Номер части:
Журнал

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ, СЛАБО ВЛАДЕЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЯЗЫКОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ, СЛАБО ВЛАДЕЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЯЗЫКОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Евразийский Союз Ученых. Педагогические науки. ; ():-.





Любой ребенок как будущий субъект  образовательного процесса должен быть психически, психологически, физиологически и интеллектуально готов к учебной деятельности в школе. Именно интеллектуальная готовность к школьному обучению лежит в основе внутренней мотивации младшего школьника [3].

Детей можно считать готовыми к учебной деятельности в другой, непривычной для них языковой среде, если они:

  1. Владеют достаточным для начала обучения в первом классе объёмом знаний (знают алфавит, различают буквы и звуки, гласные и согласные, ударные и безударные гласные, умеют делить слова на слоги, могут называть слова с определенным звуком).
  2. Имеют определенный запас слов.
  3. Умеют правильно употреблять знакомые слова в речи (предложения из 2 — 3 слов);
  4. Могут составлять небольшие тексты по картинке (2 – 3 предложения).
  5. Умеют писать печатными буквами карандашом (развита мелкая мускулатура рук).
  6. Владеют элементарными навыками культуры поведения и общения.
  7. Умеют сотрудничать с учителем, со сверстниками, что является основой становления любой системы взаимодействия по схеме «учитель — ученик», «ученик — ученик», «ученики — ученики».
  8. У детей сформировано желание учиться, что определяет степень ихобучаемости на каждой ступени образовательной системы [3].

Работа учителя с учащимися подготовительного класса должна быть направлена на решение задач, которые будут способствовать развитию внимания, образного мышления, тренировке кратковременной памяти, активизации понятийного аппарата. Даже при обучении детей не следует забывать об экологии речи, которая подразумевает заботу о здоровье языковой среды во имя сохранения культуры русского народа в целом.

Произношение гласных звуков. Вводно-фонетический курс обычно начинается с обучения произношению гласных звуков, при произнесении которых легче обратить внимание учащихся на ощутимые моменты артикуляции, на положение органов речи. К ощутимым моментам артикуляции относятся: положение губ [О, У, А, Ы, Э]; положение кончика языка (вверх — вниз); движение всего языка (вперёд — назад); работа голосовых связок (наличие или отсутствие вибрации); раскрытие ротовой полости (расстояние между верхними и нижними зубами).

При характеристике гласных важно указать на наличие губной артикуляции (лабиализации). Лабиализованными  являются два гласных звука [О] и [У]. Гласные  [А], [О], [Е] в безударной позиции изменяются количественно и качественно. Их следует рассматривать сначала в первом предударном слоге, затем в абсолютном начале слова, затем слоги дальше первого предударного и заударные.

Произношение cогласных звуков. Работу над согласными звуками рекомендуется начинать  с постановки смычных согласных, т.к. смычка является ощутимым моментом артикуляции. У губных и переднеязычных согласных [Б], [П], [М], [Н], [Т], [Д], [З], [С], [Л] смычку можно увидеть,  у заднеязычных согласных [К],[Г],[Х] смычку можно ощутить. Объяснить учащимся артикуляцию звуков на родном языке или языке-посреднике не всегда есть возможность, поэтому следует предложить учащимся повторить зрительно воспринимаемые движения органов речи.

Щелевые по способу образования согласные [В], [Ф], [З], [С], [Ж], [Ш], [Х], [Й] отличаются большей длительностью и меньшей напряженностью. Для отработки их правильного произношения следует предложить тянуть эти согласные.

Типичной ошибкой при произнесении смычных и щелевых согласных, характерной для учащихся всех национальностей,  является раскрытие смычки без взрыва.

Необходимо обратить внимание учащихся на ощутимый момент артикуляции смычных – усиление воздушной струи, которая с силой разрывает смычку; предложить произнести их в сочетании со звуками-помощниками –  гласными [А], [О] – (та – ат, ма – ам, па – ап, на – ан).

Обучение произношению гласных звуков. Абсолютное овладение русским произношением – задача трудновыполнимая. В этом плане с детьми работать легче, т.к. имитация, которая состоит из слушания образца и его воспроизведения, дает положительные результаты в детской аудитории. Целенаправленное слушание развивает способность восприятия и понимания речи. Сначала учащиеся узнают звуки, затем звукосочетания. Воспроизведение их тесно связано со слушанием. Прослушав несколько раз образец (четкое и достаточно громкое произношение учителя), учащиеся проговаривают звук сначала про себя. Эффективной является такая последовательность тренировочных упражнений, развивающих фонематический слух учащихся:

  1. Слушайте.
  2. Слушайте и выделяйте данный звук.
  3. Слушайте и повторяйте про себя (в это время учащиеся могут сами обратить внимание на ощутимые моменты артикуляции).
  4. Слушайте и повторяйте вместе с преподавателем.
  5. Слушайте и повторяйте во время паузы.
  6. Произносите перед зеркалом, обращайте внимание на положение губ, языка.

Следует иметь в виду, что из гласных звуков наиболее трудным для учащихся всех национальностей, в том числе и для носителей языка западно-иранской подгруппы (таджиков), которых очень много среди детей мигрантов, является гласный звук среднего ряда [Ы].  Вместо звука [Ы] учащиеся произносят звук [И].  Необходимо обратить внимание учащихся на положение губ, которые образуют широкую щель при произнесении этого звука.

Артикуляция гласного зависит от его положения в слове. Следует учитывать четыре основные позиции гласных под ударением:

1.Между твердыми согласными  (дом) – позиция, не представляющая трудность для изучающих государственный язык РФ.

2.После мягкого согласного перед твердым (пел, пил, сел). Обычно учащиеся произносят конечный звук [Л] как среднеевропейский полумягкий звук, что-то средний между твердым [Л] и мягким [Л’].

3.После твердого согласного перед мягким (соль).

4.Между мягкими согласными  (пять). Для учащихся всех национальностей, изучающих государственный язык РФ,  произношение двух мягких согласных в одном слове представляет большую трудность,  т.к. в некоторых  языках (например, тюркской, иберийско-кавказской, западно-иранской группах) отсутствуют мягкие согласные. Сначала следует отрабатывать правильное произношение в указанных позициях под ударением.

В безударной позиции гласные изменяются количественно (звучат менее длительно и напряженно) по сравнению с ударными гласными.

Гласные звуки [А], [О],  [Е] изменяются как количественно, так и качественно. Гласный звук [О] произносится,  как [А]; звук [Е]  –  как [И]. В подготовительном классе при обучении государственному языку РФ гласные следует рассматривать в следующих безударных позициях в такой последовательности:

  1. Первый предударный слог: арбýз, окнó, собáка, петýх, ученѝк, пенáл .
  2. Абсолютное начало слова: осá, акýла.
  3. Слоги дальше первого предударного: ананáс, самолёт, помидóр, молокó.
  4. Заударные слоги: кнѝга, кýкла, дéрево, дéвочка, яблоко.

Особого внимания требует редукция гласных в заударной позиции, т. К. здесь нарушения произношения обычно носят  устойчивый характер. При постановке произношения гласных звуков нужно учитывать сочетание гласного с твердым предшествующим согласным и место гласного в фонетическом слове.

Произношение согласных звуков. По способу образования согласные делятся на следующие группы: щелевые [Ф, В, С, З, Ш, Ж, Щ], смычные  (взрывные)[П, Б, Т, Д, К, Г], смычно-проходные (боковые [Л, Л’], носовые [М, Н]), аффрикаты [Ц, Ч’] и дрожащие [Р, Р’]. У губных [П, П’, Б, Б’, М, М’] и переднеязычных [Т, Т’; Д, Д’; С, С’; З, З’; Н, Н’; Л, Л’; Ц] согласных смычку можно увидеть, поэтому детям предлагается произносить их перед зеркалом. У заднеязычных согласных [К, К’, Г, Г’, Х, Х’] смычку можно ощутить [1]. Следует обратить внимание учащихся на ощутимый момент артикуляции смычных согласных – усиление воздушной струи, которая с силой разрывает смычку  (без употребления  слов: смычка, воздушная струя, разрывать).

Упражнения на отработку правильного произношения смычных согласных.

  1. Произнесите перед зеркалом согласные звуки [Б], [М], [П], обратите внимание на положение губ.
  2. Произнесите перед зеркалом согласные звуки [Д], [Т], [Н], [Л], обратите внимание на положение языка (куда упирается язык).
  3. Произнесите перед зеркалом звуки [К], [Г], [Х], обратите внимание на положение языка (куда упирается язык).

Показывая ученикам букву, давая образец правильного произношения звука, учителю необходимо четко произнести соответствующий звук, а не название буквы [М], а не [ЭМ],  [К], а не [КА].

  1. Произнесите правильно перед зеркалом следующие слоги: та – ат, на – ан, ма – ам, па – ап, ка – ак.
  2. Произнесите правильно следующие слова: как, кот, там, дом.
  3. Произнесите правильно слова: слушайте и повторяйте: ма-ма, па-па, Ми-ла, Ни-на, Ди-ма, лу-на, ли-са, со-ба-ка. Такое упражнение научит учащихся связывать два звука в один слог. Слова должны состоять из двух – трёх открытых слогов.
  4. Произнесите правильно следующие предложения, слушайте и повторяйте: Вот мама. Вот папа. Вот Мила. Вот её со-ба-ка.

Типичной ошибкой, допускаемой всеми учащимися, является  произношение смычных согласных с придыханием. Благоприятной позицией для устранения придыхания является позиция смычного согласного в сочетании с гласным звуком [А]: ама, аба, апа, ана, ата, ада, ала.

Постановка произношения мягких согласных. Твердость – мягкость согласных в русском языке играет смыслоразличительную роль, поэтому необходимо обратить особое внимание на постановку произношения мягких согласных. Характерной ошибкой нерусских учащихся является произношение твердого согласного с йотированным  гласным на месте мягкого согласного: пять – [пjат] вместо [п’ат’].

При артикуляции мягких согласных управляемым моментом является продвижение языка вперед, при постановке правильного произношения звуком-помощником является [И]. Звуки-помощники используются, когда трудно сознательно управлять артикуляцией. При отработке произношения мягких согласных лучше придерживаться следующей последовательности:

  1. Упражнения на постановку произношения мягкого согласного звука в слоге, слове, словосочетании, предложении.
  2. Закрепление артикуляции в тренировочных упражнениях.
  3. Упражнения на противопоставление твёрдого и мягкого согласного в случае их не различения в какой-либо позиции: [та – т’а].

Дети дошкольного возраста (подготовительный класс) и младшего школьного возраста легче понимают различие твердых и мягких согласных, если петь их быстро, как песенку на любой мотив известной им детской песни.

При постановке трудных для всех, изучающих государственный язык РФ, всегда твердых звуков [Ш], [Ж] звуками-помощниками  являются: гласные звуки  [О], [У]; согласные звуки [К], [Г], которые произносятся, как и [Ж],[Ш], с поднятой задней частью спинки языка: ошо, ушу, кшо, кшу; ожо, ужу, гжо, гжу. Необходимо длительное и напряженное произнесение этих звукосочетаний, чтобы вызвать артикуляцию, необходимую для правильного произнесения звуков [Ж], [Ш].

При обучении правильному произношению предметом практического изучения должны быть следующие явления фонетической системы русского языка [2;4]: функционирование звуков речи в процессе общения; словесное и фразовое ударение, которое служит разграничению смысла слов и предложений; интонация, оформляющая предложение как коммуникативную единицу.

Фонетические упражнения проводятся в следующей последовательности:

  1. Слушание без повторения.
  2. Слушание и повторение за учителем.
  3. Слушание и повторение во время паузы.
  4. Самостоятельное воспроизведение звука, слога, слова и предложения.

Для развития фонематического слуха предлагаются задания:

  1. Слушайте звуки (слоги, слова и предложения).
  2. Слушайте и выделите звуки (слоги, слова и предложения).

Для выработки правильной артикуляции звуков (слогов, слов и предложений) учащимся необходимо:

— слушать;

— слушать и повторять про себя;

— слушать и повторять вместе с учителем;

— слушать и повторять во время паузы;

— слушать и повторять вслух;

— повторять самостоятельно.

Типичными  для носителей разных языковых групп являются ошибки:

  1. Отсутствие оглушения звонких согласных перед глухими: [редко] вместо [реткъ].
  2. Отсутствие оглушения звонких согласных в конце слова: [год] вместо [гот], [сад] вместо [сат], [зуб] вместо [зуп].
  3. Отсутствие озвончения глухих согласных перед звонкими согласными: [просьба] вместо [проз’ба], [юбка] вместо [юпка].

4.Неразличение согласных звуков по признаку звонкости/ глухости, например, [П] вместо [Б], [Ф] вместо [В], [Ш] вместо [Ж]; смешение парных смычных  (взрывных): [пелка] вместо [белка], [перёза] вместо [берёза].

  1. Прибавление лишнего гласного звука в начале слова, если оно начинается со стечения согласных (истол, истакан, видруг, издраствуйте), учащимися, в родном языке которых нет стечения согласных в пределах одного слога.
  2. Неправильное произношение мягких согласных ввиду их отсутствия в родном языке.
  3. Произношение звука [И] вместо [Ы].
  4. Отсутствие редукции гласных звуков [О], [Е] в безударной позиции.
  5. Произношение звука [А] с более передней или задней артикуляцией, характерной для соответствующего звука в родном языке.

При постановке правильного произношения звонких согласных используется благоприятная позиция  –  положение между гласными (ба-ба-ба, аба; бо-бо-бо-обо; бу-бу-бу-убу) и звуки-помощники –  [Н, Л, М].

При постановке произношения глухих и звонких согласных рекомендуется следующая  последовательность упражнений:

1) постановка звука;

2) закрепление артикуляции в тренировочных упражнениях;

3) упражнения на противопоставление смешиваемых звуков [П-Б], [Т-Д], [С-З] – сначала в разных словах (суп – зуб, собор –  забор), затем в пределах одной словоформы (сезон, задать (вопрос), побывать).

При постановке произношения согласных следует обращать внимание на сочетание фонем, учитывая характер последующего гласного, а также положение согласного в слове.

К каждому звуку могут быть подобраны двустишия, стихи, скороговорки, загадки. Например, к звукам [С, Т]:

Спит спокойно старый слон.

Стоя спать умеет он.  (С.Я. Маршак)

Учитель на свое усмотрение выбирает наиболее подходящие и произносит 2 — 3 раза медленно, четко проговаривая каждое слово. Затем предлагает учащимся повторять за ним сначала хором, что не только экономит время, но создает слуховую наглядность, снимает у учащихся боязнь говорить, а затем индивидуально. Учащиеся хорошо запоминают стихотворение, поэтому нужно стараться, чтобы дети, научились произносить их. Они будут рады, что сумели решить поставленную перед ними задачу.

Учителю  необходимо знать, что русская фонетическая система характеризуется следующими чертами [1]:

— при очень разнообразном составе согласных (консонантизм)  — малочисленный состав гласных (вокализм);

— наличие корреляционных пар звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных;

— чередование в одном слове слогов то с мягким, то с твёрдым согласным;

— редукция безударных гласных и чередование в одном слове ударных/ безударных слогов;

— своеобразная система ударения, обусловленная природой ритмико-интонационного членения в русском языке.

При обучении государственному языку РФ следует иметь в виду:

— обучение правильному произношению следует начинать не с сочетания звуков, а с изолированного звука;

— в произносительной системе русского языка определяющим является консонантизм, где существенное значение имеет противопоставление согласных по твердости/ мягкости, по глухости/звонкости, по способу образования;

— для русского языка характерно наличие гласных переднего, среднего и заднего рядов (в зависимости от степени подъема языка) и противопоставление лабиализованных и нелабиализованных гласных;

— гласный звук под ударением характеризуется четкой, энергичной артикуляцией;

— в безударной позиции количественному и качественному изменению подвергаются гласные [А], [О], [Е], что является спецификой системы русского вокализма;

— повышение или понижение тона зависит от ритмико-интонационного членения речи и от структурно-грамматического оформления высказывания;

-высота тона в русском языке не играет фонологической роли и не служит для различения смысла слов.

Итак, при обучении правильному произношению необходимо использовать: прием опоры на ощутимые моменты артикуляции; звуки-помощники; прием утрирования артикуляции, когда трудный звук учитель произносит четко, достаточно громко; благоприятную фонетическую позицию;

замедленный темп произношения; учет фонетических особенностей родного языка учащегося (если есть такая возможность), не прибегая к постоянному сравнению фонетических явлений языков.

Список литературы:

  1. Акишина А. А., Барановская С. А. Русская фонетика. М., 1980.
  2. Галеева М.М., Соколова И.В. Методика обучения русскому произношению. М., 1974.
  3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.
  4. Крылова Н.Г. Обучение произношению. М., 1984.[schema type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ, СЛАБО ВЛАДЕЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЯЗЫКОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» author=»Гасанова Патимат Магомед-Алиевна, Андреева Ирина Викторовна, Тудвасева Зинаида Константиновна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6778

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх