриличностная компетентность, введен в научный обиход американскими психологами П. Саловеем и Дж. Мейером, определявшими эмоциональный интеллект как сложный психологический конструкт, включающий три типа способностей: идентифицировать и выражать эмоции; регулировать собственные эмоции; использовать эту информацию для управления своим мышлением и поведением.
Д. Гоулмен первым включил понятие эмоционального интеллекта в структуру социального интеллекта и предложил рассматривать его как важный компонент лидерских способностей через критерии эмоционального интеллекта: самомотивацию, устойчивость к разочарованиям, контроль над эмоциональными вспышками, умение отказываться от удовольствий, регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться [3, с. 27]. По мнению Д. Люсина эмоциональный интеллект — это способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими [4, с. 34].
Таким образом, внутриличностная компетентность, как эмоциональный интеллект, формируется за счет навыков самовосприятия и управления собой.
Вторая аксиома — социальный интеллект. Это понятие введено Э. Торндайком, который рассматривал социальный интеллект как способность понимать других людей и действовать, или поступать мудро в отношении других, а также как познавательную специфическую способность, которая обеспечивает успешное взаимодействие с людьми [8, с. 61].
Дж. Гилфорд, создатель первого надежного теста для измерения социального интеллекта, рассматривал его как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации, включая невербальный компонент [2, с. 129]. В концепции социального интеллекта Д.В. Ушаков выделяет три группы описывающих его критериев: когнитивные, эмоциональные, поведенческие [9, с. 13].
Таким образом, социальная компетентность (социальный интеллект) состоит из навыков социальной восприимчивости (чуткости, эмпатии) и управления отношениями. Социальная компетентность представляет собой способность понять настроения, поведение и мотивы других людей, с тем, чтобы улучшить качество отношений и связей с ними.
Третья аксиома – уровень профессионального мышления. Процесс опосредованного и обобщенного отражения человеком действительности в ее существенных связях и отношениях называют мышлением. Переход от суждений к умозаключениям осуществляется с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, конкретизации, классификации, систематизации и других [5, с. 78].
Условно модель имеет несколько уровней, ее параметры характеризуют действия от одномерного проявления названного качества до четырехмерного.
Характеристика действий специалиста, находящегося на первом уровне профессионального мышления – это внимание только результату труда, полученного любой ценой и оценивающегося количественной мерой, в процентах, килограммах, метрах и т.д., а также массовостью участников процесса, независимо от необходимости их участия, без учета затрат, возможностей и творческих способностей кадров. На втором уровне профессионального мышления кроме необходимого, но не единственно значимого внимания результату, появляется параметр внимание затратам, рациональности расхода сил, времени, средств, энергии сотрудников. На третьем уровне профессионального мышления кроме внимания результату и внимания затратам появляется прозрение того, что необходимо обратить внимание на профессиональные качества личности, их профессиональные способности, кругозор и на состояние психической энергии каждого специалиста и учитывать это в процессе планирования дел. На четвертом уровне профессионального мышления появляется такой параметр возвышенной оценки как внимание творческому потенциалу кадров. условиям раскрытия и реализации творческих возможностей и учет эмоционально-ценностного аспекта каждого сотрудника. Это четырехмерный уровень профессионального мышления, а подход – творческий, так как нацелен на раскрытие глубинных природных возможностей личности [6, с. 33-37].
Четвертая аксиома – культура принятия решений. Основным продуктом управленческого труда, в котором концентрируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления, является принятие решений. В понятие «инструменты принятия решений» принято вкладывать те схемы, которые необходимо использовать с целью исследования и контролирования деятельности. Среди них: матрица SWOT, матрица «срочность – важность», СТЭП-анализ, матрица Ансоффа, метод иерархий, метод Портера, матрица BCG.
Структурная модель культуры принятия решения, по мнению Богомоловой А.В., может быть представлена из таких аспектов: содержательного, технологического, мотивационного и ценностного. Содержательный аспект культуры принятия решений характеризуется знаниями теории разработки управленческого решения, необходимыми для того, чтобы определить «что делать?». Формирование умений и навыков дает возможность знать «как сделать?» (технологический аспект). Сопоставление потребностей и ситуации, их оценка, уверенность в принятии решения, эмоциональная устойчивость дают психологические основания для принятия решений («кто будет принимать решения?») (мотивационный аспект). При сопоставлении личностных ценностей («почему?») и мнения окружения, традиций, социальных последствий принятия решения («где? когда? с кем?») (ценностный аспект) формируются поведенческие альтернативы принимающего решение менеджера [6, с. 12-14].
Пятая аксиома — полицисциплинарный подход к обеспечению успешности образования. Анализ педагогической теории показывает, что до полного исследования ее предмета достаточно далеко, а остановка на некоторых ее элементах, хоть и глубоко популярных, ведет к ошибкам и заблуждениям.
Среди педагогических систем выделяют: «систему воспитания», «систему социально-психологического развития», «систему обучения» и «систему управления», в совокупности представляющих собой основу деятельности образовательного учреждения. Они имеют относительную автономность, осуществляются в диалектической взаимосвязи, формируют интегративный результат — образовательный.
Система самовоспитания представляет собой процесс приобретения и совершенствования личностных качеств и воспитывающую систему, как процесс создания ситуаций, условий целенаправленного формирования общечеловеческих качеств: чувства долга, исполнительности, терпимости к взглядам других, правдивости, трудолюбия, отзывчивости, эмпатии, оптимизма, общественной активности. В целом, воспитание — целенаправленный процесс, как коммуникативное воздействие и взаимодействие, диагностика ценностных отношений обучающихся к природе, к людям, к себе, к Отечеству, к учению, а также мотивов, потребностей, и совершенствование духовной, физической, трудовой, нравственной, эстетической, интеллектуальной культуры.
Социально-психологическое развитие занимает особое место в педагогической деятельности как процесс внутреннего последовательного, количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Обучение способствует развитию и само зависит от него. Оно ведет за собой развитие, опираясь на его достижения. Среда, при всей целостности триады: природа — человек — общество, проявляется по отношению к человеку в двух основных плоскостях: в сфере факторов, способствующих биологическому развитию человеческих индивидуумов (географические, климатические условия жизни, расовые особенности и т.д.), и в сфере факторов, способствующих их социальному развитию (уровни развития общества, его общественно-экономические формации, социально-политический строй и т.д.).
Система саморазвития — процесс совершенствования социально-психологического комплекса познавательных способностей: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, ощущения, речи, опорно-двигательного аппарата и психологических особенностей личности: эмоций, темперамента, воли, характера, а также культуры общения: рассуждений, доказательства, диалога, спора, отказа, извинения и развивающей системы как процесса целенаправленного воздействия и взаимодействия в их диагностике и формировании. В целом, — процесс развития.
Система самообразования: система учения как процесс приобретения знаний, умений и навыков и система преподавания, как процесс природосообразной, оптимальной передачи информации и способов ее освоения. В целом – процесс обучения, как пространственно-временное, целенаправленное информационное воздействие и взаимодействие. Воспитание и обучение выступают как грани единого целого: процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания невозможен без обучения воспитуемых определенным нормам, правилам поведения, деятельности, общения и пр.
Управление как внутренняя потребность любой социальной организации в целенаправленных действиях специализированного органа по упорядочению и координированию ее составляющих. Система самоуправления как процесс самоактуализации личности, социальной адаптации, формирования личностных характеристик самоуправления: самоанализа (рефлексии), самомотивации (убежденности), самопрогноза (упорядоченности), самоорганизации (организованность), самоконтроля (самоотчетности); саморегулирования (самостоятельности) и управляющей системы как процесса создания условий защиты прав детства, прав на обучение, воспитание, развитие, свободу мысли и моральных действий.
В результате исследования выявлено, что в понятие компетентность будет достаточно полным, если в ее составе выделить две составляющие: профессиональную и социальную (рисунок).
В понятие «социальная компетентность» исследователи включают такие составляющие как обобщенные качества личности, отличающиеся социальной зрелостью, которые необходимы для выполнения социальных ролей в профессиональном сообществе; стремление быть в гармонии с социумом, продуктивное выполнение различных социальных ролей; владение приемами профессионального общения; субъективная готовность к самоопределению; ответственность за результаты своего труда; социально-психологическая зрелость, включающую мотивацию, эмпатию, коммуникации, рефлексию, а также бесконфликтность.
Компоненты профессиональной компетентности. Теоретический компонент (система знаний, профессиональных умений и навыков) и практический компонент (способность продуктивного владения современными профессиональными технологиями представлены и реализуются учебным планом вуза. Личностно-профессиональный компонент (предрасположенность к профессии, готовность к профессиональному росту) реализуется через диагностику предрасположенности абитуриентов к освоению выбранной профессии. Конструктивно-профессиональный компонент (принятие эффективных решений, поисково-исследовательская компетентность) формируется в процессе тренинг-коучингов.
Рисунок. Компоненты социально-профессиональной компетентности
Компоненты социальной компетентности. Социальный интеллект (кругозор, понимание социальной ситуации, гибкое реагирование на нее) формируется через предметы специализации. Социально-нравственная зрелость (ответственность, организованность, целеустремленность, требовательность формируется и развивается в процессе участия в общественной работе вуза, факультета, кафедры. Формирование и развитие социально-психологической зрелости (мотивация, эмпатия, коммуникации, рефлексия, бесконфликтность) реализуется на учебных занятиях и во внеучебной работе, в процессе рефлексивно-оценочных действий. Духовная зрелость (ценностные ориентации, гармония с социумом) углубляется через формирование положительного имиджа будущего специалиста.
Таким образом,построение аксиоматической системы начинается с выявления в составе некоторой содержательной концепции ее первоначальных фундаментальных понятий, которым можно придать статус неопределяемых. Проблема компетентности является междисциплинарной, поскольку разные ее аспекты рассматриваются в философии, психологии, педагогике, экономике.
Список литературы:
- Богомолова А.В., Управление развитием культуры принятия решений менеджеров. Автореф. … канд. социол. наук, Белгород, 2008. – С. 12-14.
- Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. – М., 1965. – 397 c.
- Гоулман Д. С чего начинается лидер. — М. Альпина Бизнес Букс, 2006. – 234 с.
- Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. — М., 2004, С. 29—39.
- Сидорина Т.В. Эволюция научного метода в интегративной психологии // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. Т. 6. – С. 3-6.
- Сидорина Т.В. Аксиоматика профессионального мышления инновационного менеджера // Аваль. — 2006. — № 4. — C. 33-37.
- Сидорина Т.В. Теоретические основы разработки концепции экспертирования образовательных систем // Философия образования. 2011. Т.39. № 6. — С. 63-68.
- Смирнова, Н.Л. Социальные репрезентации интеллектуальности / Н.Л. Смирнова // Психологический журнал. – 1994. – № 6. – С. 61-63.
- Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. — М., 2004, С. 11—29.[schema type=»book» name=»АКСИОМАТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА» description=»Для решения задач реализации требований к современному специалисту необходима соответствующая ее сложности аксиоматическая система. Аксиоматический метод является научным инструментом и методом познания мира. Аксиомы заимствованы из опыта и эмпирики. Среди первых пяти аксиом, — эмоциональный интеллект, социальный интеллект, уровень профессионального мышления, культура принятия решений, полицисциплинарный подход к обеспечению успешности образования.» author=»Сидорина Татьяна Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-04″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_09(18)» ebook=»yes» ]