Одной из актуальных проблем для России на сегодняшний день является подготовки профессионалов нового типа в целом и в системе высшего образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания, способов и технологий организации образовательного процесса, и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.
В общем контексте современных тенденций в образовании от выпускника образовательной организации высшего образования требуется наличия определенных качеств, включающих профессиональную самостоятельность, мобильность, решительность, способность к профессиональному росту, ответственность за качество труда и принятие решений не только в стандартных типовых, но и незапланированных ситуациях, что в целом составляет профессиональную компетентность. Такое понимание цели и результата образования нашло отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) третьего поколения разработанных на основе компетентностного подхода. Как подчеркивает Н.А. Селезнева, «использование подобного подхода может способствовать преодолению традиционных когнитивных ориентаций высшего образования, ведет к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий» [1, с. 28].
Таким образом, «компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность».
Основные идеи компетентностного подхода сформулированы Л.О. Филатовой следующим образом:
— компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования;
— понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую;
— оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных
ориентации, привычки и др.;
В свою очередь профессиональная компетентность может быть определена как комплексная характеристика личности и рассматривается, как умение актуализировать накопленные знания и умения в нужный момент и использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций.
Существует множество различных подходов в изучении ценностей личности как в философии, социологии, в психологии проанализировав которые мы сделали вывод, что ценности, по мнению ученых, представляют собой важнейшие и глубинные принципы, определяющие отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим собой. То есть, под ценностью понимают предельно обобщенный социальный опыт, получаемый личностью в онтогенезе.
Можно утверждать, что ценности являются одним из важнейших элементов единого смыслового поля этнокультурной общности. В аксиологии понятие «ценность» соотносится с понятием «культурный смысл», присущий большинству членов сообщества. Формирование ценностей человека – процесс, во многом определяемый социальными условиями и той воспитательной и социализирующей средой, в которой развивается личность, и являются составляющей структуры личности [2, с. 127].
Категория «ценности» не существует сама по себе, она включает в себя разноплановые и разноуровневые явления, связанные с понятиями «отношение», «значимость», «потребность», «интерес», «смысл» и «убеждение». К таким разноплановым явлениям относятся «ценностные ориентации». Ценностные ориентации — это относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов поведения. Именно в виде ценностных ориентаций, установок, которые должны быть сформированы у будущих профессионалов, работников системы художественного образования в процессе обучения в вузе представлен аксиологический компонент в современных образовательных стандартах основе Государственной концепции модернизации образования.
Проведенный нами анализ показал, что аксиологический компонент профессиональной подготовки достаточно отчетливо представлен в базовых компетенциях тем или иным образом: ценностно-смысловой ориентацией (понимание ценности культуры, осознание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности); саморазвитием и самосовершенствованием (способность к познавательной деятельности, осознание необходимости, потребности и способности учиться, повышению своей квалификации и мастерства, умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков, готовность критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности); социальным взаимодействием (способность использования эмоциональных и волевых особенностей психики личности, готовность к сотрудничеству, толерантность, коммуникативность).
Профессиональная компетентность в рамках аксиологического подхода соединяет личностные и профессионально значимые ценности, формирует субъектность профессиональной позиции, ценностно-мотивационные компоненты профессиональной деятельности и трансформирует внешние социальные предписания во внутренние смыслы. Таким образом, в рамках нашего исследования ценностные ориентации выступают как интегральный показатель сформированности профессиональной компетентности современных студентов образовательной организации высшего образования, характеризующаяся единством личностных и профессиональных ценностей.
Список литературы:
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. № 5. 2003.
- Громов Р.А. Формирование аксиологических компонентов профессиональной компетентности у студентов технического вуза. // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Сер. Педагогические и психологические науки. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта. 2010. Вып.11. С.124-130.
- Ярычев Н.У., Дудаев Г.С-Х. Структура и содержание управленческой компетенции будущего специалиста государственного управления // Фундаментальные исследования. – № 11. – 2014. – С. 424.
- Ярычев Н.У. Опыт реализации государственной социальной политики в чеченской республике: к вопросу о проблемах становления и дальнейшего развития // Вестник Академии наук Чеченской Республики. – № 1. – 2008. – С. 209.[schema type=»book» name=»авРОЛЬ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» description=»В статье рассматривается аксиологический подход к решению педагогической проблемы при профессиональной подготовке выпускника образовательной организации высшего образования в условиях модернизации высшего образования.» author=»Дудаев Геназ Саид-Хусейнович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-24″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]