Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Многие педагоги и методисты в качестве перспективной выдвигают организацию самостоятельной работы студентов, развитие компетенций самооценки и самоконтроля в контексте инновационного обучения.

Согласно П.И. Пидкасистому, самостоятельная работа – «организованная учителем/преподавателем активная деятельность учащихся/обучаемых, направленная на выполнение дидактической цели в специальное отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний» [4, С. 309].

А.И. Зимняя определяет самостоятельную работу как целенаправленную внутренне мотивированную структурированную самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемую им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет обучаемому удовлетворение как и процесс самосовершенствования и самопознания [1, C. 335].

Анализ исследований А.А.Леонтьева позволяет выделить пять средств оптимизации самостоятельной работы:

  • профессиональная компетентность преподавателя;
  • мотивационный механизм;
  • правильное планирование содержания самостоятельной работы;
  • отбор средств, позволяющих раскрыть содержание самостоятельной работы;
  • применение механизма обратной связи [3].

  Продуктивная деятельность студента и преподавателя конструируется сначала в совместной, а затем в индивидуальной, самоорганизуемой работе.

  Сотрудничество преподавателя со студентами включает в себя:

  • введение в деятельность;
  • разделенное действие;
  • имитируемое действие;
  • поддержанное действие;
  • саморегулируемое действие;
  • самообсуждаемое действие;
  • самоорганизуемое действие;
  • партнерство.

Переходы от одной формы взаимодействия к другим обеспечивают становление самоуправляемой деятельности и самоорганизацию обучения в целом.

Барьером эффективности такой деятельности служит повышенная тревожность студентов из-за незнакомых условий обучения по сравнению со школьным обучением. Преподаватель здесь должен выступать как гарант помощи, взаимоуважения, взаимопонимания и в то же время должен решать учебно-познавательные и воспитательные задачи.

Методической составляющей является разработка заданий для самостоятельной работы на занятиях и после них. Для внеаудиторной работы предлагается также разработка разноуровневых, индивидуализированных заданий.

Самостоятельная работа отличается от других видов занятий тем, что студент сам должен бы ставить себе цель и сам достигать ее. Предполагается, что навыки и умения самостоятельной работы сформированы в школе, но зачастую выпускники школ такими навыками не обладают. А ведь самостоятельная работа прививает вкус к самообразованию.

Самостоятельная работа (СР) может быть аудиторной (10-15 мин) и внеаудиторной. Эта работа планируется и отражена в рабочих программах, графиках самостоятельной работы.

К СР относится:

1) подготовка к аудиторным занятиям и выполнение соответствующих заданий;

2) выполнение самостоятельных заданий в лабораторных практикумах;

3) работа над отдельными темами;

4)  подготовка ко всем видам итоговой аттестации (тестам, зачетам, экзаменам).

Соответственно требуется много времени и усилий для подготовки заданий для СР, создания электронных информационных источников, организации рубежного и итогового контроля знаний.

К объективным условиям организации СР студентов следует отнести материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение.

Материально-техническое обеспечение СР предполагает:

  • наличие необходимого аудиторного фонда, в том числе лабораторий, оборудованных компьютерами с соответствующим программным обеспечением, и лингафонных кабинетов с достаточным количеством посадочных рабочих мест, компьютерных классов с выходом в Интернет;
  • наличие необходимой для индивидуальной работы инструктивной и нормативной документации.

 Учебно-методическое и информационное обеспечение включает:

  • нужное количество учебной литературы: учебников, учебных и наглядных пособий, тексты лекций на бумажных и электронных носителях и т.д.
  • необходимое количество вариантов заданий и методических рекомендаций по их выполнению.

  К субъективным условиям организации самостоятельной работы студентов следует отнести:

  1) понимание преподавателем значимости этого вида учебной работы для формирования современного специалиста с высоким уровнем социальных компетенций;

  2) владение преподавателем приемами организации самостоятельной работы студентов, требующими от него высокого педагогического мастерства и особых личностных качеств;

  3) осознание студентами целей самостоятельной работы, ее значимости для учебной, а затем и практической деятельности (в чем мы должны им помочь).

  Контроль должен способствовать выявлению недостатков и созданию механизмов их устранения, формированию обратной связи для выработки корректирующих действий.

Для правильной СР важны такие личностные качества как самоконтроль и самооценка.

Можно сказать, что самоконтроль является неотъемлемой частью самостоятельной работы и сформированной самообразовательной компетенции. А.В. Петровский определяет самоконтроль как «осознание и оценку субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованием общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс. Самоконтроль предполагает наличие эталона и возможность получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. Волевая регуляция основана на самоконтроле человека, как компонента саморегуляции, в то же время самоконтроль может быть объектом волевой регуляции» [5, C. 35]

Г.Ю. Ксензова понимает самооценку как «один из компонентов дея­тельности». Самооценка по ее мнению «связана не с выставлением себе отме­ток, а с процедурой оценивания. Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего – с баллом» [2, с. 68-69].

Самоконтроль (СК) и самооценка (СО) рассматриваются как интеллектуальное действие, совершаемое обучающимися с опорой на рефлексивную способность мышления. Условие функционирования СК – наличие в памяти обучающегося либо внутреннего эталона правильного решения учебной задачи, либо критериев оценки результата. СО – целостное личностное образование, в котором есть общая самооценка (себя как личности) и частная самооценка (оценка своих сил, возможностей в достижении конкретных целей). Таким образом, внимание преподавателя должно быть направлено на создание у обучающихся внутренних эталонов и критериев правильности выполнения действий, сохранения ими их в своей памяти и приобретения умения пользоваться ими в различных учебных ситуациях.

Рассмотрим процесс приобретения обучающимся компетенций СК и СО.

Осваивая соответствующий способ решения учебной задачи, обучающийся в соответствии с программой обучения, разработанной преподавателем, выполняет определенное и необходимое для достижения поставленной учебной цели количество учебных действий в аудитории и во внеаудиторное время. При этом каждый шаг учебной работы обучающегося должен завершаться контролем и оценкой результата. На занятиях в аудитории это входит в задачи преподавателя, который в случае ошибки помогает определить ее причину и скорректировать действия студента. В условиях самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов преподаватель может управлять формированием речевого навыка опосредованно, с помощью обучающей программы. Для поддержания у студента уверенности в правильности выполненных им учебных действий, в режиме самостоятельной внеаудиторной работы часто рекомендуется сопровождать задания средствами обратной связи для самоконтроля и самооценки: четкими инструкциями, образцами выполнения конкретных действий и ключами.

Благодаря непосредственному или опосредованному управлению у студента постепенно вырабатывается внутренняя программа хода решения учебной задачи данного типа и осваивается способ ее решения. Безошибочность выполнения им соответствующих заданий в новых учебных ситуациях свидетельствует об одновременной сформированности у него: 1) внутреннего эталона правильности решения учебной задачи как обязательного условия для осуществления самоконтроля; 2) самоконтроля как обязательного условия применения речевого навыка.

Приобретение студентами внутренних эталонов и критериев для СК и СО означает, что действия контроля и оценки как бы присвоены ими, становятся их личной собственностью, достоянием. Приобретенные при этом студентами внутренние умения самоконтроля и самооценки рассматриваются как производные от внешних контрольных и оценочных действий преподавателя. Значит задача преподавателя – обеспечить условия для перехода внешнего контроля во внутренний.

Одним из действенных способов формирования СК и СО является использование балльно-рейтинговой системы оценивания сформированности компетенций.

Целью введения балльно-рейтинговой системы является повышение качества обучения за счет интенсификации учебного процесса, формирования культуры самообразовательной деятельности студентов и активизации работы профессорско-преподавательского состава по совершенствованию содержания и методов обучения.

Среди основных задач введения балльно-рейтинговой системы можно выделить:

—   стимулирование повседневной систематической работы студентов при освоении ими ОПОП (образовательной программы);

—   активизация самостоятельной работы студентов на основе совершенствования ее содержания и используемых образовательных технологий;

—   формирование навыков самоорганизации учебного труда и самооценки у студентов;

Реализация балльно-рейтинговой системы направлена на выполнение следующих основных функций: организационно-образовательной, системно-контролирующей, мотивационно-стимулирующей, рефлексивно-оценивающей, оперативно-управляющей и информационно-аналитической.

Таким образом, организация учебного процесса с использованием балльно-рейтинговой системы дает возможность студенту:

—   осознавать необходимость систематической и ритмичной работы по усвоению материала на основе знания своей текущей оценки по каждой дисциплине и ее изменения в зависимости от качества усвоения материала и соблюдения установленных сроков выполнения заданий;

—   своевременно оценивать состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебных занятий до начала экзаменационной сессии;

—   получать навыки самостоятельного планирования своей учебной деятельности.

Приобретение способностей к СК и СО  является не только результатом в присвоении студентами опыта учебной работы, но и их целенаправленной активности как субъекта учебной деятельности. Овладение СК и СО  должно стать для них особой задачей. При этом требуется специальная организация процесса обучения как развивающего, реализация в обучении средств, расширяющих возможности психического развития студента.

Определяя пути формирования у студентов самоконтроля и самооценки как необходимых компонентов саморегуляции в ходе усвоения учебной дисциплины в рамках вузовской программы, с одной стороны, следует опираться на уже имеющиеся у них способности к учению (приобретенные ранее), с другой стороны, активизировать именно те внутренние возможности студентов, которые связаны непосредственно с формированием СК и СО. Основным условием оптимизации процесса формирования СК и СО должна стать разработка специальной программы педагогического воздействия на личность обучающегося, формирующих у него осознание своих психических возможностей, развитие мотивационной готовности к усовершенствованию своей учебной деятельности, побуждающих к осмыслению способов выполнения действия.

Список литературы

  1. Зимняя И.А. Основы педагогической психологии – М.: Логос, 2004. – 384 с.
  2. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Уч-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001.- 128 с.
  3. Леонтьев А.А., Шахнарович А.М. Общая и прикладная психолингвистика. –  М.: Просвещение, 1991. – 387 с.
  4. Пидкасистый, П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы . – М.: Педагогическое  общество России, 1999. –  354 с.
  5. Психологический словарь / Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М.: Политиздат, 1990. – С. 35[schema type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ» description=»В статье представлены задачи и варианты самостоятельной работы студентов. Указаны условия обеспечения аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. Рассмотрен процесс приобретения компетенций самоконтроля и самооценки. Балльно-рейтинговая система оценивания представлена как один их способов формирования компетенций самоконтроля и самооценки.» author=»Шакирова Татьяна Ивановна» publisher=»БАСРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-31″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
jendralmaya Slot slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo slot demo slot slot deposit pulsa slot data hk data sgp data sdy data macau https://sebatik.wicida.ac.id/public/slot-demo/ slot demo slot demo
404: Not Found